Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки.
- Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение)
- Развивать познавательную активность.
Цели и задачи кружка могут изменяться в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей, посещающих кружок.
Курс программы кружка рассчитан на учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю по 30-35 минут.
Курс программы делится на четыре блока:
Месяц |
Название блока |
Тема |
Количество занятий |
сентябрь- октябрь |
«Развиваем моторику» |
Волшебный квиллинг, скрапбукинг |
8 |
ноябрь - декабрь |
«Развиваем речь» «Развиваем восприятие» «Развиваем память»
|
Психогимнастика Сочиняем сказки Логоритмика Театр |
8 |
январь-февраль |
«Развиваем двигательную активность» |
Игры эстафеты, школа мяча, |
3 |
март апрель Май |
«Развиваем мышление» «Развиваем общую готовность к обучению в школе» |
Умные игры, головоломки, КВН Мастер-класс, родительское собрание, диагностика |
10 |
I блок – «Развиваем моторику»
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Пояснительная записка.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
«Волшебный квиллинг» — так называется блок. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование). Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Волшебный квиллинг», «скрапбукинг» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Цель программы блока «Волшебный квиллинг»-– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
· Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Блок предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
№ занятия |
Тема. |
Теория. |
Практика. |
1 |
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности |
Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. |
Набор кружковцев. Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.
|
2 |
Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
|
Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.
|
Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость) |
3 |
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”
|
Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”.
|
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
|
4-5 |
Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.
|
Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах |
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. |
6 |
Основные формы “завитки”,«глаз», «лист».
|
Учить детей правильно выполнять форма «завиток». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. |
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.
|
7 |
скрапбукинг |
Учить детей правильному и эстетическому выполнению . Познакомить с технологией работы. |
Дети самостоятельно выполняют различные виды открыток. |
8 |
Коллаж |
Закрепить все виды форм |
Дети самостоятельно выполняют коллаж для стенда. |
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
- кусочки органзы, ленточки
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
II блок –«Логоритмика», «Психогимнастика», «Сказкотерапия», «Театр»
Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 6 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогике доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
В данной группе 30% детей имеют нарушения в звукопроизношении, поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике, психогимнастике, постановке спектаклей.
Цель: коррекция речевых нарушений через развитие неречевых и речевых психических функций через писхогимнастику, логоритмику, сказкотерапию, театральную деятельность.
Задачи:
- Коррекция нервно-психиченских процессов, оздровления психики; воспитание уверенностив своих силах, выдержки, волевых черт характера.
- Развитие тактильно-кинестического и костно-мышечного чувства собственного тела у ребенка.
- Коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, артикуляционной моторики.
Требования к проведению::
- Обязательно наличие фортепиано, музыкального центра, телевизора, дивиди плеера набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
- Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
Занятия по логоритмике и психогимнастике рассчитаны на 5 занятий.
№ |
Название занятия |
Количество занятий |
Месяц |
1. |
«В осеннем лесу» (психогимнастика, логоритмика) |
1 |
ноябрь |
2. |
«Путешествие веселого язычка» (логоритмика) |
1 | |
3. |
«Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева |
1 | |
4. |
Оперетта «Осенние проделки Лешего» (психогимнастика, музыкально-ритмические упражнения) |
1 | |
5. |
«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки |
1 |
декабрь |
Артист не кукла он живой и является лишь средством выражения сценического действия в процессе игры перед публикой. Носителями театрального творчества были бродячие артисты, вносящие в обыденную жизнь людей зрелищность. За время существования театра, сложились разные его виды и формы: театр миниатюр, театр зверей, театр сатирикон. С древнейших времен известен кукольный театр, так полюбившийся детям, позволяющий в игровой форме, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор.
Воспитанники с большим интересом, с удовольствием рассматривают незатейливых кукол, учатся «оживлять их» и передавать через кукол внутренний мир своего персонажа.
Три занятия данного блока рассчитаны на постановку спектаклей по мотивам сказок, сказок придуманными детьми и спектакля ко дню матери.
№ |
Название занятия |
Количество занятий |
Месяц |
1 |
Кукольный спектакль «Лиса и волк» |
1 |
декабрь |
2 |
Сказкотерапия «Бином фантазтии» |
1 |
декабрь |
3 |
Спектакль ко дню матери «Чучелка» |
1 |
Ноябрь |
III блок –«Спортивные эстафеты», «Школа мяча»
Пояснительная записка.
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные занятия по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают спортивные игры, действия с мячом. Физические упражнения развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку, развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Все виды спортивных игр укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому игры эстафеты и работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Задачи:
- Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Помочь детям овладеть мячом на достойно высоком уровне.
- Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
- Учить детей понимать сущность коллективной игры, цель и правила.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Количество занятий |
Мероприятия: |
Месяц: |
1 |
Обследование детей Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале Игры эстафеты |
Январь |
1 |
Игры на воздухе . Хоккей | |
1 |
Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | |
1 |
Выполнять броски и ловлю мяча в движении Отбивание мяча об пол одной рукой на месте |
Февраль |
1 |
Отбивание мяча об пол правой и левой рукой в движении Передача мяча друг другу различным способом | |
1 |
Передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя Перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя спиной друг к другу | |
1 |
Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками Подача и пас в игре |
IV блок- «Умные игры», «головоломки», «КВН»
Пояснительная записка
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая старших дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр.
Цель: Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развивающих математических играх.
Задачи:
1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с
разных сторон.
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Кол-во занятий |
Месяц |
Тема |
Задачи. |
1 |
Март
|
«Найди ошибку» |
|
1 |
Разложи узор |
| |
1 |
Геометрический диктант |
| |
1 |
Апрель
|
Работа с геометрическим конструктором |
|
1 |
Танграм |
| |
2 |
Волшебный круг |
| |
1 |
Май |
КВН |
|
1 |
Май |
Диагностика |
|
1 |
Мастер-класс |
| |
1 |
Родительское собрание |
|
Приложение ко 2 блоку
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
- Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
- 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
- 6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).
- 7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).
Оценка результата:
- Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних.
- Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.
- Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
- Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
- 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
- 6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).
- 7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).
Оценка результата:
- Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9).
- Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.
- Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).
Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»
Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.
- Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).
- 5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).
- 6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).
- 7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).
Оценка результата:
- Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.
- Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.
- Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 96.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 «Ладушки» Бугульминского муниципального района Перспективный план – программа кружка «Развивайка» подготовительной группы №5 составила воспитатель: Натальина А.Т. 2013год |
Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки.
- Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение)
- Развивать познавательную активность.
Цели и задачи кружка могут изменяться в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей, посещающих кружок.
Курс программы кружка рассчитан на учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю по 30-35 минут.
Курс программы делится на четыре блока:
Месяц | Название блока | Тема | Количество занятий |
сентябрь- октябрь | «Развиваем моторику» | Волшебный квиллинг, скрапбукинг | 8 |
ноябрь - декабрь | «Развиваем речь» «Развиваем восприятие» «Развиваем память» | Психогимнастика Сочиняем сказки Логоритмика Театр | 8 |
январь-февраль | «Развиваем двигательную активность» | Игры эстафеты, школа мяча, | 3 |
март апрель Май | «Развиваем мышление» «Развиваем общую готовность к обучению в школе» | Умные игры, головоломки, КВН Мастер-класс, родительское собрание, диагностика | 10 |
I блок – «Развиваем моторику»
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Пояснительная записка.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
«Волшебный квиллинг» — так называется блок. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование). Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Волшебный квиллинг», «скрапбукинг» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Цель программы блока «Волшебный квиллинг»-– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
· Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Блок предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
№ занятия | Тема. | Теория. | Практика. |
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности | Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. | Набор кружковцев. Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности. |
2 | Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. | Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга. | Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость) |
3 | Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька” | Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”. | Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. |
4-5 | Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”. | Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах | Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. |
6 | Основные формы “завитки”,«глаз», «лист». | Учить детей правильно выполнять форма «завиток». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. | Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы. |
7 | скрапбукинг | Учить детей правильному и эстетическому выполнению . Познакомить с технологией работы. | Дети самостоятельно выполняют различные виды открыток. |
8 | Коллаж | Закрепить все виды форм | Дети самостоятельно выполняют коллаж для стенда. |
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
- кусочки органзы, ленточки
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
II блок –«Логоритмика», «Психогимнастика», «Сказкотерапия», «Театр»
Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 6 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогике доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
В данной группе 30% детей имеют нарушения в звукопроизношении, поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике, психогимнастике, постановке спектаклей.
Цель: коррекция речевых нарушений через развитие неречевых и речевых психических функций через писхогимнастику, логоритмику, сказкотерапию, театральную деятельность.
Задачи:
- Коррекция нервно-психиченских процессов, оздровления психики; воспитание уверенностив своих силах, выдержки, волевых черт характера.
- Развитие тактильно-кинестического и костно-мышечного чувства собственного тела у ребенка.
- Коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, артикуляционной моторики.
