Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Веселова Анна Сергеевна

Времяэто продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:

1. Текучесть (время нельзя остановить)

2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)

3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)

4. Отсутствие наглядности

«Чувство времени» — способ­ность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта.  Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности. 

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chuvstvo_vremeni_ozo.doc510.5 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты игровых упражнений

для развития «чувства времени»

у детей старшего дошкольного возраста

                 

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:

1. Текучесть (время нельзя остановить)

2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)

3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)

4. Отсутствие наглядности

«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта.  Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.  

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

Список литературы

1. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1992.

2.   Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И.Фрейлах. – 2-е изд., переработанное и доп. – М., «ФОРУМ-ИНФА», 2014

3. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада — 2-е изд., перераб. / Л.С. Метлина. — М.: Просвещение, 1984.

Игровое упражнение 1

Развитие способности восприятия времени по песочным часам  

Дидактическая задача - учить определять промежутки времени по песочным часам.

Игровая задача – Собирать пазл и следить за временем по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, сбор пазла следует самостоятельно сразу же прекратить.

Игровые действия:

Переворачиваются песочные часы, по сигналу дети начинают собирать пазл. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда время закончится, дети рассказывают, сколько пазлов они успели собрать. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили сбор пазла вовремя. 

Для усложнения можно взять врем 3, 5 минут

Описание: https://i.hinnavaatlus.ee/p/1200x630f/72/ab/9b25e514fd51ad7b23276bfd1b8890fb.jpg

Игровое упражнение 2

Развитие способности восприятия времени по часам

Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по часам (3 минуты)

Игровая задача – Клеить листочки на дерево из цветной бумаги и следить за временем по часам. Когда 1 минута закончится, надо самостоятельно прекратить клеить листочки.

Игровые действия:

Показываются часы, по сигналу дети начинают клеить листочки. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько «листьев» они успели наклеить  за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили клеить вовремя. Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть наклеить больше листьев на дерево и почему.

Описание: https://pp.userapi.com/c824410/v824410730/1857a9/wxPkIHIE7MA.jpg

Игровое упражнение 3

Развитие способности определять объём задания

на определённый промежуток времени

Дидактическая задача – развивать способность определять объём задания на определённый промежуток времени.

Игровая задача – выбрать из предложенных образцов такой, чтобы сделать схемы  из мозаики за  3 минуты, и сделать её.

Игровые действия:

Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности образец для создания схемы  из мозаики именно за 3 минуты. По сигналу воспитателя дети начинают создавать схему. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.  

Описание: http://doshkolnik39.ru/modules_cwrk/import/files_output/images/items/c000038928_1.jpg

Игровое упражнение 4

Развитие способности оценивать временные интервалы без часов,

на основе чувства времени

Дидактическая задача – развивать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.  

Игровая задача – Предлагается разрезать бумагу на полоски по отмеченным линиям в течение минуты. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение, как только по его мнению 1 минута закончится.

Игровые действия:

Воспитатель даёт указание: каждый будет разрезать бумагу на полоски по отмеченным линиям в течение минуты, а когда детям покажется, что минута истекла, прекратить работу и убрать руки со стола. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.