Рабочая программа внеурочной деятельности "Языковая грамотность" 2-4 классы
рабочая программа по коррекционной педагогике

Хурматова Елена Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Языковая грамотность" 2-4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ашинская школа-интернат № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Аши Челябинской области

Рассмотрено

Педагогическим советом

Протокол от __________ №__________

Согласовано

Заместителем директора по ВР

___________ А.Ю. Черепанова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«школа-интернат №5 г. Аши»

_____________Каширина О.Ю.

Приказ  №_____________ от_________

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

«Языковая грамотность»

2-4 классы

на 2023-2024 учебный год

Составил учитель-логопед Хурматова Е.В.

г. Аша

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (с изменениями).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 30.06.2020 №16.  
  • Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Государственное задание № 073-00058-22-01 от 18.01.2022 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,

Программа курса «Языковая грамотность», реализуется на уровне начального образования с 2 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности. Предлагаемая программа коррекционно - развивающих занятий предназначена для учащихся начальных классов с диагнозом – умственная отсталость, обучающихся в специальных коррекционных школах, классах.

Формы занятий в основном носят игровой характер, который наиболее доступен и близок детям.

Приняты во внимание теоретические и практические подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности младших школьников, которая проявляется:

В готовности успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром,

в возможности решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, применять сформированные умения в разных видах деятельности;

в способности строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнёрства и сотрудничества.

Поскольку существенное место в характеристике функциональной грамотности отводится интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной и рефлексивной готовности младшего школьника применять полученные знания в учебных и жизненных ситуациях, то одним из целевых приоритетов данного курса является обеспечение переноса приобретённых предметных и метапредметных умений в новые ситуации, связанные с решением практических задач.

Предлагаемый курс направлен на формирование у младших школьников, прежде всего, таких компонентов функциональной грамотности, как языковая (в том числе орфографическая) и коммуникативная, но при этом необходимо отметить и его потенциал в формировании читательской и информационной грамотности.

Цель программы: развитие языковой грамотности младших школьников.

Задачи:

  • формирование познавательного интереса к изучению русского языка;
  • стремление к совершенствованию собственной языковой культуры;
  • формирование умения осуществлять целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных;
  • совершенствование навыков диалогической и монологической речи;
  • развитие читательских умений;
  • развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания.

Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности.

Общее количество часов: 102, из них, во 2–4 классах – по 34 часа.

Содержание курса

Для достижения заявленной цели при конструировании содержания курса были выделены следующие блоки: «Мир звуков и букв», «Мир «предметов»», «Мир «действий»», «Мир «признаков»», «Мир «предлогов»», «Мир слов и предложений».

Содержание блока «Мир звуков и букв» связан с разделом языкознания, изучающий звуки языка, свойства звуков (фонем) и с разделом языка, изучающим алфавит, буквы языка и элементарные соответствия между звуками и буквами, а так же с разделом языка, изучающим принципы правильного написания.

Содержание блока «Мир «предметов»» связан с предметами в русском языке, идентифицирование по имени внешнего вида, свойств, состояний. Направлено на расширение словарного запаса младших школьников.

Содержание блока «Мир «действий»» связан с действиями, которые совершают предметы. Направлено на расширение словарного запаса младших школьников.

Содержание блока «Мир «признаков»» связан со словами, которые указывают на определенный признак или свойство предмета или явления. Направлено на расширение словарного запаса младших школьников.

Содержание блока «Мир «предлогов»» связан со служебной частью речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

Содержание блока «Мир слов и предложений» связан со способами объединения слов в словосочетания и предложения. Направлено на развитие диалогической и монологической речи.

2 класс:

Блок «Мир звуков и букв» (12 часов),

Блок «Мир «предметов»» (7 часов),

Блок «Мир «действий»» (5 часов),

Блок «Мир «предлогов»» (3 часа),

Блок «Мир слов и предложений» (7 часов).

3 класс:

Блок «Мир звуков и букв» (12 часов),

Блок «Мир «предметов»» (5 часов),

Блок «Мир «действий»» (4 часов),

Блок «Мир «признаков»» (4 часов)

Блок «Мир «предлогов»» (3 часа),

Блок «Мир слов и предложений» (6 часов).

4 класс:

Блок «Мир звуков и букв» (12 часов),

Блок «Мир «предметов»» (4 часов),

Блок «Мир «действий»» (3 часов),

Блок «Мир «признаков»» (3 часов)

Блок «Мир «предлогов»» (2 часа),

Блок «Мир слов и предложений» (10 часов).

