Познавательно-исследовательский проект по математике «Человек и время».
проект по математике (старшая группа)

В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.). Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЧЕРЕПАНОВСКИЙ РАЙОН

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ         УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Р.П.ПОСЕВНАЯ

ЧЕРЕПАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Познавательно-исследовательский проект

по математике «Человек и время».

                                                                   Возраст детей: 5-7 лет

                                                                   Длительность проекта: 5 дней

                                                               Автор - составитель: Кичигина А.С.,

воспитатель

2022г.

Пояснительная записка:

В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.). Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Тип проекта: педагогический.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатель.

Длительность проекта: краткосрочный (до 5 дней).

Актуальность проекта:

дети дошкольного возраста усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Такие как дни недели, месяца, времена года даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя увидеть их на картинке), поэтому наиболее проблематичным разделом в формировании элементарных математических представлений является ориентировка детей во времени, в частности формирование представлений о днях недели, месяцев, времён года.

В связи с этой проблемой и был разработан проект «Человек и время», который позволит систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года; позволит сформировать умения определять время по часам с точностью до 1 часа.

Материально – техническое обеспечение:

-аудио и видеотехника;

-ноутбук;

-звуковые колонки;

-мультимедийное оборудование;

-магнитно – маркерная доска;

-декорации;

-наглядно – дидактическое пособие «Серия «Учебные пособия для дошкольников». «Времена года»;

-наглядно – дидактическое пособие «Серия «Учебные пособия для дошкольников». «Части суток».                

Дидактические материалы:

-дидактическая игра «Где моё место?»;

-дидактическая игра «Что раньше, что потом?»;

-дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»;

-дидактическая игра «Узнай, который час».

Оборудование: наглядная модель часов «Часы – календарь» с двигающейся стрелкой и секторами, окрашенными в цвета радуги.

Предварительная работа:

- ОД по ФЭМП, беседа о днях недели, временах года, частях суток, дидактические игры;

-знакомство с часами: стрелки, циферблат;

-чтение стихотворений, загадок, пословиц, крылатых выражений о времени.

Цель проекта: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи проекта:        

Личностные:

-систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

-формировать умения определять время по часам с точностью до 1 часа.

Метапредметные:

-развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;

-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;

-развивать поисковую деятельность, творческую активность;

-развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение.

Предметные:

-расширить кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов;

-развить познавательный интерес к математике;

-создать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Планируемые результаты проекта.

Реализация проекта способствует тому, что у детей:

-сформируются знания о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

-сформируются умения определять время по часам с точностью до 1 часа;

-сформируются умения беречь время и регулировать свою деятельность в соответствии со временем;

-развиваются навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;

-развиваются навыки поисковой деятельности, творческой активности;

-развиваются мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение;

-расширяется кругозор через знакомство с разными видами часов и назначением часов;

-развивается познавательный интерес к математике;

-создаются благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.  

Этапы реализации:

I Подготовительный этап

1.Определение темы, цели, задачи проекта.

2.Изучение литературы по теме, подбор материалов для реализации проекта. 3.Составление плана работ с детьми и родителями.

II Основной этап

1.Беседы «Часы-цветы» с показом презентации, «Кремлевские куранты», «Измерение времени».

2.Тематические занятия «В царстве часов», «Часы. Как узнать время», «Формирование представлений о частях и времени суток», «Путешествие в прошлое часов».

3.Папка-передвижка для родителей «Какие бывают часы?».

4.Чтение художественной литературы: И.И Коботина «Рассказы о часах», Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Э. Котляр «Часы и часики», Григорий Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра».

5.Составление картотеки загадок о часах и времени.

6.Творческое задание – совместное с родителями изготовление часов «Удивительный мир часов».

7.Просмотр мультфильмов «Фиксики. Часы», «Смешарики. Живые часы».

8.Сюжетно-ролевые игры «Часовая мастерская», «Магазин часов». 9.Дидактические игры «Где мое место?», «Что раньше, что потом?», «Для чего нужен предмет?», «Узнай, который час».

