Дополнительная общеобразовательная программа "ВЕКТОР"
рабочая программа по математике (старшая группа)

Малаева Ольга Борисовна

       Математическое развитие ребенка - одна из основных задач дошкольного образования. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.  

         Направленность программы математического развития «Вектор» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой, по времени реализации – двухгодичной.

Программа по формированию элементарных математических представлений составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в основе использовались программы и пособия «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина;  «Гармония развития» Т. А. Фалькович,  Л.П. Барылкина; «Игровые задачи для дошкольников» З.А. Михайлова.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vektor_2023_1.docx66.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                        «ДЕТСКИЙ САД № 78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»                                            ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА)

«ВЕКТОР»

Срок реализации – 2 года                                                          

 Возраст – 5-7 лет

   

                                                                                                                                 Руководитель программы:

                                                                         воспитатель,  Малаева О.Б.

Саранск, 2022

Пояснительная записка

       Математическое развитие ребенка - одна из основных задач дошкольного образования. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.  

        Направленность программы математического развития «Вектор» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой, по времени реализации – двухгодичной.

Программа по формированию элементарных математических представлений составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в основе использовались программы и пособия «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина;  «Гармония развития» Т. А. Фалькович,  Л.П. Барылкина; «Игровые задачи для дошкольников» З.А. Михайлова.  

        Актуальность данной работы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.

     В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная.     

     Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития. Программа предусматривает углубление и расширение представлений детей о свойствах и отношениях предметов посредством игры нового содержания, в котором преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

   Освоение необходимой для выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в играх, творческих заданиях, практических упражнениях. В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. 

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что программа математического развития детей дошкольного возраста содействует эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

      Все вышеизложенные принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

        Цель программы: формирование элементарных математических представлений, развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

- формирование элементарных математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине, геометрических фигурах;

- формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий;

- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

Развивающие:

- развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, аналогии, классификации);

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

- развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных в организованной деятельности (на занятиях).

Воспитательные:

- развитие личностных качеств детей (мотивационной готовности, нравственных качеств, воли, трудолюбия и т. д.).

        Содержание программы дополнительного образования:

- Блок 1.Количество и счет

- Блок 2. Величина

- Блок 3. Ориентировка в пространстве

- Блок 4. Ориентировка во времени

- Блок 5. Геометрические фигуры

- Блок 6. Простейшие геометрические представления

- Блок 7. Графические работы

- Блок 8. Логические задачи

Специально организованная деятельность (занятие) состоит из нескольких частей, объединенной одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, со счетным материалом и т.д.                                

Широко практикуются игровые технологии:                  

- имитация игры и игры упражнения с предметами,

- ролевые сюжеты математического содержания;

- игры с правилами без сюжета;

-  игры - упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

         В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения, продолжительностью 1-3 минуты. В конце каждого занятия подводится итог вместе с детьми, и ставиться задача на следующее занятие.

Возраст детей.   Программа  предназначена для работы с детьми 5-7 лет.

Сроки реализации программы.    Учебный план программы  разработан на 2 учебный год.  Состоит из 64 занятий.

Формы и режим занятий

- фронтальная (групповая) форма;

- по подгруппам – основная форма работы на занятиях;

Продолжительность занятий: в старшей группе - 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

           Занятия проводятся один раза в неделю в соответствии с утвержденным расписанием.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы воспитанники  должны знать:

- числа от 1 до 20 и их графическое изображение;

- порядковый и обратный счет в пределах 20;счет до 50 (без операций над числами);

- предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;

- состав чисел  от 2 до 20;

- знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.

- простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии.

- практическое использование линейки для  измерения длин, сторон и начертания отрезков в сантиметрах;

- понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

- геометрические фигуры: плоские - треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник; объемные – куб, кирпичик, пирамида, шар, пластина.

- вершины, стороны, углы фигур;

- основные цвета и их оттенки;

- названия сторон и углов клетки;

- строчку и столбик в тетради в клеточку (0,5);

- предлоги: в, на, под, за, перед, между, от, к;

- - временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

названия дней недели; месяцев и времен года.

