Математические дидактические игры
картотека по математике (подготовительная группа)

Иваненко Вера Вадимовна

Данные игры позволяют закрепить у детей знания по прямому, обратному и смешанному счету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_po_matem_kopiya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по математике для старших дошкольников

«Количество и счет».

Весёлый счёт.

Цель: Учить детей прямому и обратному порядковому счёту в пределах десяти.

Материал: Карточки с изображением животных – 10 шт., карточка с изображением парусника – 1 шт. 

Ход игры:

Прочитать детям рассказ «Веселый счёт», где козлёнок поочерёдно считает  животных. Вместе с детьми помочь козлёнку посчитать животных, показывая их картинки. Определить цель счёта (для чего считал козлёнок животных). Помочь животным сойти на берег (упражнять детей в обратном счёте).

Домино «Весёлая зарядка».

Цель: Учить детей прямому, обратному, смешанному (вразнобой)  счёту в пределах десяти. Развивать внимание, логическое мышление.

Материал: карточки – фишки

Ход игры:

Ход игры, так же, как и в игре «Домино». Только вместо цифр  - картинки. Дети находят соответствующую картинку и таким образом игра продолжается.

Домино «Белоснежка и семь гномов».

Цель: Учить детей прямому, обратному, смешанному (вразнобой)  счёту в пределах десяти. Развивать внимание, логическое мышление.

Материал: карточки – фишки

Ход игры:

Ход игры, так же, как и в игре «Домино». Только вместо цифр  - картинки. Дети находят соответствующую картинку и таким образом игра продолжается.

Мои первые цифры.

Цель: Учить детей количественному счёту до 10.

Материал: карточки – цифры – 10 шт., карточки – животные  - 10 шт.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт  карточки с цифрами  детям (5 – 6 чел), карточки с животными лежат на столе. Тот, кто  быстрее подберёт   к карточкам цифрам, карточки с разным количеством животных в соответствии с заданной цифрой, тот и выиграл.

«Найди пару».

Цель. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

Игровой материал. Цифры и карточки с таким же количеством точек.

Правила игры. Дети по желанию делятся на две команды. У каждой свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевернутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек.

Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т.е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству точек на карточке.

«Сказочные часы».

Цель: формировать у детей представления о цифрах.

Ход игры: читаем детям стихотворение о том, что Кощей снял все цифры и стрелки с часов, поэтому сейчас нельзя определить, который час. Рассматриваем цифры и определяем, куда их можно прикрепить. Раскладываем цифры на циферблате и прикрепляем шнурками.

«Цифры - вкладыши».

Цель: формировать у детей представления о цифрах, их внешнем виде.

Ход игры: рассматриваем на планшете изображение цифр, называем их. Предлагаем детям найти место для каждой цифры. Уточняем, чем отличаются цифры одна от другой и чем они похожи между собой.

«Цифры».

Цель: продолжать формировать представления о цифрах.

Ход игры: рассмотреть карточки с разным количеством предметов и цифрами. Предложить детям соединить карточки между собой так, чтобы цифра соответствовала определенному количеству предметов, объяснить, почему они так соединили карточки. Уточняем, на что похожи цифры.

«Математическое лото».

Цель: формировать у детей количественные представления, умение считать, развивать представления о цифрах.

Ход игры: каждому ребенку раздают карточку, разделенную на 6 частей с разным количеством предметов. Детям показывают разрезанные карточки и предлагают найти на своем листе такое же количество предметов. Уточняем, почему ребенок выбрал именно эту карточку. Выигрывает тот, кто раньше всех заполнил свою карточку.

«Домино».

Цель: развивать счетные умения, внимание.

Ход игры: детям раздают по 6 карточек домино, предлагают назвать цифры и количество предметов на карточках. Первый ребенок делает ход и называет, какие у него предметы, сколько их и какая изображена цифра. Следующий ребенок кладет такую же цифру и называет ее. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся карточки.

«Веселые счеты».

Цель: формировать счетные умения и знания о цифрах.

Ход игры: цифры врассыпную находятся на столе. Ребенок берет одну из них, называет ее и откладывает на счетах такое же количество косточек. Можно дать обратное задание: посчитать косточки и найти такую же цифру.

«Арифметика для малышей».

Цель: закреплять умение детей считать до 5, знание цифр.

Ход игры: первый играющий кладет кубик и называет цифру, изображенную на верхней сторона кубика. Второй ребенок должен найти такое же количество предметов, положить рядом и объяснить свой выбор.

«Угадай в какой коробке шарик?».

Цель: закреплять счётные навыки. Умение называть порядковые номера.