Форма развернутого тематического планирования

2 класс

№ урока

Наименование разделов/ тем урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

план

факт

1-12

Блок «Мир звуков и букв»:

1. Гласные и согласные

2. Различение слов, сходных по звуковому составу

3. Ударение с ловах.

4. Слог.

5. Парные звонкие согласные

6. Парные глухие согласные.

7. Шипящие согласные.

8. Свистящие согласные.

9. Гласные буквы е,ё, ю, я в начале слова или слога.

10. Твердые согласные.

11. Мягкие согласные.

12. Мягкий знак.

12

06.09.

13.09.

20.09.

27.09.

04.10.

11.10.

18.10.

25.10.

03.11.

15.11.

22.11.

29.11.

06.09.

13.09.

20.09.

27.09.

04.10.

11.10.

18.10.

25.10.

03.11.

15.11.

22.11.

29.11.

13-19

Блок «Мир «предметов»»:

1.  Названия предметов.

2. Предметы, отвечающие на вопрос «кто?», «что?»

3. Обобщающие слова, к группе однородных предметов.

4. Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

5. Составление словосочетаний и предложений.

6. Составление описательных рассказов.

7. Письмо с доски или под диктовку.

7

06.12.

13.12.

20.12.

27.12.

17.01.

24.01.

31.01.

06.12.

13.12.

20.12.

27.12.

17.01.

24.01.

31.01.

20-24

Блок «Мир «действий»»

1. Действие и его название.

2. Названия действий, отвечающие на вопрос «что делают?»

3. Подбор названий действий к названиям предметов.

4. Различение названий действий по вопросам.

5. Различение названий предметов и названий действий по вопросам.

5

07.02.

14.02.

21.02.

28.02.

06.03.

07.02.

14.02.

21.02.

28.02.

06.03.

25-27

Блок «Мир «предлогов»»:

1. Предлог как отдельное слово.

2. Употребление предлогов в словосочетании.

3. Употребление предлогов в предложении.

3

13.03.

20.03.

03.04.

13.03.

20.03.

03.04.

28-34

Блок «Мир слов и предложений»:

1. Слово и словосочетание.

2. Слово и предложение.

3. Предложение.

4. Составление предложений по предметной картинке.

5. Составление предложений по сюжетной картинке.

6. Предложения-вопросы, предложения-ответы.

7. Составление описательных рассказов.

7

10.04.

17.04.

24.04.

30.04.

08.05.

15.05.

22.05.

10.04.

17.04.

24.04.

30.04.

08.05.

15.05.

22.05.

3 класс

№ урока

Наименование разделов/ тем урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

план

факт

1-12

Блок «Мир звуков и букв»:

1. Гласные и согласные

2. Ударение в словах.

3. Гласные ударные и безударные.

4. Деление слов на слоги.

5. Гласные буквы е,ё, ю, я в начале слова или слога.

6. Твердые согласные.

7. Мягкие согласные.

8. Мягкий знак.

9. Различение твердых и мягких согласных.

10. Парные звонкие согласные.

11. Парные глухие согласные.

12. Повторение.

12

06.09.

13.09.

20.09.

27.09.

04.10.

11.10.

18.10.

25.10.

01.11.

15.11.

22.11.

29.11.

06.09.

13.09.

20.09.

27.09.

04.10.

11.10.

18.10.

25.10.

01.11.

15.11.

22.11.

29.11.

13-17

Блок «Мир «предметов»»:

1.  Названия предметов.

2. Различение названий предметов по вопросам «кто?», «что?».

3. Обобщающее название для группы однородных предметов.

4. Выделение названий предметов из предложения.

5. Письмо с доски или под диктовку.

5

06.12.

13.12.

20.12.

27.12.

17.01.

06.12.

13.12.

20.12.

27.12.

17.01.

18-21

Блок «Мир «действий»»

1. Действие и его название.

2. Различение названий действий по вопросам «что делает?», «что делают?».

3. Различение названий действий по вопросам «что сделает?», «что сделают?».

4. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

4

24.01.

31.01.

07.02.

14.02.

24.01.

31.01.

07.02.

14.02.

22-25

Блок «Мир «признаков»»:

1. Определение признаков предмета по вопросам «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

2. Различение предметов по их признакам.

3. Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

4. Выделение названий признаков предмета из предложения.

4

21.02.

28.02.

06.03.

13.03.

21.02.

28.02.

06.03.

13.03.