Уметь:

- считать от 1 до 20 и от 20 до 1; до 50;

- находить и сравнивать числа – соседи;

- решать простейшие арифметические задачи, используя знаки (+), ( -),  (=)

- находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

- изменять геометрические фигуры по 1 - 2 признакам;

- подбирать и группировать  предметы по 2-3 признакам;

- ориентироваться на листе, в тетради в клетку (0.5)

- ориентироваться в пространстве; во времени (время суток, дни недели, месяцы, времена года);

- правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

- сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, высота, длина, ширина, толщина;

- использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

- измерять длину отрезков, записывать их значение в сантиметрах;

- рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

- срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

- логически формулировать ответы;

- продолжать логический ряд фигур и предметов;

- решать математические загадки, ребусы, головоломки.

Формы подведения итогов

Полученные знания, умения и навыки дети могут продемонстрировать:

- на итоговом занятии  (в конце учебного года с приглашением родителей);

- на обобщающем занятии по определенной теме, проводимом в виде конкурсов и соревнований;

- на праздниках (конкурсы, соревнования, викторины).

Календарно-тематическое планирование кружка по математическому развитию «Вектор» (старшая группа)

Октябрь

недели

Название темы

Количество занятий

Дата проведения

1

«Свойство предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству»

1

2

«Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства»

1

3

«Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)»

1

4

«Пространственные отношения: на , над, под, справа, слева».

1

Ноябрь

1

«Удаление и части целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)»

1

2

«Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много»

1

3

«Число 1. Цифра 1».

1

4

«Число 2. Цифра 2. Пара».

1

Декабрь

1

«Точка. Линия. Прямая и кривая линии»

1

2

«Отрезок. Луч»

1

3

«Число 3. Цифра 3»

1

4

«Число 4. Цифра 4»

1

Январь

2

«Угол»

1

3

«Числовой отрезок»

1

4

«Число 5. Цифра 5»

1

Февраль

1

«Больше. Меньше. Знаки  > и <»

1

2

«Число 6. Цифра 6»

1

3

«Число 7. Цифра 7»

1

4

«Число 8. Цифра 8»

1

Март

1

«Число 9. Цифра 9»

1

2

«Число 0. Цифра 0»

1

3

«Расставь числа по порядку!»

1

4

«Домики. Состав числа»

1

Апрель

1

«Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе»

1

2

«Измерение длины»

1

3

«Единицы измерения длины»

1

4

«Тяжелее, легче. Сравните по массе»

1

Май

1

«Измерение массы»

1

2

«Число 11»

1

3

«Число 12»

1

4

«Знакомство с часами»

1

Календарно-тематическое планирование кружка по математическому развитию «Вектор» (подготовительная группа)

Октябрь

недели

Название темы

Количество занятий

Дата проведения

1

«Сутки. Часы. Минутки»

1

2

«Дни недели»

1

3

«12 месяцев»

1

4

«Время года»

1

Ноябрь

1

«Число 13»

1

2

«Число 14»

1

3

«Число 15»

1

4

«Счет с превращениями»

1

Декабрь

1

«Геометрические фигуры»

1

2

«Плоские геометрические фигуры»

1

3

«Объемные геометрические фигуры»

1

4

«Волшебные превращения»

1

Январь

2

«Число 16»

1

3

«Число 17»

1

4

«Четвертый лишний»

1

Февраль

1

«Собери картинку»

1

2

«Число 18»

1

3

«Рисуем по образцу»

1

4

«Строим дом»

1

Март

1

« Число 19»

1

2

«Рисуем симметрию»

1

3

«Число 20»

1

4

«Считаем играя»

1

Апрель

1

«Какой? Сколько?»

1

2

« Который час?»

1

3

«Рисование фигур по точкам»

1

4

«Задачи на смекалку»

1

Май

1

«Задачи на составление целого из частей»

1

2

«Задачи на сложение»

1

3

«Задачи на вычитание»

1

4

«Задачи-шутки»

1

Учебно-тематический план кружка по математическому развитию «Вектор»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка воспитанников

Из них

Теоретич.

занятие

Практич. занятие

Старшая группа

1

«Свойство предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

2

«Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

3

«Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

4

«Пространственные отношения: на , над, под, справа, слева».

25 мин.

5 мин.

20 мин.

5

«Удаление и части целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

6

«Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

7

«Число 1. Цифра 1».

