Программа внеурочной деятельности "Игровая гимнастика" (младшие классы)
рабочая программа на тему

Смиренкова Кетино Вахтангиевна

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

​МЛАДШИЕ КЛАССЫ

Разработала: специалист по адаптивной физической культуре, воспитатель

Смиренкова Кетино Вахтангиевна

 

г. Москва 2017-2018 учебный год

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Мы живем во время больших, сложных и стремительных перемен. Как никогда ранее, охрана здоровья и физическое воспитание подрастающего поколения являются важными для общества. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (II поколения) организация внеурочной деятельности детей по направлению спортивно-оздоровительное развитие является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики государства.

Потребность детей и подростков в двигательной активности в какой-то мере удовлетворяется бытовыми, спонтанными движениями, что составляет 19-20% необходимого объема двигательной активности в сутки. Однако даже вместе с уроками физической культуры не может полностью удовлетворить потребности детей в движениях. Недостаток движения - характерная черта нашего времени. Движение от латинского "motus" - МОТОРИКА -двигательная активность организма. Любое наше движение - это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической. Для осуществления осознанного движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а также органы чувств. Крупная моторика - это осуществление движений крупными мышцами тела. Это основа физического развития человека, основа на которую накладывается более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок. Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы, является мощным средством укрепления здоровья, правильного физического развития детей и подростков. 

Многолетний процесс обучения в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки огромного количества разнообразной информации, что приводит к усилению напряжения зрительного аппарата, также дети стали много писать, что приводит к напряжению мышц, отвечающих за мелкую моторику.  Особенно эта тема актуальна для учащихся начальной школы, т.к. начало обучения связано с резкой переменой двигательного режима (длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности).

Для школьников младшего и среднего возраста динамический час продленного дня (спортивный час) используется как одна из эффективных форм активного отдыха, способствующая расширению двигательной активности (крупной моторики) учащихся и совершенствованию физических качеств с помощью ОРУ, гимнастики, и дыхательной, и артикуляционной, танцевальных движений, а также игровых упражнений, что и нашло отражение в данной программе.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственная образовательная школа № 1015

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

«Игровая гимнастика»

Разработала:

Специалист по адаптивной физической

культуре, воспитатель

Смиренкова Кетино Вахтангиевна

г. Москва 2017-2018 учебный год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Мы живем во время больших, сложных и стремительных перемен. Как никогда ранее, охрана здоровья и физическое воспитание подрастающего поколения являются важными для общества. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (II поколения) организация внеурочной деятельности детей по направлению спортивно-оздоровительное развитие является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики государства.

Потребность детей и подростков в двигательной активности в какой-то мере удовлетворяется бытовыми, спонтанными движениями, что составляет 19-20% необходимого объема двигательной активности в сутки. Однако даже вместе с уроками физической культуры не может полностью удовлетворить потребности детей в движениях. Недостаток движения - характерная черта нашего времени. Движение от латинского "motus" - МОТОРИКА -двигательная активность организма. Любое наше движение - это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической. Для осуществления осознанного движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а также органы чувств. Крупная моторика - это осуществление движений крупными мышцами тела. Это основа физического развития человека, основа на которую накладывается более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок. Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы, является мощным средством укрепления здоровья, правильного физического развития детей и подростков.  

Многолетний процесс обучения в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки огромного количества разнообразной информации, что приводит к усилению напряжения зрительного аппарата, также дети стали много писать, что приводит к напряжению мышц, отвечающих за мелкую моторику.  Особенно эта тема актуальна для учащихся начальной школы, т.к. начало обучения связано с резкой переменой двигательного режима (длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности).

Для школьников младшего и среднего возраста динамический час продленного дня (спортивный час) используется как одна из эффективных форм активного отдыха, способствующая расширению двигательной активности (крупной моторики) учащихся и совершенствованию физических качеств с помощью ОРУ, гимнастики, и дыхательной, и артикуляционной, танцевальных движений, а также игровых упражнений, что и нашло отражение в данной программе.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

        Гимнастика– это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.

        Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

Цель программы  – способствовать расширению двигательной активности (крупной моторики) учащихся и совершенствованию физических качеств средствами физической культуры.

