МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сидоренко Сюзанна Левоновна

Игровое пособие является эффективным средством умственного и творческого развития детей. В процессе логической игры развиваются пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалка и находчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_i_dikie_zhivotnye_metodicheskaya_razrabotka.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

МО Красноармейский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

Воспитатель МДБОУ

«Детский сад №3»

Сидоренко Сюзанна Левоновна

Ст. Старонижестеблиевская

2023 г.

Цель:

Создать условия для игровой деятельности детей, способствовать проявлению в игре инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста; формирование представлений  о домашних и диких животных, заботливого отношения к ним.

Задачи:

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные».
  • Совершенствования грамматического строя речи: учить образовывать  разные падежные формы имён существительных, относительные прилагательные, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить подбирать  к действиям предметы.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Совершенствование координации движений в сочетании с речью.

Материалы и оборудование:

Игровое поле с волчком, «чёрный ящик»; игрушки и картинки по теме «Домашние и дикие животные»; зеркала, ноутбук с программой «Учись говорить правильно»;  муляжи и натуральные продукты питания  для животных (в корзине); шапочки животных, мяч; изображения животных с наложением контуров, фломастеры, медали.

Предварительная работа:

Беседа о домашних и диких  животных, рассматривание картинок и фотографий; разучивание стихотворного материала.

Ход игры

Звучит музыка к игре «Что? Где? Когда?» Воспитатель обьявляет об открытии заседания клуба знатоков. Под аплодисменты появляются игроки. Воспитатель представляет каждого ребёнка, после чего он занимает место за игровым столом. Взявшись за руки игроки произносят:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

Будем дружно мы играть

И друг другу помогать!

Воспитатель. Тема нашей игры – «Домашние  и дикие животные». Против вас, знатоки, играют герои ваших любимых сказок и мультфильмов. Итак, начинаем!

Задание  1. «Классификация: дикие и домашние животные»

Звучит музыка. Ребёнок вращает волчок.

Воспитатель. Вопрос от Маши из мультфильма «Маша и медведь».

Непорядок вдруг случился,

Ну-ка, кто здесь заблудился?

Всё смешалось на планете.

Быстро разберитесь,  дети.

Дети подходят к столу, где находятся игрушки – домашние и дикие животные, домик и ёлочка.

Воспитатель. Кого и что вы видите? (Животных, домик, ёлочку.)Вам надо навести порядок и вернуть животных в те места, где они живут: в дом или в лес. (Дети берут по две игрушки и размещают их около дома или около ёлки, обьясняя свой выбор.)

  • Корова – домашнее животное. Я поставлю её около домика.
  • Медведь – дикое животное. Я поставлю его к ёлочке. И т.д.

Воспитатель. Почему эти животные дикие? (Они могут жить только в дикой природе, им не нужна забота человека.) Почему эти животные домашние? (Они могут жить только рядом с человеком – дома или на ферме; они не могут сами добывать пищу, человек должен о них заботиться.)

Воспитатель. С первым заданием вы успешно справились. Счёт 1:0 в пользу знатоков!

Задание  2. «Интерактивная игра»

Звучит музыка. Один из игроков вращает волчок.

Воспитатель. Следующий вопрос необычный.

Вот вопрос из интернета,

Очень ждут от нас ответа!

Дети подходят к ноутбуку и выполняют задания из интерактивной игры «Учись говорить правильно».

  • Назови домашних животных; выбери их мышкой; послушай, какие они издают звуки.
  • Посмотри на изображения домашних животных; назови, какие животные как подают голос. Например: конь – ржёт, овца – блеет, корова – мычит, кот – мяукает, свинья – хрюкает, собака – лает, гусь – гогочет, курица – кудахчет, петух – кукарекает.

Воспитатель. Вы  справились с заданием. Счёт становится 2:0 в пользу знатоков.

Задание № 3. «Уменьшительно и ласкательно»

Звучит музыка. Игрок вращает волчок.

Воспитатель. Вопрос от Дюймовочки из сказки Г.Х. Андерсена. Послушаем её: «Дорогие ребята! Мой мир очень маленький и ласковый. И говорят в нём нежно. Например, вы можете сказать: «Милый дом», а я говорю: «Миленький домик». А вы можете сказать ласково про домашних животных?»