25 мин.

5 мин.

20 мин.

8

«Число 2. Цифра 2. Пара».

25 мин.

5 мин.

20 мин.

9

«Точка. Линия. Прямая и кривая линии»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

10

«Отрезок. Луч»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

11

«Число 3. Цифра 3».

25 мин.

5 мин.

20 мин.

12

«Число 4. Цифра 4».

25 мин.

5 мин.

20 мин.

13

«Угол»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

14

«Числовой отрезок»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

15

«Число 5. Цифра 5»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

16

«Больше. Меньше. Знаки  > и <»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

17

«Число 6. Цифра 6»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

18

«Число 7. Цифра 7»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

19

«Число 8. Цифра 8»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

20

«Число 9. Цифра 9»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

21

«Число 0. Цифра 0»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

22

«Расставь числа по порядку!»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

23

«Домики. Состав числа»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

24

«Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

25

«Измерение длины»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

26

«Единицы измерения длины»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

27

«Тяжелее, легче. Сравните по массе»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

28

«Измерение массы»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

29

«Число 11»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

30

«Число 12»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

31

«Знакомство с часами»

25 мин.

5 мин.

20 мин.

Подготовительная к школе группа

1

«Сутки. Часы. Минутки»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

2

«Дни недели»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

3

«12 месяцев»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

4

«Время года»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

5

«Число 13»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

6

«Число 14»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

7

«Число 15»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

8

«Счет с превращениями»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

9

«Геометрические фигуры»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

10

«Плоские геометрические фигуры»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

11

«Объемные геометрические фигуры»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

12

«Волшебные превращения»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

13

«Число 16»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

14

«Число 17»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

15

«Четвертый лишний»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

16

«Собери картинку»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

17

«Число 18»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

18

«Рисуем по образцу»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

19

«Строим дом»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

20

« Число 19»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

21

«Рисуем симметрию»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

22

«Число 20»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

23

«Считаем играя»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

24

«Какой? Сколько?»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

25

« Который час?»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

26

«Рисование фигур по точкам»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

27

«Задачи на смекалку»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

28

«Задачи на составление целого из частей»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

29

«Задачи на сложение»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

30

«Задачи на вычитание»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

31

«Задачи-шутки»

30 мин.

10 мин.

20 мин.

        

Список литературы:

1. «Дошкольная математика» М.А. Косицына; В.А, Смирнова 1-2 года обучения. Москва – 2001г.

2. «Игровые задачи для дошкольников» З.А. Михайлова. Санкт – Петербург 2001г.

3. «Занятия по развитию математических способностей 6-7 лет». А.В. Белошистая. Москва – 2004г.

4. «Формирование математических представлений 4-7 лет» программа по математике. Т.А. Фалькович;    Л.П, Барылкина. Москва – 2005г.

5. «Развивающие игры» Б.П.Никитина. Москва – 1994г.

«И учеба, и игра: математика. Т.И. Тарабарина; Н.В, Елкина. Ярославль – 2003г.

6. «Математика до школы» З.А.Михайлова; Р.Л. Непомнящая. Санкт – Петербург – 2002г.

7. «Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носова; Р.Л.Непомнящая. Санкт – Петербург – 2004г.

8.  «Математика от 3 до 7» З.А.Михайлова;  Н.С. Камышан; Т.В. Лагода».

9. «Раз ступенька, два ступенька…» Л.Г. Петерсон; Н.П.Холина. Москва – 2004г.

 10. «Математика: числа второго десятка» Т.Н.Канашевич. Минск – 2008г.

11. «Математика для детей дошкольного возраста» В.В.Зайцев. Москва – 2001г.

12. «Занимательная математика» Г.П.Попова; В.И.Усачева. Волгоград – 2007г.

13. «Игралочка – ступенька к школе». Математика для детей 5-6 и 6-7 лет. Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. Москва. – 2014 г.

Перспективный план кружка «Вектор» (старшая группа)

№ недели

Тема занятия

Цели

Методы и приемы

Материалы

Октябрь

1

«Свойство предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству»

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Формировать представления о признаках сходства и различия

Уточнить представления о формах геометрических фигур.

Беседа

Отгадывание загадок.

Д/и «На что похоже?»

