Цикл занятий по математическому развитию
план-конспект занятия по математике

Шаймарданова Айгуль Филарисовна

Математические знания улучшают абстрактное мышление,усиливают его быстроту,учат абстрагироваться,концентрироваться и тренируют память.Математика необходима для общего развития детей,поскольку развивает ум ребёнка,закладывет основу  рационального мышления и интеллектуального развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nod_po_femp_s_blokami_denesha.pdf177.94 КБ
Файл nod_po_femp_u_krolika.docx17.46 КБ
Файл od_po_femp.docx29.27 КБ
Файл femp_uroki_zvezdocheta.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»

Конспект образовательной деятельности

 по математике «В гостях у кролика»

для детей средней группы

                                                                                      Составила воспитатель:

                                                                                                              Шаймарданова А.Ф.

Нижневартовск

2023

Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений 

 

Задачи: 

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар,

Учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.

Материал и оборудование: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2коробки, красные и синие кубы  (по количеству детей),

сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал: Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: ребята, посмотрите, чьи – то следы у нас в группе, кто же их оставил, вы не знаете? Ребята чтобы узнать, чьи это следы, нужно отгадать загадку.

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку.

Прыгнул под листик

Комочек-пушистик.

Это не зайка,

А кто? Угадай-ка?

(Кролик.)

Воспитатель: правильно ребята, вы угадали - это кролик. Это он нам оставил следы, чтобы мы его нашли, вы хотите найти кролика? Давайте тогда пройдем и посмотрим, куда же они ведут. (Дети идут по следам, подходят к столу, на котором стоит клетка, накрыта салфеткой.)

Воспитатель: ребята, куда же он спрятался, вы не знаете? (Воспитатель снимает салфетку с клетки.)

Ой, посмотрите да вот же он.

Основная часть

Воспитатель: Посмотрите, внимательно какой красивый кролик пришел к вам в гости.

 Кролик маленький или большой? (Ответы детей.)

Что есть у кролика на голове? (Ответы детей.)

А уши, какие? (Ответы детей.)

Чем покрыто тело кролика? (Ответы детей.)

Какого цвета шёрстка у кролика? (Ответы детей.)

Давайте я достану кролика из клетки, и мы посмотрим на него поближе.

Что ещё есть у кролика? (Ответы детей.)

Одинаковые лапки? Как вы думаете, почему лапки разные? (Ответы детей.)

С помощью таких лап он передвигается.

А ещё у кролика есть, что...? (Ответы детей.)

Он большой или маленький? (Ответы детей.)

А где живет кролик? (Ответы детей.)

А теперь опустим кролика и посмотрим, что он будет делать.

Воспитатель вместе с детьми наблюдает за поведением животного.

Ребята, а вы любите играть? Тогда, давайте положим кролика в клетку и поиграем, а он посмотрит за нами.

Вы хотите превратиться в маленьких крольчат? Тогда закройте глаза, повернитесь кругом. Откройте глаза.

Вот мы и превратились в маленьких крольчат.

Физ. минутка «Кролик»

Скок- поскок, скок- поскок.

Кролик прыгнул на пенек.

В бара6ан он громко бьёт

На разминку всех зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок- скок- скок.

А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.

(Дети имитируют движения кролика.)

Воспитатель: молодцы, а сейчас опять закройте глаза, повернитесь кругом и превратимся в ребят.

Воспитатель: дети, кролик домашнее или дикое животное? (Ответы детей.)

Как ухаживают за кроликом? (Ответы детей.)

Чем питается кролик? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите кролика угостить, тогда давайте соберём из картинок морковку и капусту (дети собирают разрезные картинки).

 А хотите наши картинки оживить?

Тогда закройте глаза и произнесите «абракадабра». Давайте повторим их все вместе.

(Воспитатель быстро кладет на картинку с морковкой настоящую морковку, а на капусту – капусту.)

Открывайте глаза. Вот какие мы волшебники. Наши картинки ожили.

А вы хотите угостить нашего кролика? Давайте посмотрим, что же кролик больше всего любит.

Скажите, что больше нравится кролику? (Ответы детей.)

Ребята, животные, которые грызут твердую пищу, называют – грызунами.

Скажите, как зовут?

А что он не ест? Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Что делают из пуха, который вычесывают у кроликов?

Заключительная часть

Молодцы, ребята!

Вам понравился кролик? А чем?

Что вы узнали сегодня нового о кролике? (Ответы детей.)

Я думаю, что вы расскажите своим родителям, что к нам в гости приходил кролик. Давайте оставим пока кролика у себя и понаблюдаем за ним. А в подарок он вам принёс свое любимое лакомство – морковку! Если вам сегодня было интересно, то возьмите оранжевую морковку, а если нет, то желтую.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию  для детей средней группы.

