Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)

Кузнецова Наталья Ивановна

«Чувство времени» — способ­ность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта.  Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени»

у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

Кузнецова Наталья Ивановна

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:

1. Текучесть (время нельзя остановить)

2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)

3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)

4. Отсутствие наглядности

«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта.  Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.  

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

Игровое упражнение 1

Развитие способности восприятия времени по песочным часам  

Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по песочным часам (1 минута).

Игровая задача – рисовать снежинки в течение 1 минуты и следить за временем по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, рисование следует самостоятельно сразу же прекратить.

Игровые действия:

Переворачиваются песочные часы, по сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда рисование закончится, дети рассказывают, сколько снежинок они успели нарисовать. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения рисования за песочными часами и закончили рисовать вовремя.

 

Игровое упражнение 2

Развитие способности восприятия времени по часам

Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по часам (3 минуты)

Игровая задача – скручивать шарики из салфетки (для объёмной аппликации) и следить за временем по часам. Когда 3 минуты закончатся, надо самостоятельно прекратить скручивание.

Игровые действия:

Показываются часы, по сигналу воспитателя дети начинают скручивать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько шариков они успели скрутить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили скручивать вовремя.

Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть скрутить больше шариков и почему.

Игровое упражнение 3

Развитие способности определять объём задания

на определённый промежуток времени

Дидактическая задача – развивать способность определять объём задания на определённый промежуток времени.

Игровая задача – выбрать из предложенных образцов такой, чтобы сделать постройку из кубиков за 3 минуты, и сделать её.

Игровые действия:

Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности образец для создания постройки из кубиков именно за 3 минуты. По сигналу воспитателя дети начинают создавать постройки. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.  

Игровое упражнение 4

Развитие способности оценивать временные интервалы без часов,

на основе чувства времени

Приложение – схемы для вырезания

Дидактическая задача – развивать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.  

Игровая задача – Детям предлагается разрезать листы бумаги (шаблон для вырезания) на полоски по отмеченным линиям. Необходимо выбрать тот из предложенных вариантов шаблонов для вырезания, который можно разрезать за 3 минуты.

Игровые действия: 

Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности набор шаблонов для вырезания, который можно нарезать именно за 3 минуты. По сигналу дети начинают выполнять задание. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.

    https://lh6.googleusercontent.com/ZDz8OvcXIfQbqHJ1P7svwRLnmAv4ROC9gP41Vf8r3YMTQ1jYhCDuusBhBl9H0eEk2EoL3Wzx7zRRA7DxCfyjna8MvlgA_wYHx9wzi5_uqfwNBNb2kJ9JTE7Aibp6dqHuNOtle3g                   https://lh4.googleusercontent.com/niJfnSt4SLPNn5sI8jsdpc7cj6O4nLJJXBTyEgdxtPDuPMNhP1emAKvIDpKZm6AENPzL0BzRn-vCIm-4ckkyI0swix7GEt3_-8QhqI_jr1zwWuPWvlg3nRfU7ewsBLUfSpZtMFQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

        Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость...

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Варианты игровых упражнений для  развития  «чувства времени» у детей старшего  дошкольного возраста...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре...