«Развивайка»
рабочая программа по математике (средняя группа)

Татьяна Перковская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по ФЭМП 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_sr.gr_.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по ФЭМП «Развивайка»

в средней группе

Составила: воспитатель первой категории

Перковская Т.Г.

г. Райчимхинск 2021г.

Содержание программы

1.Информационная карта программы

2. Целевой раздел

2. 1. Пояснительная записка

2.2. Цели кружка

2.3. Задачи и направление кружка

2.4. Программные задачи на учебный год.

3. Организационный раздел

3.1. Условия реализации программы кружка

3.2. Календарно – тематическое планирование кружка

3.3. Перечень литературных источников

4. Содержательный раздел

4.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста

4.2. Перспективный план кружка «Развивайка».

1.Информационная карта программы

Тип: образовательная

Вид: авторская

Уровень: развивающий

Форма проведения занятий: подгрупповая

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Физическое развитие

2. Целевой раздел

2.1.Пояснительная записка

Данная программа составлена с учетом Программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка. Организация кружка «Развивайка» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.

2.2. Цель кружка: формировать у детей интерес к занятиям математикой и желания творчески применять полученные знания, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного, развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности.

2.3. Задачи и направления кружка: создание условий, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения; развитие у детей памяти, логического мышления, воображения; формирование личностных качеств (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности); компенсировать дефицит речевого общения.

2.4. Программные задачи кружка на учебный год.

  • Количество и счёт

Закрепить умение: считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами.

Познакомить: с цифрами от 1 до 5; стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Учить: писать цифры по точкам; соотносить цифры с количеством предметов; понимать отношения между числами в пределах 5; отгадывать математические загадки; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы Сколько? Который? Какой по счёту?; устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.

  • Величина

Учить: сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров); употреблять сравнения; выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

  • Геометрические фигуры

Закрепить знания: о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); геометрических телах (шар, куб, цилиндр).

Учить: представлению о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.

  • Ориентировка во времени

Закрепить умения: различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).

Учить: отгадывать математические загадки о частях суток, временах года; различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами; различать понятия быстро, медленно.

  • Ориентировка в пространстве

Продолжать учить: различать правую и левую руку, раскладывать счётный материал, считать слева-направо; обозначать словами положение предмета относительно себя.

Учить: ориентироваться на листе бумаги.

  • Логические задачи

Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

3. Организационный раздел

3.1 Условия реализации:

Кружок проводится с подгруппой детей или индивидуально. Тематическое планирование в средней группе рассчитано на 1 занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 32 занятия в год, длительность одного занятия 20 минут.

На занятиях дети сидят за рабочими столами, стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Каждое занятие состоит из 4 частей: математической игры, динамической паузы, графического задания, самоконтроля и самооценки выполненной работы.

3.2 Календарно – тематическое планирование кружка

1 неделя месяца – закрепление счета; 2 неделя месяца – закрепление знаний о геометрических фигурах; 3 неделя месяца – закрепление понятия величины; 4 неделя месяца – закрепление навыка ориентации во времени и пространстве

3.4 Перечень литературных источников:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
  2. Е.В. Колесникова Программа «Математические ступеньки»
  3. Е.В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет».
  4. «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
  5. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»
  6. «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/


4. Содержательный раздел

4.1 Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста:

  • Правильный образец педагога.
  • Пальчиковая гимнастика, подвижные игры, математические загадки и задачи.
  • Рисование карандашом.
  • Правильный подбор мебели, освещения.
  • Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
  • Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

4.2. Перспективный план работы кружка «Развивайка»

Сентябрь III-неделя

Занятие № 1

Цели: Беседа о геометрических фигурах «Геометрические фигуры», повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

Занятие № 2

Цели:«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)». Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

IV-неделя

Занятие № 3

Закреплять: умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними; знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку.

Занятие № 4

Цели: Закреплять: счет предметов (в пределах 2), пользуясь правильными приёмами счёта; считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже.

ОКТЯБРЬ

I-неделя

Занятие № 5

Цели: Учить: считать предметы (в пределах 3), пользуясь правильными приёмами счёта; обозначать словами положение предмета по отношению к себе; ориентироваться на листе бумаги; считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Закреплять: знание о времени года (осень).

Занятие № 6

Цели: Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.

II-неделя

Занятие № 7

Цели: Учить: устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку. Закреплять: умение считать предметы (в пределах 4);

Занятие № 8

Цели: Закрепить знания о геометрической фигуре квадрат. Продолжать учить: сравнивать предметы по величине. Формировать: представление, что квадраты могут быть разного размера; навыки самоконтроля и самооценки. Развивать зрительное внимание.