                                                                                               Составила воспитатель:

                                                                                                              Шаймарданова А.Ф.

Нижневартовск

2023

Цель: формирование представлений о том, что счет не зависит от величины предметов.

Задачи:

  • Формировать умения детей считать в пределах 5
  • Учить соотносить цифру с количеством предметов (цифра 1- один предмет, цифра 4-четыре предмета и т.д.)
  • Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопрос «Какой по счету?»
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)
  • Активизировать   словарь детей: четыре, пять, четвертый, пятый, овал, треугольник, оранжевый, розовый.
  • Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Развивающие задачи:

  • Продолжать развивать     логическое     мышление     детей, умение     сравнивать геометрические фигуры по цвету, форме, количеству.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать   у   детей   желание   действовать   самостоятельно   при выполнении заданий.
  • Воспитывать умение осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Материал: «Автобус», построенный из стульчиков с «номерами» на сидениях. Карточки-билеты с геометрическими фигурами от 1 до5. Изображения домов разного цвета с номером-цифрой от 1 до 5. Карточки с изображением зверюшек от 1 до 5. Конверт с заданием для физ. минутки. Карточки для физ. минутки с геометрическими фигурами от 1до 5. Карточки с цепочкой геометрических фигур. Геометрические фигуры для выкладывания цепочки.  Игрушка-Светофорик.

Методы и приёмы

Словесные: вопросы к детям, художественное слово, поощрение.

Игровые: прогулка по городу, введение игрового персонажа «Светофорик» игровые задания и упражнения по счету.

Наглядные: использование раздаточного материала, показ карточек с геометрическими фигурами.  

     Практические: выбор «билетов» с количеством фигур, соответствующим цифре, продолжение цепочки из геометрических фигур

Предварительная работа: знакомство с игрушкой «Светофорик». Проведение игры «Найди нужное число» на соотношение цифры с количеством предметов. Проведение игр с геометрическими фигурами: «Собери бусы», «Выложи узор», «Геометрическое лото».

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в детский сад пришёл, уже знакомый вам Светофорик. (дети здороваются)

Воспитатель: он хочет пригласить нас на прогулку по городу. Вы согласны? (да)

Воспитатель: прежде, чем отправиться на улицы города, вспомните пожалуйста: - Сколько всего сигналов у светофора? (три)

  • Какого цвета сигнал светофора, который запрещает движение? (красный)
  • На какой сигнал светофора можно двигаться? (зелёный)
  • На чём можно путешествовать по городу?  (на машине, автобусе, трамвае)

Воспитатель: если вы правильно отгадаете загадку, которую нам приготовил Светофорик, то узнаете, на чём мы сегодня отправимся на прогулку. Послушайте её внимательно и      подумайте.

Дом по городу идёт

 На работу всех везёт.

 Не на курьих длинных ножках                                                А в резиновых сапожках.

                                            (автобус)

Воспитатель: правильно, мы поедем на автобусе.

 Но автобус у нас сегодня не простой, а волшебный и поедет только в том случае, если все правильно займут места согласно билетам.   Какой номер у нашего автобуса? (пять)

Воспитатель: да, автобус у нас под номером пять. И садиться в него можно только тем, у кого на билете будет пять геометрических фигур.

  На столе лежат билеты и вам надо выбрать те, на которых пять фигур. Считайте внимательно. Если пять, то можно садиться в автобус. Проверьте друг у друга все ли правильно взяли нужный билет.

 Воспитатель: внимание, начинается посадка на автобус. Запомните, если у вас на билете кружочки, то садиться надо на место с кружком, если квадраты, то на место с квадратом. Все заняли свои места? Поехали.

  (звучит музыка)

Воспитатель: ребята, сколько у вас у каждого на билете фигур? (пять)

  • А если одну мы закроем пальчиком, сколько фигур останется? (четыре)
  • Почему вы так думаете? (если от пяти кружков отнять один, то получится четыре кружка)

Воспитатель: правильно, а чего у автобуса есть четыре? (четыре колеса)

  • Сколько рулей у автобуса? (один)             
  • А сколько дверей у автобуса? (две)
  • Вот мы и приехали.

(дети выходят из автобуса)     

  - А куда, нам подскажет следующая загадка:

  В два ряда дома стоят:

Три, четыре, пять подряд.                                   И квадратными глазами.                          На людей они глядят.  

  • Что это такое?

                             (улица)

Воспитатель: улица эта необыкновенная, и на ней нас ждут интересные задания. В домах на этой улице живут зверюшки семьями. Живут весело и дружно, каждая семья в своем доме. Но вот беда, все зверюшки отправились на прогулку: играли, веселились и забыли в каком домике живут. Помогите им правильно занять свои дома. В каждый дом надо поселить семьи с таким количеством зверюшек, чтобы оно соответствовало цифре-номеру дома.