Игра «Соберем урожай»

Картинки с изображением Карандаша (серия «Веселые человечки»), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей. Цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, синий), наборы фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник), конверт.

2

«Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства»

Закрепить понятия «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «=». Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы.

Рассказ

Игра «Динамические картинки»

Логические упражнения со счетными палочками

Картинки с изображением большой и маленькой ёлочек, большого и маленького пеньков, большого и маленького гномика, счетные палочки. Геометрические фигуры разного цвета.

3

«Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)»

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов.

Игра «В овощном магазине».

Работа с раздаточным материалом.

Работа в тетради.

Прозрачные мешки и сумка, муляжи овощей, геометрические фигуры, карточки со знаками «+», «=». Счетные палочки.

4

«Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева»

Уточнить пространственные отношения. Закрепить представления о сложении как объединении предметов.

Игра «Вспомни и назови»

Отгадывание загадок.

Игра «Муха»

Работа с раздаточным материалом

Работа в тетради.

Картинки с изображением овощей (морковь, помидор, капуста, редис, огурец), картинка с изображение Буратино. Карандаши, кубики. Материал для игры «Муха» (лист бумаги с разлинованными клетками и черный кружок фишка)

Ноябрь

1

«Удаление и части целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)»

Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком

«-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

Д/и «Гараж»

Игра «В магазине игрушек»

Работа в тетради.

Геометрические фигуры (3 квадрата и 2 треугольника), знаки «-» и «=», 5 машинок отличающихся назначением (3 легковые, 2 грузовые). Два набора одинаковых фигур по 1 квадрату и 4 кружка в каждом наборе, знаки «-», «=», модели «мешков» большой из целого листа, а два других из половин.

2

«Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много»

Сформировать представление о понятиях: один, много. Закрепить пространственные отношения, представления о сложении и вычитании.

Игра с предметами.

Работа с картинками.

Работа в тетради.

Раздаточный материал – наборы игрушек много кубиков и 1 мяч, много кукол и 1 машина, наборы геометрических фигур. Картинка и изображением Луны и звезд.

3

«Число 1. Цифра 1».

Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания.

Игра «Картинная галерея»

Конкурс «Красавиц»

Работа в тетради. Д/и «Внутри-снаружи»

Работа в тетради.

Монеты, материалы для моделирования цифры 1, счетные палочки, полоски бумаги, пластилин. Картинки с изображение единичных предметов

4

«Число 2. Цифра 2. Пара».

Познакомить с образованием и со ставом числа 2, цифрой 2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Отгадывание загадок. Игра «Динамичные картинки»

Работа в тетради.

Монеты достоинством 1 руб. и 2 руб. Парные картинки.

Декабрь

1

«Точка. Линия. Прямая и кривая линии»

Формировать представление о точке, линии, прямой и кривой линиях. Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношение – справа и слева.

Игра «Волшебная точка»

Отгадывание загадок. Работа в тетради.

Картинки с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами точками, реки, дороги. Карандаш (серия «Веселые человечки»). Раздаточный материал - несколько чистых листов бумаги, цветные карандаши, нитки, палочки, полоски бумаги. Пластилин, линейка, крупа.

2

«Отрезок. Луч»

Сформировать представление об отрезке и луче. Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы, в которых описываются сложение и вычитание в пределах 2.

Игра «Путешествие точки»

Работа в тетради.

Модели точек, модель неограниченной линии - две катушки с соединенными концами, ножницы, ленточки, полоски бумаги разной длины. Картинка с изображением лучистого солнца. Цветные карандаши, полоски бумаги разной длины 10,15, 20 см. Счетные палочки.

3

«Число 3. Цифра 3»

Познакомить с образованием и составом числа 3. Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.

Игра «Домики»

Упражнения на сложение и вычитание по картинкам.

Работа в тетради.

«Иллюстрация к сказке Три медведя». Геометрические фигуры. Карточки-домики.

4

«Число 4. Цифра 4»

Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 точками. Закрепить умение разбивать группу фигур на части.

Рассказ. Объяснение.

Д/и «Четвертый лишний»

Пальчиковая игра «Две свинки»

Работа в тетради.

Изображение 4 грибов и ежат, пилы, жука, помидора, огурца, картофелины, кресла, столовых ножей; Геометрические фигуры. Фишки домино. Палочки.