III-неделя

Занятие № 9

Цели: Продолжать учить: считать предметы (в пределах 5); добавлять к меньшей группе недостающий предмет; устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов.

Занятие № 10

Цели: Закреплять представление о частях суток. Упражнять в сравнении двух групп предметов; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине). Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

IV-неделя

Занятие № 11

Цель: Учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 1 среди множества других цифр; писать цифру 1, используя образецЗнакомить с цифрой 1 как знаком числа 1.

Занятие № 12

Цель: Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе; понимать последовательность расположения геометрических фигур.

НОЯБРЬ

I-неделя

Занятие № 13

Цель: Закреплять: знание о цифре 1; Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.

Занятие № 14

Цель: Закреплять: знание о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; умение сравнивать знакомые предметы по величине, объединять предметы по этому признаку. Формировать: представление, что треугольники могут быть разного размера.

II-неделя

Занятие № 15

Цель: Знакомить с цифрой 2. Учить: писать цифру 2. Учить: соотносить цифру с количеством предметов;

Занятие № 16

Цель: Учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко»; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

III-неделя

Занятие № 17

Цель: Закреплять: знания о цифре 2; о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур; умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности. отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать: представление, что овалы могут быть разного размера; умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие № 18

Цель: Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; писать цифру 3 по точкам; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; находить цифру 3 среди множества других цифр. Знакомить: с цифрой 3 как знаком числа 3.

IV-неделя

Занятие № 19

Цель: Продолжить учить: соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов. З с количеством предметов. Закреплять знания детей о времени года (осень). Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие № 20

Цель: Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

ДЕКАБРЬ

I-неделя

Занятие № 21

Цель: Закреплять: знание о числе и цифре 3; умение соотносить цифру с количественных предметов; писать цифры 1, 2, 3;

Занятие № 22

Цель: Сравнивать знакомые предметы по высоте, объединять предметы по этому признаку; развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.

II-неделя

Занятие № 23

Цель: Учить: отгадывать математические загадки; соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов.

Занятие № 24

Цель: Закреплять: умение сравнивать знакомые предметы по ширине; знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других. Формировать: представление, что прямоугольники могут быть разного размера.

III-неделя

Занятие № 25

Цель: Учить: устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно в круге или квадрате; равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; отсчитывать предметы по образцу; определять положение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание.

Занятие № 26

Цель: Развивать самостоятельность, ориентирование на листе при помощи аппликации, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы.

IV-неделя

Занятие № 27

Цель: Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 4 среди множества других цифр; обводить цифру 4 по точкам; соотносить предметы между собой по величине. Знакомить с цифрой 4 как знаком числа 4. Способствовать развитию зрительного внимания.

Занятие № 28

Цель: Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания («Лесенка»).

ЯНВАРЬ

III-неделя

Занятие № 29

Цель: Закреплять: знания о числе и цифре 4. Продолжать учить: соотносить цифры 1 2 3 4 с количеством предметов;

Занятие № 30

Цель: Учить: считать по образцу и названному числу; понимать отношения между числами 3 и 4; отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; соотносить цифру с количеством предметов; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации.

II-неделя

Занятие № 31

Цель: Учить: отгадывать математические загадки; писать цифру 5 по точкам; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Знакомить с цифрой 5. Закреплять знания о времени года (зима).

Занятие № 32

Цель: Учить: соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление о пространственных отношениях. Закреплять: знания о геометрических фигурах; временах года (зима, весна, лето, осень).

ФЕВРАЛЬ

I-неделя

Занятие № 33

Цель: Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии.

Занятие № 34

Цель: Учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно».

II-неделя

Занятие № 35

Цель: Учить: порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту»; ориентироваться на листе бумаги; видеть геометрические фигуры в предметах.

Занятие № 36

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

III-неделя

Занятие № 37

Цель: Продолжать учить: порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы; отгадывать математические загадки; понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; соотносить количество предметов с цифрой.

Занятие № 38

Цель: Учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи.

IV-неделя

Занятие № 39

Цель: Учить сравнивать количество предметов; предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку; понимать независимость числа от величины предметов;

Занятие № 40

Цель: Закреплять навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы. Решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток).

МАРТ

I-неделя

Занятие № 41

Цель: Учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; соотносить цифру с количеством предметов; различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно пользоваться этими словами; упражнять в сравнении двух групп предметов.

