«Развитие логико – математических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация по математике

Шаулина Анжела Викторовна

Логико-математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш»

Доклад

на тему «Развитие логико – математических представлений

у детей дошкольного возраста».

Подготовила:

старший воспитатель

Шаулина

Анжела Викторовна

г. Рославль

2021 г.


«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели».

(А. И. Маркушевич)

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже в дошкольный период нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Современная школа сегодня ждёт нового ученика: активного, с высоким уровнем мышления, восприятия, творческих способностей, хорошо развитой речью.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

В современных условиях к программам дошкольного образования

предъявляются высокие требования. В соответствии с ФГОС ДО, одной из

основных целей математического развития детей дошкольного возраста

является развитие логико-математических представлений о математических

свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах,

геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях).

Кроме того, целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы, целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Какая же из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности, как не математика.

Именно такие сугубо математические операции, как классификация, сериация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, оказываются востребованными в процессе речевого развития, позволяют находить и осваивать способы познания окружающей действительности и развивать у дошкольников логическое мышление, которое, является высшей стадией развития мышления.

В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие»

встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова),

которое является тождественным.

Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Логико-математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Сегодня педагогу необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными, а, следовательно, освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Математическое развитие дошкольников - это позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольников - целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и интеллектуальное развитие ребенка.

Выстроить необходимую образовательную деятельность возможно только при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды.  Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Наличие в группе занимательного материала помогает использовать воспитателям интегрированный подход во всех видах деятельности. К занимательному материалу относятся картотеки с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса, развивают память, внимание и воображение. Естественно, что успех может быть обеспечен только при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Математические представления и умения являются своеобразным "инструментарием" средствами и способами познания, необходимым для освоения мира и действия в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т.п.). Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т.п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.

Освоенные математические представления, логико-математические

средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.)

составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот

опыт является началом познания окружающей действительности, первым

вхождением в мир математики.

В последние годы ученые, педагоги, психологи пришли к единодушному мнению о том, что именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по развитию логико –математических представлений у детей.

Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.

В обучении дошкольников математике используют проблемно-игровую технологию.
         Проблемно-игровая технология
 – это технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата.
Главный компонент проблемно-игровой технологии - активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
          Каждая технология имеет свои характерные черты:

  • ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
  • обычно исключаются показ и подробное объяснение;
  • ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
  • ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.;
  • взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре  и ни в коем случае не снижая его активности.
Активность ребенка достигается прежде всего через:

  • мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную);
  • участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;
  • выражение сущности этих действий в речи;
  • появление соответствующих эмоций, особенно познавательных;
  • использование экспериментирования, решение творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания, применение их в детских видах деятельности.

       Схематично проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей можно представить следующим образом:
- логико-математические сюжетные игры (занятия);
- проблемные ситуации;
- логические и математические игры;
- экспериментирование и исследовательская деятельность;
- творческие задачи (вопросы, ситуации).

В основе возможностей интеграции логико-математического развития с другими направлениями развития дошкольников (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое (речевое, экологическое), художественно-эстетическое) лежат следующие идеи:

  • в дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания (формировании обследовательских действий, накопления опыта разнообразных ощущений и развития восприятия);
  • математические представления и умения являются своеобразным «инструментарием» (средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действия в нем (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т. п.).

           Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т. п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.

Хочется отметить эффективность использования учебно – игрового пособия «Блоки Дьенеша». Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Если ребёнок легко и безошибочно справляется с заданиями определённой ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы. Переводить ребёнка к последующим игровым упражнения можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих, то есть когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определённой ступени или преждевременно давать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений.

                   При этом процесс обучения превращается в процесс «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности»; присутствует «ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению и перестройке собственного опыта»; интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, становятся источником познавательных интересов.
          Отсюда следует, что процесс логико-математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен активизировать мыслительную деятельность дошкольника, позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
           Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития логико-математических представлений детей дошкольного возраста "Страна Математики"

Подробный проект по развитию логико-математических представлений детей дошкольного возраста "Страна Математики". План работы для средней, старшей и подготовительной групп....

Консультация "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР"

Консультация  "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ      КОМПЕТЕНТНОСТИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР"...

Презентация « РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»

laquo; РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»...

"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "

В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Развитие логико- математических представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр».

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможностьознакомления с окружающей действительностью.Хорошо, когда ребенок с...

Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не тольк...