Январь

2

«Угол»

Сформировать представление о различных видах углов – прямом, остром, тупом. Закрепить знание цифр 1-4, счет до 4, знание состава числа 4, смысл сложения и вычитания между частью и целым, понятие многоугольника.

Объяснение. Игра «Путешествие по железной дороге» Работа в тетради

Иллюстрация «Железная дорога»; модель угла; полоски бумаги, линейка, маркеры, ножницы, геометрические фигуры.

3

«Числовой отрезок»

Сформировать представления о числовом отрезке, приемах отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 4, пространственные отношения.

Игра «Приключение лягушонка». Работа с моделью числового отрезка. Пальчиковая игра «Улитка»

Работа в тетради.

Изображение «Лягушонка. Набор из 4 полосок длиной по 20 см (синяя, красная, зеленая, желтая). цифры 1-4, кружки диаметром 5-7 см  (красные, зеленые, желтые и коричневые), модель числового отрезка с разметкой до 10.

4

«Число 5. Цифра 5»

Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знание цифр 1-4, понятие многоугольника, числового отрезка.

Игра «В гостях у белки». Упражнение «Веселые задачки»

П/и «Перепутаница»

Работа в тетради.

Геометрические фигуры, карточки с цифрами от 1-5, модели углов, модель числового отрезка, линейка, карандаш. Изображение белки и зайки.

Февраль

1

«Больше. Меньше. Знаки  > и <»

Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками  > и <. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, счетные умения

Игра «На лесной полянке»

П/и «Пчелы и медведь»

Работа в тетради.

Картинки: 5 цветков-5 пчелок, 3 птички-5 гусениц, наборы счетного материала, карточки от 1 -5, знаки > и <,=. две полоски – модель знака равенства. Геометрические фигуры.

2

«Число 6. Цифра 6»

Познакомить с образованием числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

Рассказ

Игра «Поезд»

Игровое упражнение «Маляры»

Упражнение «Веселые задачки»

Изображения вагончиков поезда, животных (6),цифры от 1-6, модель числового отрезка; домик с замком, конверт. Кубики, игрушки и геометрические фигуры.

3

«Число 7. Цифра 7»

Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7. Закрепить представления о понятии многоугольника.

Упражнение «Веселые задачки»

Хороводная игра «Веселый хоровод»

Работа в тетради.

Числовой отрезок, «домики», геометрические фигуры, картинки для упражнений. Кружочки из цветной бумаги разного цвета, цветные карандаши.

4

«Число 8. Цифра 8»

Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.

Упражнение-повторение состава числа 7. Игра «День-ночь»

Работа в тетради.

Таблички с 7 квадратами красного и синего цвета 7*7 и 3 таких же красных квадратов отдельно, числовой отрезок, набор цифр 1-8.

Март

1

«Число 9. Цифра 9»

Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Упражнение «Веселые задачки». Упражнение «Домики»

Картинка «Наседка и семь цыплят», числовой отрезок,8 кружков синего и красного цвета. Карточки от 1-9. Листок с заготовками числового отрезка. «Домики»

2

«Число 0. Цифра 0»

Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Игра «В лесной школе»

П/и «Зайчики» Игра «Буратино»

Числовой отрезок, цифры от 0 – 9;  картинки - корзиночки с грибами, лесные звери; счетные палочки.

3

«Расставь числа по порядку!»

 Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Игра «Помоги медведю»

Пальчиковая игра «Семья»

Упражнение «Веселые задачки»

Цифры от 1 – 9, счетные палочки, Картинка медведя.

4

«Домики. Состав числа»

Закрепить состав чисел 2-9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Упражнение «Веселые задачки», «домики»

Цифры от 1 – 9, счетные палочки, «домики», картинки лесных зверей (9)

Апрель

1

«Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе»

Сформировать представление о числе 10, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Объяснение

 Игра «Путешествие в зоопарк»

 Чтение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Упражнение «Веселые задачки»

Картинки с изображением птиц и зверей, геометрические фигуры, карточки с записью чисел 1 -10. 10 кружков синего и красного цвета.

2

«Измерение длины»

Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами длины как шаг, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счетные умения в пределах 10.

