Мастер-класс "Путешествие в страну Геометрия"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Соловьёва Мария Павловна

Тема: Путешествие в страну Геометрия

Цель: Формировать представление об элементах пространственных    геометрических фигур

Задачи:

  1. сформировать представление о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. закрепить названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;
  4. тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  5. развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, творческие способности, воображение, коммуникативные качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_matematika_surgut_konspekt.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Научный руководитель – д.п.н., профессор Л.Г. Петерсон

Анализ занятия в технологии «Ситуация»

  Ф.И.О. педагога________________________________________https://italiandesignagency.com/wp-content/uploads/2015/04/Schermata-04-2457142-alle-17.19.46.png

Дошкольная организация________________________________

  Должность____________________________________________

Образовательная ситуация в старшей группе

Тема: Путешествие в страну Геометрия

Цель: Формировать представление об элементах пространственных    геометрических фигур

Задачи:

  1. сформировать представление о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. закрепить названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;
  4. тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  5. развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, творческие способности, воображение, коммуникативные качества.

Таблица «Логическая основа образовательной ситуации»

Основная образовательная  цель

Новое знание = детское «открытие»

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Причина затруднения

Цель деятельности по преодолению затруднения

Ход образовательной ситуации:

1.Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

  1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
  2. актуализировать знания детей об окружающем мире;
  3. развивать речь.

Воспитатель собирает около себя детей.

– Дети, вы получали когда-нибудь письма? Какие бывают письма?

Заслушивает все ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что нам пришло электронное письмо. Предлагает посмотреть его вместе (на экране появляется мультипликационный герой тётушка Сова).

 «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я нахожусь в стране Геометрия, где живут геометрические фигуры! Здесь случилось несчастье – Непослуха похозяйничал в стране Геометрия. Помогите мне все исправить. Очень жду вашей помощи».

Воспитатель: Хотите помочь т.Сове?

2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

  1. актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;
  2. развивать речь, воображение, логическое мышление.

– Чтобы попасть в страну «Геометрия», нам нужно отгадать загадки. Попробуем? (отгадки появляются на экране после ответа детей)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня… круг

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

Но кого он стал похожим.

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат…прямоугольник

Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
                               (Шар)

Он на праздник к нам приходит,

Но не шар и не флажок,
Он похож на крышу башни
И на вафельный рожок.
                                 (Конус)

Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились.
                                 (Куб)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

 А зовут меня …

                                   (квадрат)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ...

                                        Треугольник

У батона колбасы

Мы отрезали носы,

Он теперь – мужская шляпа Удивительной красы.

                                  (Цилиндр)

После отгадывания всех загадок картинка с отгадками закрывается.

– Давайте вспомним слова-отгадки (после перечисления отгадки вновь появляются на экране). Как можно назвать их одним словом? Вот мы и оказались в стране Геометрических фигур! Где же наша тётушка Сова?

(на экране появляется снова видео с обращением к детям)

Т.Сова: –Ребята! Я рада вас здесь видеть. Спасибо, что откликнулись на мою просьбу. Непослуха случайно разорвал фотографии министров страны Геометрия. Помогите пожалуйста их восстановить.

Игра «Разрезные картинки» (шар, цилиндр, куб, конус, призма)

Дидактические задачи:

  1. закрепить названия изученных геометрических фигур, умение составлять из частей целую геометрическую фигуру;
  2. уточнить представления об объёмных фигурах;
  3. развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, коммуникативные качества, работу в паре.

Дети подходят к столу и берут каждый цветную карточку. Делятся на команды по цвету «рубашки» разрезной картинки, подходят к мольбертам, у которых обозначен цвет фигуры (цветная клякса), которую будут собирать и складывают картинки.

Т.Сова благодарит детей и спрашивает, какие фигуры у них получились.

Игра «На кого я похож»

Дидактические задачи:

  1. актуализировать названия изученных плоскостных фигур, называть их, видеть в предметах, изображенных на картинках;
  2. развивать логическое мышление, внимание, речь, воображение.                                  

В. – А у министров были помощники, похожие на них, но и сейчас Непослуха всё перепутала. Помогите помощникам вернуться к своим министрам.

Раздает картинки детям. Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит её и прикрепляет предмет рядом.

Проверка осуществляется всеми детьми, которые переходят от одного мольберта к другому.

  1. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур:
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Т.Сова. – У каждой фигуры в стране Геометрия был паспорт, по которому можно точно распознать каждую фигуру. Но Непослуха потерял все паспорта. Мы попросили помочь детей из другой группы снова сфотографировать фигуры. Помогите подобрать фотографии фигурам так, чтобы по ним можно было точно определить, какая это фигура.

