Программа внеурочной деятельности по математике «Математика вокруг нас»
рабочая программа по математике

Гуляева (Колесникова) Людмила Валерьевна

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе: примерных программ внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progrmma_kruzhka-matematika.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Ярославль

Государственное  муниципальное образовательное учреждение

 Гимназия №1 города Углича

Принято на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № ______

От «___»______20_года

Программа внеурочной деятельности по математике

«Математика вокруг нас»

Направленность: общеинтелектуальная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 10-11 лет

Срок реализации: две учебных четверти (16 часов)

Автор-составитель: 

 Колесникова Людмила.

Углич 2018

Пояснительная записка

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе: примерных программ внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011/

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Математика вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель: создание условий для формирования всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

  -  знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

    -обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

   - обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

  -  сформировать умение учиться.

  - формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

   - обучать различным приемам работы с бумагой,

   - применять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  - развивать внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

    - развивать мелкой моторики рук и глазомера,

    -развивать художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

  - выявлять и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

    - воспитывать интерес к предмету «Математика»,

   -  расширять коммуникативные способности детей,

 Программа предназначена для учащихся 4 класса, возраст 10-11 лет.

Формы, используемые в программе:

Программа внеурочной деятельности по математике запланирована на две учебные четверти (1 и 2), общее количество часов: 16.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении

- разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

 - проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

 - анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

 - анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

 - моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

 - осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

- пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

- геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

- расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

- расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

- разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

- поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

- решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

- распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

- объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

- анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

- включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Тематическое планирование внеурочной деятельности

Дата

(число, месяц, год)

Содержание

(тема занятия)

Количество часов

Примечания

1

5.09

Как люди учились считать?

1 ч

Биографическая справка, практическое задание по счету

2

12.09

Римские цифры и как с ними работать?

1 ч

Значение римских чисел, действия с римскими числами

3

19.09

Числа, окружающие нас в повседневной жизни

2 ч

Числа на дорогах. Объяснение дорожных знаков с числами. Составление своего знака из подручных материалов (в парах)

Числа в пословицах, поговорках и т.д.

4

26.09

Как рассчитать скидку в магазине

2 ч

Скидки и акции в магазинах. Понятие «скидки», «акции». Практическое задание по расчету скидки.

5

3.10

Семейный бюджет

1 ч

Понятие семейного бюджета (доход, расход). Практическое задание (составим доход семьи, расход семьи).  Игра «Ваш выбор». Решение теста (в парах)

6

10.10

Математика в рисунках

1 ч

Учащиеся 4 класса составляют рисунки и примеры для 1-2 класса

7

17.10

Как узнать с какой скоростью двигается человек

1 ч

Составление своего пути от школы до музея, и практическое измерение

8

31.10

Числовые головоломки

1 ч

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

9

7.11

В царстве Смекалки

1 ч

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

10

17.11

Игра «Выбери маршрут»

1 ч

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния

между городами и сёлами.

11

21.11

Интеллектуальная разминка

1 ч

Решение международных олимпиад конкурса «Кенгуру»

12

28.11

Занимательное моделирование

1 ч

Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида (по выбору учащихся).

13

5.12

Математическая копилка

 1 ч

Составление сборника (книги) числового материала, взятого из жизни для помощи в изучении математики. (формулы, схемы)

Работы в группах.

14

12.12

Интеллектуальная разминка

 1 ч

Работа с электронными математическими играми на компьютерах (в компьютерном классе)

15

19.12

«Спичечный» конструктор

1 ч

Конструирование счетными палочками по заданному образцу. Перекладывание нескольких палочек в соответствии с условием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 4-х классов. Срок реализации - 1 год. Направление-общекультурное....

Программа внеурочной деятельности "Оркестр"

Программа внеурочной деятельности "Оркестр" разработана для детей от 3 до 7 . Работа будет полезна для музыкальных работников....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...

Программа внеурочной деятельности "Игровая гимнастика" (младшие классы)

ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ​МЛАДШИЕ КЛАССЫРазработала: специалист по адаптивной физической культуре, воспитатель Смиренкова Кетино Вахтанги...

Программа внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Программа внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...