Игра «Забавные человечки»

 П/и «Найди соседа»

Практическая работа (определение расстояния)

Упражнение «Веселые задачки»

Изображения 4 человечков (1 высокий, 1 низкий, 2 среднего роста); 4 домика разного цвета; 2 полоски бумаги.; тесьма; веревка; модель числового отрезка.

3

«Единицы измерения длины»

Закрепить представления об изменении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков. Закрепить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, составе числа 10.

Практическая работа. Пальчиковая игра «Улитка»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Метр портняжный, модель сантиметра, линейка, карандаши.

4

«Тяжелее, легче. Сравните по массе»

Формировать представление о понятиях тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закрепить понимание целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 10.

Игра «Воздухоплаватели»

Игра «Поварята»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

2 игрушечные обезьянки и 1 слоненок; изображение воздухоплавательного аппарата; чашечные весы. На каждом столе по 3 кастрюльки с крупой для игры «Поварята»

Май

1

«Измерение массы»

Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Игра «Измерение массы»

 Д/и «Четвертый лишний»

Игрушки; чашечные весы, гири в 1 кг, пакет крупы в 1 кг и пакет гвоздей в 1 кг, набор геометрических фигур.

2

«Число 11»

Сформировать представление о числе 11, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, состав числа 10.

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Карточки с записью чисел 1 -11. 11 кружков синего и красного цвета.

3

«Число 12»

Сформировать представление о числе 12, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, состав числа 11, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Карточки с записью чисел 1 -12. 12 кружков синего и красного цвета, листок с заготовками числового отрезка.

4

«Знакомство с часами»

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

Рассказ

Игра «День – ночь»

Макет циферблата, часы настенные, наручные. Белые кружочки на каждого ребенка, карандаши.

Перспективный план кружка «Вектор» (подготовительная к школе группа)

№ занятия

Тема занятия

Цели

Методы и приемы

Материалы

Октябрь

1

«Сутки. Часы. Минутки»

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с мерами времени. Цикличность. Закрепить понимание целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 12.

Объяснение

Практическая работа

Игра «Который час?»

Макет циферблата, часы настенные. Белые кружочки на каждого ребенка, карандаши. Пазлы «День-ночь»

2

«Дни недели»

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Закрепить понимание целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 12.

Игра «Неделя»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Кружки разного цвета (7 цветов радуги)

Счетные палочки

3

«12 месяцев»

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Познакомить с понятием «календарь». Закрепить понимание целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 12.

Рассказ

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Календарь (настенный, настольный, карманный, отрывной). «Домики»

4

«Время года»

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать сколько их.

Объяснение

Д/и «Когда это бывает»

Упражнение «Веселые задачки»

Картинки «Времена года», циферблат, картинки зверей.

Ноябрь

1

«Число 13»

Сформировать представление о числе 13, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, прямой и обратный счет в пределах 13.

Игра «Поезд»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Изображение вагончиков поезда и животных.

Карточки с записью чисел 1 -13. 13 кружков синего и красного цвета.

2

«Число 14»

Сформировать представление о числе 14, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, прямой и обратный счет в пределах 14.

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Карточки с записью чисел 1 -14. 14 кружков синего и красного цвета. «Домики»

3

«Число 15»

Сформировать представление о числе 15, его образовании, составе, записи. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Игра «Утка и утята»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Картинка «Утка и 14 утят», числовой отрезок, 15 кружков синего и красного цвета. Карточки от 1-15. Листок с заготовками числового отрезка. «Домики»

4

«Счет с превращениями»

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий. Закрепить счет двойками, тройками.

Игра «Сосчитай-ка!»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Картинки с парными кружочками, фруктами. Счетные палочки.

Декабрь

1

«Геометрические фигуры»

Продолжать закреплять знания о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник). Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей

Игра «На что похоже»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Геометрические фигуры.

2

«Плоские геометрические фигуры»

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы треугольника, квадрата, овала, прямоугольника. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 15.

Игра «Волшебный мешочек»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Геометрические фигуры, числовой отрезок, таблицы для закрепления состава числа. Карточки с записью чисел от 1-15

3

«Объемные геометрические фигуры»

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда, пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Игра «Фотографы»

 Игра «Угадай-ка!»

