План самообразования
материал по математике

«Развивающая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_5_let.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:

«Развивающая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                          В.А.Сухомлинский

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

 Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Исследования А. М. Леушиной, А. С. Метлиной, Т. В. Тарунтаевой, А. А. Столяра, Е. И. Тихеевой и др. показывают, что поэтапное формирование математических знаний в дошкольном возрасте оказывает большое воздействие на различные стороны психической деятельности детей, содействует развитию восприятия и мышления, следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Одна из причин - потеря интереса к учению, к самому предмету-математике. Это можно объяснить неадекватностью методов обучения интересам детей в дошкольном возрасте.

Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Для этих игр характерны следующие особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, инструкции и т. п., таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

Достоинство выбранной темы:

Главное достоинство развивающих игр – заключается в том, что они благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет, а также помогают детям научиться ориентировке в пространстве.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет

(2023– 2027 учебный год)

2023-2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь 2023г.

3.

Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь

4.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

6.

Собрать банк данных по теме «Развивающая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

В течение года

7.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь

8.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме Развивающая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

В течение года

9.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

10.

Изучить литературу И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений», А. А. Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием»

Январь

11.

Консультации для родителей ««Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Апрель

12

Публикации статьи в образовательной социальной сети nsportal «Картотека дидактических игр по ФЭМП»

Май

13.

Консультация для родителей «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Апрель

14.

Создание копилки математических игр.

В течение года

15.

Изучение методики: Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.

Апрель

16.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования.

По плану старшего воспитателя

2024-2025 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме самообразования.

Сентябрь

2.

Изучить литературу по темам:  Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации

Сентябрь-ноябрь

3.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

По плану старшего воспитателя

4.

Составление картотеки публикаций по теме.

В течение года

5.

Консультация для педагогов ДОУ ««Дидактические игры для обучения математике дошкольников»

Январь

6.

Пополнение картотеки «Дидактические игр по ФЭМП»

Сентябрь-октябрь

7.

Конкурс для родителей воспитанников «Лучшая математическая игра».

Март

8.

Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах».

9.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования «Экспериментирование дома»

В течение года

10.

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»

Май

11.

Ведение персонального сайта http://nsportal.ru

В течение года

12.

Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»

В течение года

13.

Диагностика динамики за два года по своей теме:

- входной контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Октябрь

Февраль

Май

2025-2026 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации на сайте http://nsportal.ru.

В течение года

3.

Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

Сентябрь-октябрь

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

8.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

9.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Консультация для родителей ««Роль семьи в развитии речи и фэмп ребёнка»».

Февраль

12.

Оформление выставок литературы, дидактического материала.

Март

Апрель

13.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

14.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

2026-2027 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации на сайте http://nsportal.ru.

В течение года

3.

Продолжать оформлять картотеку дидактических игр уголок игры, наглядно-дидактический материал по развитию фэмп

В течение года

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

8.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

9.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Консультация для родителей «Развитие фэмп дошкольников в играх».

Февраль

12.

Оформление выставок литературы, дидактического материала.

Март

Апрель

13.

Конкурс дидактических игр по фэмп среди педагогов.

Март

14.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

2027-2028 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

3.

Использование методики «Математика на бутылках» Е.Е. Шулешко.

Сентябрь-октябрь

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

6.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

7.

Открытый показ занятий методики «Математика на бутылках» Е.Е. Шулешко.

В течение года

9.

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности».

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

12.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...