Требования к проведению::
- Обязательно наличие фортепиано, музыкального центра, телевизора, дивиди плеера набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
- Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
Занятия по логоритмике и психогимнастике рассчитаны на 5 занятий.
№ | Название занятия | Количество занятий | Месяц |
1. | «В осеннем лесу» (психогимнастика, логоритмика) | 1 | ноябрь |
2. | «Путешествие веселого язычка» (логоритмика) | 1 | |
3. | «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева | 1 | |
4. | Оперетта «Осенние проделки Лешего» (психогимнастика, музыкально-ритмические упражнения) | 1 | |
5. | «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки | 1 | декабрь |
Артист не кукла он живой и является лишь средством выражения сценического действия в процессе игры перед публикой. Носителями театрального творчества были бродячие артисты, вносящие в обыденную жизнь людей зрелищность. За время существования театра, сложились разные его виды и формы: театр миниатюр, театр зверей, театр сатирикон. С древнейших времен известен кукольный театр, так полюбившийся детям, позволяющий в игровой форме, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор.
Воспитанники с большим интересом, с удовольствием рассматривают незатейливых кукол, учатся «оживлять их» и передавать через кукол внутренний мир своего персонажа.
Три занятия данного блока рассчитаны на постановку спектаклей по мотивам сказок, сказок придуманными детьми и спектакля ко дню матери.
№ | Название занятия | Количество занятий | Месяц |
1 | Кукольный спектакль «Лиса и волк» | 1 | декабрь |
2 | Сказкотерапия «Бином фантазтии» | 1 | декабрь |
3 | Спектакль ко дню матери «Чучелка» | 1 | Ноябрь |
III блок –«Спортивные эстафеты», «Школа мяча»
Пояснительная записка.
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные занятия по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают спортивные игры, действия с мячом. Физические упражнения развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку, развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Все виды спортивных игр укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому игры эстафеты и работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Задачи:
- Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Помочь детям овладеть мячом на достойно высоком уровне.
- Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
- Учить детей понимать сущность коллективной игры, цель и правила.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Количество занятий | Мероприятия: | Месяц: |
1 | Обследование детей Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале Игры эстафеты | Январь |
1 | Игры на воздухе . Хоккей | |
1 | Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | |
1 | Выполнять броски и ловлю мяча в движении Отбивание мяча об пол одной рукой на месте | Февраль |
1 | Отбивание мяча об пол правой и левой рукой в движении Передача мяча друг другу различным способом | |
1 | Передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя Перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя спиной друг к другу | |
1 | Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками Подача и пас в игре |
IV блок- «Умные игры», «головоломки», «КВН»
Пояснительная записка
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая старших дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр.
Цель: Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развивающих математических играх.
Задачи:
1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с
разных сторон.
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Кол-во занятий | Месяц | Тема | Задачи. |
1 | Март | «Найди ошибку» |
|
1 | Разложи узор |
| |
1 | Геометрический диктант |
| |
1 |
Апрель | Работа с геометрическим конструктором |
|
1 | Танграм |
| |
2 | Волшебный круг |
| |
1 | Май | КВН |
|
1 | Май | Диагностика | |
1 | Мастер-класс |
| |
1 | Родительское собрание |
|
Приложение ко 2 блоку
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
- Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
- 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
- 6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).
- 7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).
Оценка результата:
- Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних.
- Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.
- Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
- Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
- 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
- 6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).
- 7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).
Оценка результата:
- Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9).
- Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.
- Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).
Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»
Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.
- Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).
- 5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).
- 6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).
- 7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).
Оценка результата:
- Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.
- Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.
- Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.
Список литературы:
- А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
- Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
- Методика игрового обучения С.и Е. Железновых (аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логоритмика»)
- методики М.Ю.Картушиной, Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4, 5-6, 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008;
- О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора
- Устав образовательного учреждения
- Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
- Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе
материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...
Перспективный план работы кружка « Веселая погремушка» во второй младшей группе «Облачко»
Сформировать у детей первичные представления о народной культуре путем музыкального фольклора....
Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...
Перспективный план программы кружка: "Первые шаги"
План кружка составлен для детей первой младшей группы. В основе кружка лежит игровая мотивация, так как игра - ведуший вид деятельности детей дошкольного возраста. Играя дети легче усваивают материал....
Перспективный план работы кружка "Тестовичок" для детей средней группы
Дети любят лепить из теста....
Перспективный план занятий кружка и Программа кружковой работы "Развивай-ка"
Перспективный план кружковой работы "Развивай-ка"...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «Страна Игралия» 2020 – 2021 уч. г. (старшая лог. группа) Группа «Пчёлки»
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Особое внимани...