Ход игры:

На столе у воспитателя семь одинаковых коробок. В одной из них спрятан шарик. Воспитатель просит детей пересчитать коробочки. «Сколько коробочек всего?». Всего семь коробок. Все коробки одинаковые, однако в одной из них спрятан шарик. Ее легко найти, если знать, на котором месте коробка с шариком. Послушайте и посмотрите, как надо считать, когда хотим узнать, на котором месте предмет, который он по порядку». 

Педагог считает слева направо: «Первая, вторая, третья... Которая по порядку последняя коробка?» Детям предлагается еще раз всем вместе (хором) посчитать коробки по порядку.

«Я вам открою секрет: шарик лежит в пятой коробке слева. Подойди, Галя, найди пятую коробку слева». Девочка находит пятую коробку и показывает шарик. Педагог следит за тем, чтобы ребенок использовал в своей речи порядковые числительные.

«Пошли, пошли, поехали».

Цель: развивать счётные навыки.

Ход игры:

 Все становятся в круг, руки спрятаны за спину. В руки каждого ребенка воспитатель вкладывает карточку, на которую нашиты пуговицы от 1 до 5 штук. Дети считают пуговицы, держа руки за спиной. На слова: «У кого 1 пуговица? У кого 2 пуговицы?» — дети показывают карточку с соответствующим количеством пуговиц.

Воспитатель объясняет правила игры: «Когда я скажу "пошли, пошли, поехали", — выдержите карточки перед собой, пуговицами вниз, чтобы их не было видно, и передвигаете так же, не переворачивая, передаете другому по кругу слева — направо или справа — налево, как я скажу. Когда я скажу "стой!", карточку, которая у вас будет в руках, спрячьте за спину и посчитайте на ощупь, сколько на ней пуговиц. Подглядывать нельзя!»

Педагог вместе с детьми становится в круг: «Слева направо пошли, пошли, поехали». Ребенок, который стоит от воспитателя слева, передает карточку ему, а сам получает карточку от соседа слева и т. д. Карточки постепенно передаются по кругу. На сигнал «стой!» дети прекращают передавать карточки, прячут руки с карточкой за спину, считают пуговицы на ощупь. «У кого 2 пуговицы? У кого 3 пуговицы?» — спрашивает воспитатель. Дети показывают карточки. Числа можно называть как по порядку, так и вразбивку. Игру повторяют несколько раз.

«Кто первый назовет?»

Цель: развивать счётные навыки.

Ход игры:

Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.                                                  

«На зарядку становись».

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

«Прятки».

Цель: закреплять счётные навыки, знания о числах.

Ход игры:

 На столе выстроен числовой ряд. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет цифру.  Дети открывают глаза. Какое число спряталось?  (3, потому что после числа 2 идет число 3).  Далее воспитатель прячут ещё 2-3 цифры.

 «Домики для звёздочек».

Цель: закреплять счётные навыки, умение называть порядковые номера.

Ход игры:

-Жили-были звездочки. Жили они семьями. Семьи были разными: в одной семье жила одна звездочка, в других семьях – больше. Все звездочки жили на одной улице.

-Давайте поможем звездочкам расселиться правильно. 

Это какой домик? Сосчитаем по порядку (дети называют порядковые номера домиков: первый, второй, третий, четвертый, пятый).

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звездочки не забыли, в каком доме они живут?  (нужно разместить  карточки с цифрой, это будет номер дома).  

Карточки мы прикрепили, теперь будем размещать звездочки.

Это … (первый дом) -  здесь будет  жить…(1 звездочка).

Это…(второй дом) – здесь  будут жить  (2 звездочки) 

и т.д. 

Несите звездочки, посчитаем и разместим их по домам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логико – математические дидактические игры используемые в работе со старшими дошкольниками» ( презентация)

«Научные понятия не усваиваются и  не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.»      ...

"Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками"

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих с...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры

Конкурсная работа. Авторская разработка. Отчет по теме самообразования с применением педагогических технологий...

Математическая дидактическая игра

Игра предназначена для воспитателей младших групп...

Конспект занятия по ФЭМП «Математические дидактические игры»

*Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.*Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.*Упражнять в правильном использовании слов: сначала,...

Математические дидактические игры

Игры для развития математических способностей, логики, внимания, воображения...

Конспект занятия по ФЭМП: «Математические дидактические игры»

Конспект занятия по ФЭМП: «Математические дидактические игры» Задачи:Образовательные.Закрепить знания детей последовательности чисел от 1 до 15, порядковый счет от 1 до 15, знание...