Статья по методике Монтессори
материал по математике (младшая группа)

Олеся Анатольевна Манюк
Данный материал показывает опыт работы воспитателя младшей группы по данной методике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx609.89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Использование элементов Монтессори в воспитании и развитии детей раннего возраста

  1. В соответствии с Рабочей программой воспитания деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами.

  1. Результаты достижения цели воспитания представлены в виде целевых ориентиров, как обобщенный портрет ребенка к концу раннего и дошкольного возраста.

Решая задачи воспитания с детьми раннего возраста педагоги формируют ценности:

- Родина, природа;

- Человек, семья, дружба, сотрудничество;

- Знание;

- Здоровье;

- Труд;

- Культура и красота

Мы знаем, что у всех детей разный тип нервной системы и, следовательно, предел работоспособности их неодинаков: одни из них очень выносливы, другие же очень быстро утомляются. При организации воспитательного процесса учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

  1. Индивидуальный подход с детьми раннего возраста позволяет реализовывать Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка.
  2. Актуальность внедрения данной методики в детском саду в группе раннего возраста, обуславливается тем, что мы учим малышей быть самостоятельными, видеть и исправлять свои ошибки. Казалось бы, что может быть сложного в том, чтобы взять поднос с необходимой атрибутикой, перенести его на стол, убрать свое рабочее место. Это для нас, взрослых, не представляет особого труда, а малыш испытывает определенные трудности. Целью метода является воспитание самостоятельности, развитие чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и мелкой моторики. «Соревнуясь» только с самим собой, ребёнок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изучаемое.
  3. Главный принцип системы Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Взрослый помогает каждому ребёнку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
  4. Методика Монтессори имеет два основных принципа

– наблюдения за ребенком;

- самовоспитание, самообучение, саморазвитие ребенка.

Ребенок получает возможность развиваться в своем собственном темпе.

Для Монтессори - педагогики характерен такой способ воспитания, при котором ребенок приобретает умения в процессе собственной деятельности. Упор делается на зону ближайшего развития ребенка, то есть область его потенциальных возможностей.

  1. Для развития и воспитания детей необходимо:

1. Разработать предметно-пространственную среду, такую, чтобы попадая в неё, ребёнок мог учиться самостоятельно;

2. Собрать, изготовить необходимый дидактический материал;

3. Поддерживать и обогащать предметно-пространственную среду;

4. Показать, объяснить, но никогда не делать за ребёнка. Ребёнок должен сам, методом проб и ошибок научиться всему сам!

При такой методике воспитания и обучения у детей появляются не только новые умения и навыки, ребёнок приобретает чувство независимости и уверенности, развивает естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объёме, который он в состоянии освоить. Ребёнка должна учить сама окружающая среда.

В нашей группе раннего возраста «Теремок» использование элементов Монтессори осуществляется через парциальную программу «Развивайкин мир».

  1. Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Реализация парциальной программы «Развивайкин мир» осуществляется через игровую деятельность во вторую половину дня и при организации свободной самостоятельной деятельности детей раннего возраста.

  1. Для реализации парциальной программы нами создан Монтессори уголок с РППС, показанный на предыдущих слайдах, для организации предметной деятельности и воспитания детей раннего возраста. Сюда входят материалы для освоения движения, навыков повседневной жизни и коммуникации, пособия для развития сенсомоторики, речи, художественного восприятия.
  2. Кроме того, решение задач по направлениям воспитания и развития осуществляется через деятельность детей в Патриотическом уголке, Уголке природы, Сенсорики и Конструирования, Спортивном уголке.
  3. В рамках парциальной программы «Развивайкин мир» задачи воспитания реализуются в следующих направлениях:

Направление воспитания / Ценность

Содержание

РППС

Дидактические игры и материалы

Патриотическое / родина, природа

Формирование привязанности к детскому саду, любовь к родным; приобщение к символике через индивидуальный подход

Патриотический уголок;

Уголок природы

Русская матрешка; Белый-Синий-Красный «Разложим по цвету»; «Что нарисовано?»

Социальное / человек, семья, дружба

Выстраивание взаимодействий с другими детьми и взрослыми; формирование доброжелательного отношения друг к другу, умение делиться с товарищами.

Формирование навыков самообслуживания

Монтессори уголок

Игра «Пузырь»; Формочки-вкладыши; Коробочка с нарядами; Рамка с большими пуговицами; «Набор для уборки»

Познавательное / знание

Развитие органов чувств, активности.

Расширение словарного запаса

Монтессори уголок, Сенсорики и Конструировании

Настенные модули; Крышки в баночку; Деревянная мозайка; Деревянные пазлы Русская пирамидка; Большая пирамидка; Формочки-вкладыши; Переливание воды из одного сосуда в другой; пересыпание крупы из одной плошки в другую;

Набор картинок

Физическое и оздоровительное / здоровье

Развитие крупной моторики

Спортивный уголок

Тактильные (сенсорные) дорожки, Большие и маленькие мячи, мягкие модули.

Трудовое / труд

Формирование самостоятельно поддерживать порядок

Монтессори уголок

«Набор для уборки», Предметы для мытья посуды; Лейка для полива комнатных растений

Этико-эстетическое / культура и красота

Формировать желание заниматься продуктивными видами деятельности; выполнение свободных ритмических движений под музыку

Музыкальный уголок, уголок Рисования

Штампики; Звучащие колокольчики; «Угадай инструмент»; Пальчиковая техника рисования

13. Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах:

1. Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не что он "натворил", а в чем его уникальность.
2. Индивидуальность работы с родителем. Такую работу возможно построить на основе консультаций-бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.
3. Доверительность между родителем и воспитателем. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности. После установления доверительных отношений возможно выработать совместную линию поведения с ребенком.

14. Методика Монтессори опирается на рациональный способ познания мира. Т.е. это способ отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы рационального познания приведены на слайде.

Из содержания форм следует, что данная Методика не подходит детям, которые слишком подвижные, активные, имеющие проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания.

Формы рационального познания

Мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол-мебель)

Форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха – насекомое)

Форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводиться новое (У мухи есть крылья, значит она летает)

15. Решая задачи Рабочей программы воспитания с детьми раннего возраста, самые важные качества, которые бы я хотела привить своим воспитанникам:

- отзывчивость;

- доброту;

- стремление проявлять самостоятельность;

-зажечь интерес к окружающему миру;

- научить детей понимать, что такое «Хорошо» и что такое «Плохо».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с элементами методики Монтессори «Черепаха-путешественница» в подготовительной группе.

Конспект по обучению грамоте с элементами методики Монтессори. Рекомендовано для детей с ОНР и детей обраразвивающих садов....

Методика Монтессори

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе...

консультация для родителей "Методика Монтессори"

Консультация для родителей по "Методике Монтессори"...

11 развивающих игр по методике Монтессори

Игры по методике Марии Монтессори на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия детей....

Методика Монтессори и дети

Педагогическая система, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам....

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....