Какие номера вы видите на домах? (один, два, три, четыре, пять)                       

  • В дом с каким номером вы поселите семью из трех зверюшек?

   (с номером три)

  • Возьмите себе по одной карточке и помогите зверюшкам правильно занять свои дома.

(Дети выполняют задание. Индивидуальная работа с отдельными детьми. Совместно с воспитателем дети проверяют как выполнили задание.)

 

  • Даша, сосчитай, сколько зверюшек Петя поселил в дом с номером четыре.

(четыре)                         

  • Молодцы. С этим заданием все справились, и зверюшки заняли свои домики.
  •  Светофорик просит назвать какого цвета дома, в которые мы расселяли зверюшек.  (розовый, желтый, красный, зеленый, оранжевый)    
  • Светофорик просит вас посчитать дома слева направо.

                           (первый, второй, третий, четвертый, пятый)

  • Если считать слева направо, какой по счету стоит красный дом? (третий)                     
  • Какой по счету желтый дом? (второй)
  • Какой по цвету пятый дом? (оранжевый)                       
  • А теперь Светофорик просит посчитать дома справа налево.

  (показывает жестом)

Какой будет по счету желтый дом? (четвертый)

Какой по цвету дом на четвертом месте? (желтый)

(Задание выполняется всеми детьми вместе )

Воспитатель: все молодцы, были внимательны, отвечали правильно. И Светофорик приготовил нам еще одно задание.

(Воспитатель берет конверт, зачитывает задание. Дети выполняют, находя ответ на карточках.)

Воспитатель: все готовы его выполнять? (Да.)

                                   

  • Сколько треугольников зеленых,          
  • Столько выполним наклонов.
  • Сколько здесь у нас кружков,            
  • Столько выполним прыжков.
  • Сколько тут квадратов есть,              
  • Столько надо раз присесть.
  • Молодцы.

Воспитатель: вот мы незаметно вернулись к нашему автобусу, на котором вернемся в детский сад. Но вот беда, Светофорик говорит, что автобус не может ехать – он сломался. Надо найти поломку. На столах лежат полоски с геометрическими фигурами. Нужно продолжить правильно эти цепочки геометрических фигур, тогда автобус сможет ехать. Подойдите к столам. Выберите себе полоску.

Воспитатель: из каких фигур ты будешь строить цепочку? 

(из кружочков и квадратиков)

                                     

  • Какие фигуры расположены друг за другом у тебя?

  (красный круг, зеленый круг, красный круг)

- У всех геометрические фигуры разные, и расположены они по-разному. Светофорик просит вас самостоятельно продолжить цепочку. Будьте внимательны.

(Дети самостоятельно выполняют задание. Индивидуальная помощь воспитателя.)

Воспитатель: молодцы, все выполнили задание. Автобус наш в порядке. Теперь мы можем возвращаться в детский сад. Занимайте свои места

(звучит музыка)

Воспитатель: наша прогулка по городу подошла к концу. Вы все были внимательными, сообразительными, дружными. Выполнили все задания Светофорика и отгадали все его загадки. Молодцы. Вот мы и вернулись в детский сад. Спасибо тебе, Светофорик, за интересную прогулку.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Уроки звездочета»

 для детей средней группы.

                                                                                               Составила воспитатель:

                                                                                                              Шаймарданова А.Ф.

Нижневартовск

2023

Цель: создать условия для закрепления  математических представлений.

Задачи:

Образовательные.

-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;

-умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного;

-упражнять в умении соотносить цифру с количеством предметов; Развивающие.

  • развивать умение составлять фигуру из геометрических фигур;
  • развивать пространственные представления времени суток, составление из частей геометрических фигур.

Воспитательные.

-поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с героями сказок. Развивать умение слушать и понимать вопрос, умение работать в группе и парами.

Ход занятия:

(Дети входят в муз. зал вместе с воспитателем)

Воспитатель: здравствуйте! Ты скажешь человеку

Здравствуй! Улыбнется он в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет

Воспитатель: Давайте, ребята пожелаем здоровья нашим гостям, скажем «Здравствуйте!» и улыбнемся друг другу.

В: Ребята сегодня к нам пришло необычное, загадочное письмо, хотите я вам его прочитаю?

«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам звездочёт волшебной звездной страны. У нас случилось большое несчастье. Злой волшебник поднял звездный ураган, перепутал все цифры, разбросал геометрические фигуры и заколдовал принцессу Звездочку. Расколдовать ее можно, выполнив правильно задания. Дорогу к заданиям вам покажут стрелки. Очень надеюсь на вашу помощь и желаю вам удачи».

В: Ребята, поможем звездному царю расколдовать принцессу Звездочку. Тогда закрывайте глаза, поворачивайтесь кругом и говорите волшебные слова «Раз, два, три, в звездную страну, ты, попади»

Вот мы и оказались в звездной стране. Посмотрите, как интересно кругом.