Пирамида, конус, шар, куб, цилиндр, 5 разлинованных заготовок «Ковриков»

4

«Волшебные превращения»

Трансфигурация.

Игра «Кошкин дом»

 Пальчиковая игра «10 братьев»

Геометрические фигуры.

Январь

2

«Число 16»

Сформировать представление о числе 16, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, прямой и обратный счет в пределах 16, счет двойками.

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Карточки с записью чисел 1 -16. 16 кружков синего и красного цвета. «Домики»

3

«Число 17»

Сформировать представление о числе 17, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, прямой и обратный счет в пределах 17.

Игра «Соседи числа»

Игра «Найди пару»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Карточки с записью чисел 1 - 17. 17 кружков синего и красного цвета. «Домики»

4

«Четвертый лишний»

 Учить классифицировать фигуры по 2-3 признакам. Выделять из группы фигур «лишние» фигуры, неподходящие по 2-3 признакам. Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Игра «Четвертый лишний»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Числовой отрезок, таблицы для закрепления состава числа.

Февраль

1

«Собери картинку»

Учить собирать фигуры из 10-12 частей. Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей.

Пазлы

«Веселые картинки»

Пазлы «Веселые картинки»

Разрезные картинки с изображением животных.

2

«Число 18»

Сформировать представление о числе 18, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, прямой и обратный счет в пределах 18, счет двойками.

Игра «Найди свою пару»

Работа с планом и картой.

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Карточки с записью чисел 1 - 18. 18 кружков синего и красного цвета.

План и карта, схематическое изображение группы.

3

«Рисуем по образцу»

Учить срисовывать узоры по клеточкам по образцу в разных масштабах. Учить дорисовывать недостающие части предмета, ориентируясь на образец.

Игра «Дорисуй-ка»

Пальчиковая гимнастика

Точечный рисунок с изображением цветов и животных.

4

«Строим дом»

Развивать графические навыки детей. Закрепить представление о сложении как объединении предметов.

Игра «Кошкин дом»

Геометрические фигуры.

Март

1

«Число 19»

Сформировать представление о числе 19, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, прямой и обратный счет в пределах 19.

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Карточки с записью чисел 1 - 19. 19 кружков синего и красного цвета. «Домики»

2

«Рисуем симметрию»

Развивать графические навыки детей.

Занимательные задания

Графическая работа

Картинки-схемы

3

«Число 20»

Сформировать представление о числе 20, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, прямой и обратный счет в пределах 20, счет двойками.

П/и «Перепутаница»

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

 Картинки «Гномики»

Карточки с записью чисел 1 - 20. 20 кружков синего и красного цвета. «Домики»

4

«Считаем играя»

Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 20, пространственные отношения. Счет до 30 (без операций).

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Счетные палочки. «Домики»

Распечатанные задания

Апрель

1

«Какой? Сколько?»

Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 20, пространственные отношения, порядковый и количественный счет.

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Счетные палочки. «Домики»

2

«Который час?»

Закрепить умение определять время, составлять мини- рассказы и выражения по рисункам, счетные умения в пределах 20.

Работа в тетради

Циферблат часов. Кружочки белого цвета на каждый стол, цветные карандаши.

3

«Рисование фигур по точкам»

Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах. Развивать пространственные представления: справа, слева.

Занимательные задания

Работа в тетради

Распечатанные задания

4

«Задачи на смекалку»

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

Занимательные задания

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Распечатанные задания

Май

1

«Задачи на составление целого из частей»

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Геометрические фигуры

2

«Задачи на сложение»

Развивать мышление, закреплять умение выполнять арифметические действия. Закрепить порядковый и количественный счет пределах 20, смысл сложения, умение переходить от действий с предметами к действию с числами.

Занимательные задания

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Муляжи фруктов и овощей «Домики», счетные палочки.

Распечатанные задания

3

«Задачи на вычитание»

Развивать мышление, закреплять умение выполнять арифметические действия. Закрепить порядковый и количественный счет пределах 20, смысл вычитания, умение переходить от действий с предметами к действию с числами.

Занимательные задания

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Игрушки куклы и машинки, счетные палочки

Распечатанные задания

4

«Задачи-шутки»

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия

Решение логических задач

Упражнение «Веселые задачки»

Работа в тетради

Картинки с изображением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...