Консультация для педагогов:Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
консультация по математике

Биктимирова Гульназ Анваровна

Консультация для педагогов:Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoltan_pal_denesh.docx12.39 КБ

Предварительный просмотр:

Золтан Пал  Дьенеш   — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к   развитию детей , идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных   логических игр , песен и танцев.

  Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

В работе с детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.

Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от двух до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.

Только играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности.

Блоки Дьенеша являются незаменимыми помощниками в освоении детьми программы по формированию элементарных математических представлений

Цель:

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры с блоками Дьенеша.

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

Развивать логическое мышление детей дошкольного возраста посредством использования игр с логическими блоками Дьенеша.

Разработать систему, направленную на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей и их родителей.

Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно детьми и их родителями новых упражнений, игр с логическими блоками.

Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.

Провести анализ эффективности проделанной работы.

С чего же начать?

Чему можно и нужно учить двухлеток, и что будет интересно детям четырех- или шестилетнего возраста?

Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:

• сначала учим детей выявлять свойства;

• затем сравнивать предметы по найденным свойствам;

• переходим к классификации, обобщению;

• осваиваем логические операции и язык символов.

Знакомство со свойствами

1. Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильных ощущений)

Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

2. «Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим малыша отделить все круги, затем все синие предметы и т. д.

3. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться от остальных по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, какой именно блок лишний, и обязательно спрашиваем, почему.

Сравнение по свойствам

1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки, а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

�Более сложный вариант игры – взять четыре игрушки: две похожих пары, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького, а также двух медведей – большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но большего размера, маленькому – меньшего. То же самое и с зайками.

После раскладывания фигур у малыша можно спросить: какие фигуры достались большому медведю – большие желтые (или большие прямоугольники? А что получил маленький зайчик?

2.«Цепочки» – выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.

*Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).

Классификация, логические операции

Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом ребенок учится разделению на классы и сравнению.

Игра с областями. Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки два-три (можно начать с двух) не пересекающихся пространства, например круга. Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, а во второй – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этими понятиями.

Следующее задание – работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а, например, все треугольные – вне его.

Игры:

Цель. Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.

Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

*Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

*Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).

*Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

*Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.).

*Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т. д.

*Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

*С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?

*Выкладываем в ряд пят –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

Игра «Большой – маленький» (умение соотносить величину предмета с движением)

Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

Игра «Найди фигуру» ( умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине)

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит :

• Найти фигуру, как эта по величине

• Найти не такую фигуру, как эта по величине

• Найти фигуру, как эта по цвету

• Найти не такую фигуру, как эта по цвету

• Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

• Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.

Игра «Угощения» ( умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).

В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки : печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:

• Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлто�, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

• Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.

Самостоятельная игра с развивающим материалом. Цель. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей :

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи : малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников : восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Блоки Дьнеша как средство развития математических представлений дошкольников...