Свою ласку подари,

Добрым будь ребёнком ты.

Ждут нас с вами превращенья,

Вот такие приключенья.

Дети надевают шапочки животных и встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку, называя животное. Дети возвращают мяч и произносят название животного ласково: кот – котик, кошка – кошечка, котёнок – котёночек, козёл – козлик, коза – козочка, козлёнок – козлёночек.

Воспитатель хвалит детей и обьявляет счёт 3:0.

Задание № 4. «Прятки»

Звучит музыка. Воспитатель предлагает вращать волчок.

Воспитатель. Следующий вопрос от Винни – Пуха. Слушайте: «Однажды мы с моим другом Пятачком помогли найти хвост ослику Иа. Глядя на верёвку, мы сразу поняли, что это его хвост. А вы сможете по части картинки отгадать, что это за домашнее животное?»

Кто там спрятался, ребята?

Отгадать сейчас вам надо.

Чьи видны копыта, хвост?

Вот такой возник вопрос.

Дети рассматривают картинки, на которых частично видны домашние животные. Игроки называют, кто спрятался, и обьясняют свой ответ. Например: Это собака. Из-под куста виден хвост собаки.

Воспитатель. Вы очень наблюдательные и вновь одержали победу. Счёт 4:0!

Задание №5. «Животные и их детёныши»

Звучит музыка. Ребёнок вращает волчок.

Воспитатель. Следующий вопрос – от Мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка».

Мамы деток потеряли,

Далеко от них гуляли.

Надо вам их отыскать,

Чтоб не волновалась мать.

Дети раскладывают предложенные картинки парами: мама (взрослое животное) – детёныш. В заключение называют, что у них получилось.

  • У свиньи – поросёнок,
  • у собаки – щенок,
  • у коровы – телёнок,
  • у кошки – котёнок,
  • у козы – козлёнок,
  • у курицы – цыплёнок.

Воспитатель хвалит игроков и обьявляет счёт 5:0.

Минутная  пауза

Звучит музыка, волчок вращается.

Воспитатель. У нас в гостях Карлсон. Он предлагает вам пошалить, а вернее, отдохнуть.

Ох, нелёгкая игра!

Отдохнуть нам всем пора.

В круг становимся сейчас,

Ждёт ребят потехи час!

«Хрю, хрю, хрю, - сказал спросонок

Добродушный поросёнок,-

(Дети гладят руками впередистоящего.)

Мне сегодня дождик нужен,

Я хочу купаться в луже».

(Дети стучат пальцами впереди стоящего – «капли дождя».)

«Му, му, му, - сказал спросонок

Рыжий гладенький телёнок, -

(Кулачками постукивают по спинке друг друга.)

Мне бы солнышко светило,

Чтоб ещё теплее было».

(Рёбрами ладоней поглаживают спину впередистоящего.)

«Бе-бе-бе, - сказал спросонок

Тонкий беленький козлёнок, -

(Массируют плечи друг друга.)

Мне бы прыгать по дорожке,

Чтобы крепче стали ножки».

(Топают ножками.)

«Ге-ге-ге, - сказал спросонок

Черногривый жеребёнок, -

(Кулачками постукивают по спине впередистоящего.)

Мне бы ростом стать повыше,

Покатать бы ребятишек».

(Дети подтягиваются вверх на носочках.)

Воспитатель. Вы даже отдыхать умеете замечательно! Продолжаем нашу игру.

Задание № 6. «Загадки»

Звучит музыка. Игрок вращает волчок.

Воспитатель. Задание от Василисы Премудрой из сказки «Царевна-лягушка». Внесите «чёрный ящик».

Эй, ребята, не зевайте

И загадки отгадайте.

Кто там в ящике сейчас?

Отгадать прошу я вас.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают. Из ящика достают игрушки, раскладывают их на столе.

  • Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)
  • Голодная мычит, сытая жуёт,

     Всем детям молока даёт. (Корова.)

  • Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
  • Мохнатенькая, усатенькая,

     Ест и пьёт, песенки поёт. (Кошка.)

  • Я большой и я красивый,

     Я бегу, и вьётся грива,

     Длинный шёлковый хвосток,

          И копытцами цок-цок. (Конь.)