Данная программа ориентируется на решение следующих задач:

  • воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним;
  • воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности;
  • приобретение школьниками новых социальных знаний о здоровом образе жизни, профилактике отклонений в состоянии здоровья;
  • укрепление физического здоровья
  • совершенствование физических качеств (выносливость, ловкость, гибкость, быстрота, координация)
  • развивать совместную игровую деятельность
  • формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания, навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, дыхательной мускулатуры, диафрагмы и артикуляционной мускулатуры.

Программа ориентирована на младших школьников, по состоянию здоровья отнесённых к основной и подготовительной медицинским группам.

Место внеурочной деятельности в учебном плане

В рабочей программе «Игровая гимнастика» по спортивно-оздоровительному направлению в 1-4 классах отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).

Общий объём программы                          68 часа

Наполняемость групп                                15 человек (класс-группа,)

Режим занятий                                        2 раз в неделю

Продолжительность занятия                30 минут

Период реализации программы: программа рассчитана на один год обучения.

Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:

        1. Организационные:

Наглядные (показ, помощь);

Словесные (описание, объяснение, название упражнений);

Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);

        2. Мотивационные - убеждение, поощрение;

        3. Контрольно – коррекционные.

Обучение гимнастическим упражнениям можно разделить на 3 этапа.

  1. Этап обучения;
  2. Этап разучивания;
  3. Этап совершенствования.

Вид внеурочной деятельности:                  -динамический час

Основной формой работы по программе является:

- групповое занятие.

На занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм, создает настроение и помогает ориентироваться на занятии.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической подготовленности учащихся.

Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий форме бесед.

Физическая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе.

Невозможно строить работу, не учитывая признаки утомляемости на занятиях (по Зотову и Иванову). Осуществляется наблюдение за выраженностью внешних признаков утомления, постоянный визуальный контакт с учениками, а также контроль пульса на начало и конец занятия.

Ожидаемые результаты и способы их результативности

К концу реализации программы "Игровой гимнастики" дети должны:

  • Уметь правильно выполнять общеразвивающие упражнения;
  • Уметь владеть своим телом;
  • Чувствовать ритм;
  • Улучшить свои физические качества;
  • Уметь легко выполнять упражнения;
  • Развить умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность;
  • Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений;
  • Получать удовольствия от физических культуры (гимнастики).
  • Знать параметры правильной осанки, значения гимнастики для человека.

Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.

Для успешного решения вышеназванных задач важно постепенное нарастание трудностей.

Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой занятий. Целесообразно на каждом занятии проводить работу, направленную на решение вышеизложенных задач.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Динамический час состоит из подготовительной, основной и заключительной части.

        I - Подготовительная (7-10 мин.) -  включает построение, объяснения задач занятий, (разминка) строевые и общеразвивающие упражнения, ходьбу и бег;

        II - Основная (3-30 мин.)  - включает подвижные игры, эстафеты, танцевальные движения. Дети быстро переключаются на другой вид деятельности, получают более полный отдых;

         III - Заключительная (5-10 мин.) - включает построение, ходьбу в медленном темпе, дыхательные упражнения, несколько упражнений на внимание или артикуляцию.

        В подготовительной части выполняются движения в медленном и среднем темпе, упражнения выполняются для подготовки всех органов и систем к выполнению основной части.

         В основной части решаются следующие задачи: овладение основными двигательными навыками, общее развитие мышечной системы, органов дыхания, кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствование общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Упражнения в основной части должны быть направлены на повышение уровня физического развития и активного отдыха занимающегося.

        В заключительной части необходимо создать условия, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятия. В этой части рекомендуются простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабления мышц, дыхательные упражнения, упражнения на формирование правильной осанки и обязательный отдых сидя.

        Занятие заканчивается подведением итогов, поощрением и рекомендациями, на что надо обратить внимание при выполнении упражнений и при желании повторить их дома.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Динамического часа -  "Игровой гимнастики"

1.Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2.Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

3.Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».

4.Деятельный принцип.

Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно – ролевые игры, музыкальные игры, игры с правилами), продуктивная (оздоровительно–спортивная, творческая), общение.

5.Наглядность

Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.

6.Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.

7.Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 4-х классов. Срок реализации - 1 год. Направление-общекультурное....

Программа внеурочной деятельности "Оркестр"

Программа внеурочной деятельности "Оркестр" разработана для детей от 3 до 7 . Работа будет полезна для музыкальных работников....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Языковая грамотность" 2-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Языковая грамотность" 2-4 классы...