Путешествие в страну "Геометрия"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Рыжова Марина Евгеньевна

Образовательная ситуация с дошкольниками 5 - 6 лет, старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_geometriya.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Рыжова Марина Евгеньевна

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками  

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: 5 - 6 лет, старшая группа

Тема: Путешествие в страну «Геометрия»

Основные цели:

  1. сформировать представление о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. закрепить названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;
  4. тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  5. развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, творческие способности, воображение, коммуникативные качества.

Дидактические материалы: 

Демонстрационный – презентация к занятию, мольберты, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус, призма.)

Раздаточный – набор объёмных фигур, разрезные картинки (шар, куб, цилиндр, конус, призма), карточки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, цилиндра, конуса, призмы (по одной на каждого), карточки (черно-белые «фотографии») с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, «паспорта» объёмных фигур (по одному на каждого), мягкий модульный конструктор, набор геометрических фигур для выкладывания «Волшебной дорожки».

Оборудование: настенный проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации  у детей формируется представление о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;

«Детская цель» - помочь Геометрику навести порядок в его стране и  подобрать «паспорт» к фигурам

Новое знание – формирование представлений об элементах пространственных геометрических фигур.

 Затруднение ребенка – не могут подобрать фотографии к фигурам.

Причина затруднения – не могут точно определить, какая фигура сфотографировалась.

Способ преодоления затруднения – научились различать фигуры по их особенным отличиям.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

  1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
  2. актуализировать знания детей об окружающем мире;
  3. развивать речь.

Воспитатель собирает около себя детей.

– Дети, вы получали когда-нибудь письма? Какие бывают письма?

Заслушивает все ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что нам пришло письмо. Зачитывает его. (на экране появляется конверт, а в нем письмо).

 «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Геометрик, повелитель страны «Геометрия», где живут геометрические фигуры. У нас случилось несчастье - злая волшебница Гингема похозяйничала в моей стране. Помогите мне все исправить. Очень жду вас! До встречи!»

В.– Хотите помочь Геометрику? Сможете?

2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

  1. актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;
  2. развивать речь, воображение, логическое мышление.

– Чтобы попасть в страну «Геометрия», нам нужно отгадать загадки. Попробуем? (отгадки появляются на экране после ответа детей)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня… круг

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

Но кого он стал похожим.

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат…прямоугольник

Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
                               (Шар)

Он на праздник к нам приходит,

Но не шар и не флажок,
Он похож на крышу башни
И на вафельный рожок.
                                 (Конус)

Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились.
                                 (Куб)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

 А зовут меня …

                                   (квадрат)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ...

                                        Треугольник

У батона колбасы

Мы отрезали носы,

Он теперь – мужская шляпа Удивительной красы.

                                  (Цилиндр)

После отгадывания всех загадок картинка с отгадками закрывается.

– Давайте вспомним слова-отгадки (после перечисления, отгадки вновь появляются на экране). Как можно назвать их одним словом? Вот мы и оказались в стране Геометрических фигур! Где же наш Геометрик?

Появляется Геометрик.

Г.– Здравствуйте, дети! Я очень рад, что вы откликнулись на мою просьбу, помочь навести порядок в моей стране!

В.  –  Дети, вы готовы помочь Геометрику?!

Г. –Тогда начинаем! Гингема разорвала фотографии министров моей страны. Помогите мне их восстановить.

Игра «Разрезные картинки» (пирамида, шар, цилиндр, куб, конус)

Дидактические задачи:

  1. закрепить названия изученных геометрических фигур, умение составлять из частей целую геометрическую фигуру;
  2. уточнить представления об объёмных фигурах;
  3. развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Геометрик раздаёт детям разрезные картинки, поясняя, что у каждого министра свой цвет фотографии. Дети делятся на команды по цвету «рубашки» разрезной картинки, подходят к мольбертам, у которых обозначен цвет фигуры (цветная клякса), которую будут собирать и складывают картинки.

Геометрик благодарит детей и спрашивает, какие фигуры у них получились.

Игра «На кого я похож»

Дидактические задачи:

  1. актуализировать названия изученных плоскостных фигур, называть их, видеть в предметах, изображенных на картинках;
  2. развивать логическое мышление, внимание, речь, воображение.                                  

Г. – А у министров были помощники, похожие на них, но Гингема все перепутала. Помогите помощникам вернуться к своим министрам.