  • Рогатый, бодатый, шерстью богатый. (Козёл.)

    Воспитатель. Назовите всех этих животных одним словом. (Домашние                 животные.) Да вы просто мастера отгадывать загадки! Счёт: 6:0.

Задание №7. «Интерактивная игра»

Звучит музыка. Ребёнок вращает волчок.

Воспитатель.

Вновь на связи интернет.

Он на всё даёт ответ.

Задание из программы «Учись говорить правильно»

  • Прочитай слова (или читает воспитатель.)
  • Подбери к действиям (глаголу) обьекты (существительные): скачет (лошадь), охраняет (собака), мяукает (кошка), ржёт (лошадь) и т.п.

Дети отвечают, с помощью мышки помещают обьект (конь, собака, кошка) в нужное окно. Проверяют.

Воспитатель предлагает продолжить выполнение задания с опорой на фотографии (изображения) животных: мычит, хрюкает, бодается, прыгает, жуёт, роет, блеет, грызёт и т.п.

Воспитатель. Вы хорошие знатоки повадок животных. Счёт становится 7:0.

Задание №8. «Кто, что любит».

Звучит музыка. Воспитатель предлагает вращать волчок.

Воспитатель. Вопрос от Волка и Зайца из мультфильма «Ну, погоди!»

     Быть заботливыми нужно –

Угостим животных дружно.

Любят все они питаться,

Надо за работу браться!

Воспитатель предлагает угостить животных их любимыми лакомствами. Дети берут угощенье и кладут его к соответствующей игрушке, дают ответы на вопросы воспитателя.

  • Чем ты угостишь кошку? ( Я угощу кошку свежей рыбой.)
  • Что дашь пожевать корове? (Я дам корове пожевать ароматного сена.)
  • Что любит лошадь? ( Лошадь любит очень овёс.)
  • Что дадим погрызть собаке? (Собаке дадим погрызть вкусную кость.)
  • Чем угостим кролика? (Кролика угостим сладкой морковкой.)
  • Что любит коза? (Коза любит свежую капусту) и т.п.

Вы очень заботливые ребята, за это вам и награда – счёт 8:0.

Задание №9. «Слоговой анализ слов»

Звучит музыка. Игрок вращает волчок.

Воспитатель. А вот и последнее задание. Оно от Буратино: «Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, помните, что когда-то я продал свою азбуку, чтобы попасть на представление. И очень сердился на Мальвину, которая давала мне уроки математики. Но сейчас я исправился: учусь читать и считать.

Вам задание: определить количество слогов в названиях домашних животных».

Дети определяют количество слогов  в названиях животных, которые изображены на картинках: корова – три слога, кошка – два слога, лиса – два слога, пёс – один слог, ёж – один слог, кролик – два слога, медведь – два слога.

Воспитатель хвалит детей и обьявляет счёт 9:0.

Итог

Воспитатель. Итак, со счётом 9:0 команда знатоков из детского сада победила сказочных героев!

     Все сегодня молодцы,

Вы старались от души!

И за то, что много знали,

Получаете медали!

     Воспитатель вручает детям медали, и благодарит за хорошую игру.

Источники

1.Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. М.: АСТ, 2007.

2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка – пресс, 2003.

3. Елистратова И. «Давай с тобой поиграем», «Мой ребёнок» №11 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактической игры "Гласные часики"для детей старшего дошкольного возраста

Звуковая культура речи(для детей старшего дошкольного возраста)Дидактическая игра «Гласные часики» Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательно...

Методическая разработка:Подвижная игра «Полоса препятствий» для детей старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе груп.

В данной работе представлена разработка, описание и правила подвижной игры «Полоса препятствий» для реализации в условиях проведения занятий по физической культуре на улице в летний период...

 Авторская интерактивная игра "День рождения Васи"- Безопасное общение с домашними животными для детей старшего дошкольного возраста.

Данная интерактивная игра с использованием анимационных тригеров способствует закреплению правил безопасного общения с домашними животными, закреплению правил личной гигиены. А дополнительные задания ...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Игра-квест «Что? Где? Почем?»

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», из...

Методическая разработка Подвижная игра "Построй юрту" для детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важ...