  • Посмотрите, что находится у нас вверху?
  • Что находится у нас впереди?
  • Что находится слева?
  • Что находится справа?
  • Что находится внизу?

А вот и стрелки, давайте пойдем по ним.

1) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ»

(на магнитной доске числовой ряд).

В. В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей). Дети по очереди выстраивают числовой ряд.

  • Какая цифра стоит перед цифрой 3?
  • Какая цифра стоит после цифры 1?
  • Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?

Правильно.

ИГРА «ПРЯТКИ»

В. Поиграем с цифрами в прятки. Закройте глаза. Откройте. Какое число спряталось? (3, потому что после числа 2 идет число 3) (еще прячутся 2-3 цифры).

Очень хорошо играли. Было весело и интересно.

2) ИГРА «В СТРАНЕ НЕРАЗГАДАННЫХ ЗАГАДОК»

В. В этой звездной стране так много тайн. Вот еще одна тайна. (стоит волшебный сундучок).

Ребята, помогите принцессе отгадать загадки и она снова попадет в свою страну.

Ребята, поможем принцессе отгадать загадки?

  • На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать. (утро)

  • Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют,

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

  • Ничего не видно стало, Будто кто-то одеялом С головою нас закутал.

Это что за время суток? (ночь)

  • В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают. (день)

Еще с одним заданием мы справились

3) Игра «ДОМИКИ ДЛЯ ЗВЕЗДОЧЕК» (на столе)

В: Жили-были звездочки. Жили они семьями. Семьи были разными: в одной семье жила одна звездочка, в других семьях – больше. Все звездочки жили на одной улице.

Давайте поможем звездочкам расселиться правильно.

Это какой домик? Сосчитаем по порядку (дети называют порядковые номера домиков: первый, второй, третий, четвертый, пятый).

В. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звездочки не забыли, в каком доме они живут? (нужно разместить карточки с цифрой. Это будет номер дома).

Карточки мы прикрепили, теперь будем размещать звездочки. Это … (первый дом) - здесь будет жить(1 звездочка). Это (второй дом) – здесь будут жить (2 звездочки) и т. д.

Спасибо. Все звездочки теперь довольны.

ФИЗМИНУТКА «КТО НА МЕСЯЦЕ ЖИВЕТ?»

В. К нам пришел вот такой симпатичный лис и зовет сделать зарядкуразминку.

Месяц по небу плывет.

Кто на месяце живет? (ходьба) Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз.

(наклониться вперед) Машет лис своим хвостом, Серебрится мех кругом.

(машут руками за спиной) А вокруг летают звезды, Залетают к лису в гости.

(машут руками перед собой)

  1. ИГРА «ЗВЕЗДОЧКИ И ОБЛАЧКА» В. (на мольберте).

Ребята, смотрите сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 5 звезд).

А сколько облачков? Чего больше? На сколько больше?

Положим каждую звезду спать на облачко.

Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать?

(добавить еще одно облачко).

Звезды отдыхают каждый на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.

  1. ИГРА «ПОСЧИТАЙ - КА» (интерактивная игра).

 

  1. ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»

В: Звездный ураган не только цифры перепутал, он еще разбросал повсюду части геометрических фигур (на столе раскиданы части квадрата, круга, треугольника). Как их теперь собрать?

Вот так головоломка

Кто поможет сложить геометрические фигуры?

(дети в парах собирают геометрические фигуры из 2, 3, 4 частей). Вот мы и справились с последним заданием. Расколдовали звездную принцессу. Царь благодарен вам за вашу помощь. Спасибо вам. А теперь возвращаемся в наш детский сад. Закрывайте глаза, поворачивайтесь кругом и говорите волшебные слова «Раз, два, три, в детский сад, ты, попади»

Итог образовательной деятельности:

  • Ребята, как вы думаете, мы справились с заданиями?
  • Все задания выполнили?
  • Какие задания больше всего понравились?
  • Какое было самое сложное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Цель дааных развивающих занятий состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, пмять, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное пов...

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Цикл занятий по эмоциональному развитию детей 4-5 лет " Что не умеет робот?"

​Данный цикл занятий был разработан в процессе сотрудничества воспитателя и педагога - психолога для детей 4-5 лет. Цель занятий развить эмоциональный компонент коммуникативной компетентности. Занятия...

Цикл занятий по познавательному развитию "Край, в котором мы живём"

Цикл занятий по познавательному развитию "Край, в котором мы живём" для детей 5-6 лет...

Цикл занятий по физическому развитию в младшей группе.

Физкультурные занятия развивают у детей ловкость, выносливость, скорость, улучшают координацию движений, способствуют сохранению здоровья и душевного равновесия. Отлично развитый в физическом пла...