26-28

Блок «Мир «предлогов»»:

1. Предлог как отдельное слово. Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.

2. Предлоги К, ПО,ОТ, НАД, ПОД, О со словами.

3. Употребление предлогов в предложении.

3

20.03.

03.04.

10.04.

20.03.

03.04.

10.04.

29-34

Блок «Мир слов и предложений»:

1. Выделение предложения из текста.

2. Предложение законченное и незаконченное.

3. Распространение предложений.

4. Слова в предложении.

5. Составление предложений.

6. Составление описательных рассказов.

6

17.04.

24.04.

30.04.

08.05.

15.05.

22.05.

17.04.

24.04.

30.04.

08.05.

15.05.

22.05.

4 класс

№ урока

Наименование разделов/ тем урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

план

факт

1-12

Блок «Мир звуков и букв»:

1. Гласные звуки и буквы.

2. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.

3. Гласные ударные и безударные.

4. Деление слов на слоги.

5. Гласные буквы е,ё, ю, я в начале слова или слога.

6. Твердые согласные.

7. Мягкие согласные.

8. Мягкий знак.

9. Различение твердых и мягких согласных.

10. Парные звонкие согласные.

11. Парные глухие согласные.

12. Различение звонких и глухих согласных в словах.

12

06.09.

13.09.

20.09.

27.09.

04.10.

11.10.

18.10.

25.10.

01.11.

15.11.

22.11.

29.11.

06.09.

13.09.

20.09.

27.09.

04.10.

11.10.

18.10.

25.10.

01.11.

15.11.

22.11.

29.11.

13-16

Блок «Мир «предметов»»:

1.  Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам «кто?», «что?».

2. Различение названий предметов по вопросам «кого?», «чего?».

3. Различение названий предметов по вопросам «кому?», «чему?» «кем?», «чем?»

4. Выделение названий предметов в предложении.

4

06.12.

13.12.

20.12.

27.12.

06.12.

13.12.

20.12.

27.12.

17-19

Блок «Мир «действий»»

1. Действие и его название.

2. Различение названий действий по вопросам «что делает?», «что делают?», «что сделает?», «что сделают?».

3. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

3

17.01.

24.01.

31.01.

17.01.

24.01.

31.01.

20-22

Блок «Мир «признаков»»:

1. Определение признаков предмета по вопросам «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

2. Определение предмета по его признакам.

3. Различие названий предметов, действий, признаков.

3

07.02.

14.02.

21.02.

07.02.

14.02.

21.02.

23-24

Блок «Мир «предлогов»»:

1. Предлоги К, ПО,ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА, ИЗ, ЗА, БЕЗ, ДО, ПРО со словами.

3. Употребление предлогов в предложении.

2

28.02.

06.03.

28.02.

06.03.

25-34

Блок «Мир слов и предложений»:

1. Выделение предложения из текста.

2. Деление текста на предложения

3. Завершение начатого предложения.

4. Связь слов в предложении.

5. Предложения,  разные по интонации, вопросительные предложения.

6. Предложения,  разные по интонации, восклицательные  предложения.

7. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

8. Составление описательного рассказа.

9. Письмо с доски или под диктовку.

10. Пересказ текста.

10

13.03.

20.03.

03.04.

10.04.

17.04.

24.04.

30.04.

08.05.

15.05.

22.05.

13.03.

20.03.

03.04.

10.04.

17.04.

24.04.

30.04.

08.05.

15.05.

22.05.

Список использованных источников и литературы

1. О.А. Ишимова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. Москва. «Просвещение», 2019 год.

2. О.А. Ишимова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. Москва. «Просвещение», 2019 год.

3. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. Русский язык 2 класс, Часть 1, Часть 2. Москва. «Просвещение», 2021 год.

4. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. Русский язык 3 класс, Часть 1, Часть 2. Москва. «Просвещение», 2018 год.

5. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. Русский язык 4 класс, Часть 1, Часть 2. Москва. «Просвещение», 2023 год.

6. С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова. Чтение 2 класс, Часть 1, Часть 2. Москва. «Просвещение», 2023 год.

7. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. Чтение 3 класс, Часть 1, Часть 2. Москва. «Просвещение», 2020 год.

8. С.Ю. Ильина. Чтение 4 класс, Часть 1, Часть 2. Москва. «Просвещение», 2023 год.

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Будем говорить красиво"

Основной целью является развитие и совершенствование моторики  органов артикуляции....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Радуга"

Программа «Радуга» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспечение дополнитель...