На столах у детей набор объёмных фигур и картинки с изображением плоскостных фигур. Дети раскладывают картинки с изображением плоскостных фигур под объёмными. Затем воспитатель проверяет правильность выполнения с дублированием на экране. В ходе проверки выясняется, что одна из фотографий (прямоугольник) подходит сразу двум фигурам.

   Возникает затруднение, так как прямоугольник может быть фотографией и призмы, и цилиндра.

В. – Смогли мы восстановить паспорта фигурам? (Нет, не смогли. Если дети скажут, что смогли, воспитатель напомнит задание т.Совы: по фотографиям нужно точно определить фигуру.) Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам, нельзя однозначно определить, какая фигура)

В.– Значит, чему нам нужно научиться?  (Нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  1. сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. формировать навыки самоконтроля, логическое мышление, инициативность, речь.

В. – Как мы можем этому научиться? (Дети перечисляют способы получения нового знания: спросить у того, кто знает; попробовать догадаться самому и проверить себя по учебнику. Выбирают способ «попробовать догадаться самому») 

В. – Давайте попробуем догадаться сами. Ведь цилиндр и призма похожи, если на них посмотреть вот так (показывает в анфас). А есть у них отличия? Как на них надо посмотреть ? С какой стороны? Дети высказывают предположения, воспитатель заслушивает все ответы детей и в завершении обсуждения воспитатель делает вывод: объёмные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.

– Какая фигура получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает нижнее основание цилиндра, верхнее основание)? (Получится 2 круга.)

Воспитатель показывает на экране детям рисунок «из учебника» - паспорт цилиндра.

В. – Эта фотография рассказывает о цилиндре почти всё, как о человеке рассказывает паспорт. Значит это паспорт цилиндра.

Аналогично разбираются остальные фигуры.

Т.Сова благодарит детей за помощь и предлагает вместе поиграть в кубики.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

  1. закрепить представления об элементах пространственных геометрических фигур;
  2. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

Т.Сова – Жители моей страны любят играть в прятки. Вот и сейчас они все спрятались. Поможете мне отыскать их? 

Воспитатель объясняет детям смысл задания.

Игра «Найди меня»

Детям раздаются паспорта фигур. Дети находят нужную фигуру из модульного конструктора. Воспитатель проверяют, правильно ли ребёнок нашел фигуру.

Т. Сова – Какие вы молодцы! Всех нашли! Жители страны Геометрия не только любят играть в прятки, но и с удовольствием складываются в разные постройки. Предлагаю вам построить из них дом.

Дети строят коллективно дом (из мягкого модульного конструктора.)

В. – Из каких фигур состоит ваша постройка? (Из цилиндров, кубов, призмы.)

Т.Сова.– Спасибо вам, ребята, за то, что навели порядок в стране Геометрия.

Воспитатель напоминает детям, что им пора возвращаться в детский сад.

В.. – т.Сова, как же мы вернёмся обратно?

Т.Сова. – В этом вам помогут жители страны Геометрия: геометрические фигуры. 

Игра «Волшебная дорожка»

Дидактические задачи:

  1. закрепить представления о плоскостных фигурах, умение слышать задание педагога, проговаривать алгоритм, быстроту реакции;  
  2. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

Т.Сова. – Попробуйте выложить из них дорожку так, чтобы соседние фигуры отличались всеми тремя признаками: цветом, формой и размером. По ней и вернетесь в детский сад. А мне пора: нужно провести совещание министров. До новых встреч!

Дети по одному подходят к столу, выбирают нужную фигуру и строят на мольберте «дорожку».

В. – Вот мы и вернулись в детский сад!

  1. Осмысление.

Дидактические задачи:

1) провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

В. – Где вы сегодня побывали? Кому смогли помочь? Какие новые знания дали вам возможность помочь жителям геометрической страны?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"

В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...

НОД по математике "Путешествие в страну геометрию"

НОД по математике с детьми среднего возраста...

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Геометрия»

Образовательные задачи:Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках. Упражнять в составлении предметов из геометрических фигур.Учить объяснять способ расположени...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Путешествие в страну Геометрию".

Конспект на закрепление элементарных математических знаний и умений с использованием мимио-проекта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике "Путешествие в страну Геометрии"

В данном материале представлена организация НОД по формированию у дошкольников элементарных математических представлений. Конспект включает развивающие игры В.В. Воскобовича "Геоконт", "Волшебный круг...

«Путешествие в волшебную страну Геометрию»

Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...