Раздает картинки детям. Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит её и прикрепляет предмет рядом.

Проверка осуществляется всеми детьми, которые переходят от одного мольберта к другому.

  1. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур:
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Г. – У каждой фигуры в моей стране был паспорт, по которому можно точно распознать фигуру. Но Гингема сожгла все паспорта.  Фигуры вновь сфотографировались для нового паспорта, а фотограф перепутал их фотографии. Помогите восстановить паспорта фигур - подберите фотографии фигурам так, чтобы по ним можно было точно определить, какая это фигура.

На столах у детей набор объёмных фигур и картинки с изображением плоскостных фигур. Дети раскладывают картинки с изображением плоскостных фигур под объёмными. Затем воспитатель проверяет правильность выполнения с дублированием на экране. В ходе проверки выясняется, что одна из фотографий (прямоугольник) подходит сразу двум фигурам.

   Возникает затруднение, так как прямоугольник может быть фотографией и призмы, и цилиндра.

В. – Смогли мы восстановить паспорта фигурам? (Нет, не смогли. Если дети скажут, что смогли, воспитатель напомнит задание Геометрика: по фотографиям можно точно определить фигуру.) Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам, нельзя однозначно определить, какая фигура)

В.– Значит, чему нам нужно научиться?  (Нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.)

   4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  1. сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. формировать навыки самоконтроля, логическое мышление, инициативность, речь.

В. – Как мы можем этому научиться? (Дети перечисляют способы получения нового знания: спросить у того, кто знает; попробовать догадаться самому и проверить себя по учебнику. Выбирают способ «попробовать догадаться самому») 

В. – Давайте попробуем догадаться сами. Ведь цилиндр и призма похожи, если их так сфотографировать (в анфас). А есть у них отличия? Как их надо сфотографировать? С какой стороны? Дети высказывают предположения, воспитатель заслушивает все ответы детей и в завершении обсуждения воспитатель делает вывод: объёмные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.

– Какая фигура получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает нижнее основание цилиндра, верхнее основание)? (Получится 2 круга.)

Воспитатель показывает на экране детям рисунок «из учебника» - паспорт цилиндра.

В. – Эта фотография рассказывает о цилиндре почти всё, как о человеке рассказывает паспорт. Значит это паспорт цилиндра.

Аналогично разбираются остальные фигуры.

Геометрик благодарит детей за помощь и предлагает вместе поиграть в кубики.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

  1. закрепить представления об элементах пространственных геометрических фигур;
  2. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

Г. – Жители моей страны любят играть в прятки. Вот и сейчас они все спрятались. Поможете мне отыскать их? 

Воспитатель объясняет детям смысл задания.

Игра «Найди меня»

Детям раздаются паспорта фигур. Дети находят нужную фигуру из модульного конструктора. Воспитатель вместе с Геометриком проверяют, правильно ли ребёнок нашел фигуру.

Г. – Какие вы молодцы! Всех нашли! Жители моей страны не только любят играть в прятки, но и с удовольствием складываются в разные постройки. Предлагаю вам построить из них дом.

Дети строят коллективно дом (из мягкого модульного конструктора.)

В. – Из каких фигур состоит ваша постройка? (Из цилиндров, кубов, призмы.)

Г.– Спасибо вам, ребята, за то, что навели порядок в моей стране.

Воспитатель напоминает детям, что им пора возвращаться в детский сад.

В. – Геометрик, как же мы вернёмся обратно?

Г. – В этом вам помогут жители моей страны: геометрические фигуры. 

Игра «Волшебная дорожка»

Дидактические задачи:

  1. закрепить представления о плоскостных фигурах, умение слышать задание педагога, проговаривать алгоритм, быстроту реакции;  
  2. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

Г. – Попробуйте выложить из них дорожку так, чтобы соседние фигуры отличались всеми тремя признаками: цветом, формой и размером. По ней и вернетесь в детский сад. А мне пора: нужно провести совещание министров. Спасибо, вот вам подарок от меня, до новых встреч!

Геометрик дарит детям подарок и уходит.

Дети по одному подходят к столу, выбирают нужную фигуру и строят на мольберте «дорожку».

В. – Вот мы и вернулись в детский сад!

  1. Осмысление.

Дидактические задачи:

1) провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

В. – Где вы сегодня побывали? Кому смогли помочь? Какие новые знания дали вам возможность помочь жителям геометрической страны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...