III Заключительный этап

1.Создание мини-музея часов.

2.Прогулка.

План реализации проекта.

Дни недели

Цели и задачи

Формы реализации

Понедельник

Интегрированное

занятие

«В царстве

часов».

1.расширить знания детей о многообразии часов, их строении;

2.уточнить   представления детей о частях суток

и временах года;

3.способствовать накоплению опыта

при изучении времени;

4.вызвать интерес к изучению времени;

5.развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

1.Беседы по серии картинок

«Части суток», «Времена

года» (+ игры по временам

года).

Беседы «Кремлевские

 куранты», «Измерение времени».

2.Дидактические игры «Где

мое место?»; «Что раньше, что потом?»

3.Обсуждение конструкции

часов.

Вторник

Вторник

Занятие по ФЭМП

«Формирование

представлений о

частях и

времени суток».

1.развивать представления о времени;

2.закреплять знания о сутках, неделе, месяцах;

3.поощрять желание играть в математические игры;

4.развивать мелкую моторику рук;

5.формировать представление о

временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

1.Совместное с родителями творческое задание

«Удивительный мир часов».

2.Сюжетно-ролевые игры:

«Часовая мастерская», «Магазин часов»,

игры «Ориентировка во времени».

3.Папка-передвижка «Какие бывают часы?».

4.Просмотр мультфильмов

«Фиксики. Часы»,

«Смешарики. Живые часы».

Среда

Занятие по ФЭМП

«Часы. Как

узнать время».

1.развивать представления о

времени;

2.закреплять знания о сутках,

неделе, месяцах;

3.поощрять желание играть в

математические игры;

4.развивать мелкую моторику рук.

1.Опыт «Часы и время».

2.Эксперимент «Изготовление

солнечных часов».

3.Дидактические игры «Для чего нужен предмет?»,

«Узнай, который час».

Четверг

Занятие по

развитию речи

«Путешествие в

прошлое часов».

1.продолжать знакомить детей с

историей возникновения часов и

их ролью в нашей жизни;

2.учить чётко и последовательно

излагать свои мысли, упражнять в

употреблении

сложноподчинённых предложений

с союзом “Потому, что»;

3.развивать исследовательский

интерес и любознательность;

4.воспитывать интерес к занятию;

5.активизировать словарь: часы

солнечные, водяные, механизм, циферблат.

1.Изготовление картотеки

загадок «Время».

2.Беседа с последующим

наблюдением «Часы-цветы».

3.Стихи о времени днях, неделях, сутках, часах.

Пятница «Математическая прогулка.

1.обобщить знания детей о времени;

2.совершенствовать умения детей

определять время;

3.закреплять знания детей о

последовательности частей суток,

представление о временном

промежутке «сутки», о последовательности дней недели,

представление о временных

понятиях «вчера»,

«сегодня», «завтра».

1.Мини-музей

«Удивительный мир часов».

2.Прогулка.

Список литературы:

1.От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368с.

          Интернет – ресурсы:

1.Образовательная социальная сеть nsportal.ru

2.Образовательный портал infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математике " Мы и время".

Среднесрочный проект по математике для детей подготовительной группы является результатом работы воспитателя по разделу "Ориентировка в пространстве" -знакомство с единицами измерения времени....

Среднесрочный проект по познавательному развитию (Математика):«Человек и время»

Содержание 1.Паспорт проекта22.Введение33.Цели и задачи проекта44.Обеспечение проекта45.Предполагаемый результат56.Этапы проекта57.План реализации проекта68.Приложение:  Конспект заняти...

Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «История жилища человека».

Задачи:1.Расширять кругозор детей, дать зримые образы истории жилища человека.2.Продолжать формировать у детей умение находить зависимость вида жилища человека от образа и условий жизни людей.3.Активи...

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект "Занимательная математика"

Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования математических представлений...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...