Занятие № 42

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, овал, прямоугольник. Знакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр.

II-неделя

Занятие № 43

Цель: Продолжать учить порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы; соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов.

Занятие № 44

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах. Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

III-неделя

Занятие № 45

Цель: Учить соотносить цифру с количеством предметов; обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Способствовать развитию зрительного внимания.

Занятие № 46

Цель: Учить ориентированию во времени. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Провести тематическую беседу «Сутки. Часы. Минутки»

IV-неделя

Занятие № 47

Цель: Закреплять навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильного ответа на вопросы. Учить: соотносить количество предметов с цифрой;

Занятие № 48

Цель: Учить различать понятия «влево», «вправо»; устанавливать последовательность событий.

АПРЕЛЬ

I-неделя

Занятие № 49

Цель: Учить: соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; отгадывать математические загадки.

Занятие № 50

Цель: сравнивать предметы разных размеров по величине; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; решать логические задачи на установление закономерностей.

II-неделя

Занятие № 51

Цель: Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различения количественного и порядкового счёта; умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе; различать и называть времена года. Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий.

Занятие № 52

Цель: Учить ориентированию во времени. Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

III-неделя

Занятие № 53

Цель: Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов. Учить: сравнивать числа 4 и 5; решать логическую задачу на сравнение; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов.

Занятие № 54

Цель: Учить ориентированию во времени. Провести знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь».

IV-неделя

Занятие № 55

Цель: Закреплять: знания о цифрах от 1 до 5; умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить: порядковому счёту до 5; правильно отвечать на вопросы.

Занятие № 56

Цель: Учить ориентированию во времени, повторить понятие «время года». Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их.

МАЙ

I-неделя

Занятие № 57

Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие № 58

Цель: Знакомство с измерительными приборами. Познакомить детей с часами, рассказать об их назначении, рассказать какие виды часов бывают.

II-неделя

Занятие № 59

Цель: Продолжать учить: соотносить цифру и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; отгадывать математические загадки. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие № 60

Цель: Знакомство с измерительными приборами. Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение. Дать понятие «вес».

III-неделя

Занятие № 61

Цель: Продолжать учить: соотносить количество предметов с цифрой; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы по ширине; решать логические задачи. Закреплять: умение понимать отношения между числами; на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно».

Занятие № 62

Цель: Знакомство с измерительными приборами. Познакомить детей с линейкой, рассказать о её назначении. Провести беседу «Какие бывают линейки».

IV-неделя

Занятие № 63

Цель: Знакомство с измерительными приборами. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Занятие № 64

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей писать цифры 1, 2; знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

ИЮНЬ

I-неделя

Занятие № 65

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей писать цифры 2, 3; знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Занятие № 66

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей писать цифры 4, 5; знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

II-неделя

Занятие № 67

Цель: Развивать умение расставлять числа по порядку. Выполнить задание «Расставь числа по порядку».

Занятие № 68

Цель: Учить детей выполнять логические задачи на смекалку. Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

III-неделя

Занятие № 69

Цель: Учить выполнять задачи на действия (сложение и вычитание). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Занятие № 70

Цель: Учить выполнять задачи на составление целого из частей. Развивать мышление детей, умение составлять целое из частей.

IV-неделя

Занятие № 71

Цель: Учить выполнять задачи на разделение целого на части. Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Занятие № 72

Цель: Познакомить детей с деньгами, их назначением. Провести беседу «Деньги. Их назначение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивайка

занятие по математике в форме игры-соревнования для детей старшего дошкольного возраста...

"Развивайка" (программа развития познавательных процессов)

Программа имеет социально-педагогическую направленность.  Разнообразные  задания способствуют  развитию внимания, памяти, мышления, расширяют  кругозор....

Игра Развивайка. Тема "Вода"

итоговое комплексное занятие по теме "Вода"...

ИГРЫ-РАЗВИВАЙКИ СВОИМИ РУКАМИ

Игры-развивайкиДидактическая игра1) "Соберем овощи и фрукты в корзинку"Цель:-Учить различать по внешнему виду овощи.-Учить различать по внешнему виду фрукты.-Закреплять знания о сенсорном предст...

Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа

Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки. Развивать психическ...

Мастер-класс по изготовлению физкультурного оборудования «Коврик-развивайка»

Коврик предназначен для развития движений, а так же способствует развитию математических навыков. ...

Проект "Развивайка"

Цель: Развитие логического мышления....