Рабочая программа кружка «Развивай - ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет
материал по математике

Хакимова Любовь Рафаиловна

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. 

Задачи:

• развитие логического мышления и творческих способностей.

 • развитие математических способностей .

 • развитие личностных качеств 

• развитие навыков самоконтроля и самооценки.

• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности решения.

• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация) 

Основными принципами программы математического кружка являются:

• умственного развития дошкольника. 

• индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления             индивидуальности как ребенка, так и педагога;

 • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные   математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития; 

• гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike_hakimova.docx30.09 КБ
PDF icon matem.pdf111.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» с.Шаран муниципального района

Шаранский район Республики Башкортостан»

Рабочая программа кружка

«Развивай - ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет  

на 2022- 2023 учебный год .

Утверждаю

Заведующий:

 _________/ Э.С. Некрытова/

                                     ФИО                                

Приказ № __  от

«__»_______________20__ г.        

Воспитатель: Хакимова Л.Р.

2022 г.

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Преемственность.

Программа кружка предполагает:

 • Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

• Формирование личности ребёнка.

• Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.  

2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ 

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.  

Задачи:

• развитие логического мышления и творческих способностей.

 • развитие математических способностей .

 • развитие личностных качеств  

• развитие навыков самоконтроля и самооценки.

• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности решения.

• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)  

Основными принципами программы математического кружка являются:

• умственного развития дошкольника.  

• индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления             индивидуальности как ребенка, так и педагога;

 • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные   математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;  

• гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.    

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

  Формы организации кружка:

• Традиционные

• Комбинированные

• Практические  

• Игры, конкурсы  

Работа распределяется по разделам:

• Количество и счет,

• Ознакомление с геометрическими фигурами,

• Определение величины.

• Ориентировка во времени и в пространстве.

• Решение логических задач.

4.Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-6 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 5-6 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.

Методы, используемые на занятиях кружка:  

- игры-эксперименты,

 - модели, схемы.

 - развивающие игры.

- логические задачи.

- здоровье сберегающие задачи.

- ИКТ  

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям 5-7 лет;

-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- Индивидуального подхода к детям.

Методическое обеспечение:  

• Игры на составление плоскостных изображений предметов.

 • Обучающие настольно-печатные игры по математике.

• Геометрические мозаики и головоломки.

• Занимательные книги по математике.

• Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.

 • Простой карандаш; набор цветных карандаше.

 • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

 • Счетный материал, счетные палочки.

 • Набор цифр.

 • Пособия ( «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина», «Квадрат Воскобовича»)

 •  Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)  • Электронные дидактические пособия.

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

Ожидаемые  результаты:  

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:  

- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;  - разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;  - сопоставлять части и целое для предметов и действий;  - называть главную функцию (назначение) предметов;  - расставлять события в правильной последовательности;  - выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;  - применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;  - описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;  - находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;  - проводить аналогию между разными предметами;  - составлять алгоритм решения логических заданий.  Уровень детей посещающих кружок «Развивай - ка» предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы: - математика.  По уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.  

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• первые победы в Мини – олимпиадах, конкурсах.  

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 5-6лет. (Старшая группа).

месяц

тема

Программа содержание

Методические приемы

сентябрь

«Количество и счет» «Расставь числа по порядку «

Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа  по порядку. Раздаточный материал: цифры. Кубики крупные.

Раздаточный материал: цифры. Кубики крупные.

Количество и счет. Соседи числа

Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа.   Систематизировать  понятия «предыдущее, последующее».

Кубики и счетные палочки.

Геометрические фигуры. Волшебные фигуры

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам

Геометрически е фигуры

Геометрические фигуры. На что похоже?

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур

Кубики, геометрически е фигуры

октябрь

Количество и счет» «Порядковый счёт» «Что такое «порядок»?»  

Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание

Цифры до 10. Кубики крупные.

Количество и счет. Порядковый счёт

Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

Цифры  и счетные палочки.

«Определение величины» «Весёлые кошечки»

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  

Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок.

Кубики. Палочки

Кюизенера.

Определение величины» Игра «Танграм»

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов

Кубики. Палочки Кюизенера.

ноябрь

Количество и счет» «Счёты»  

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами . Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение.  Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение.

Цифры, счетные палочки и счеты  

Количество и счет» «Какой? Сколько?»  

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.  Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Кубики и счетные палочки.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» Интересные слова «между», «за», «после», «перед».

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени.  Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других.

Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»  «Левая и правая рука»  

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом

Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера.

углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа

декабрь

Количество и счет» «По порядку рассчитайся!»  

Закреплять счет  в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

Раздаточный материал: счетные палочки, цифры до 10. Кубики крупные.

Количество и счет» «Весёлые домики»  

Закреплять счет  в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Кубики и счетные палочки.

Решение  логических задач» «Деление целого на части»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.

Решение  логических задач» «Задачи на смекалку»  

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять  арифметические действия.

Кубики

январь

Количество и счет» «Королевство цифр» «Пишем цифры: 0,1,2,3»  

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук.  Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Количество и счет» «Пишем цифры: 4,5,6»

Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел  и порядок нахождения в  

 линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Кубики и счетные палочки.

Геометрические фигуры» «Кошкин дом»  

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Закреплять знания  о фигурах  (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.  

Геометрически е фигуры, Палочки Кюизенера.

Геометрические фигуры» «Волшебные превращения геометрических фигур»  «Сделай сам зверюшек» (сгибание, разрезание, вырезание).  

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб), понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами. Развивать зрительно

пространственное восприятие, логическое мышление.

Кубики.  Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера.

февраль

Количество и счет» «Пишем цифры: 7,8,9»  

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Количество и счет» «Весёлые домики»  

Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять  состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Кубики и счетные палочки.

Определение величины» «Измерительны е приборы: линейка, весы, часы» «Линейки»  

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Листы А4, карандаш, линейка, часы, весы, Палочки Кюизенера.

Определение величины» «Весы. Их использование»  

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес» Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Весы. Кубики

март

Количество и счет» «Весёлые птички»  

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10.  Систематизировать  понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Листы А4, карандаш, линейка. Палочки

Кюизенера.  

Количество и счет» «Весёлые птички»  

Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.Ку бики и счетные палочки.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки»

Развивать чувство времени;  расширять представления о  часах, днях недели, названия  месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами.

Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» «Дни недели»  

Развивать  чувство времени; расширять представления о  часах, днях недели, названия  месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей  дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

Календарь, часы, Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера.

апрель

Количество и счет

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Количество и счет

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Решение  логических задач» «Задачи на действия (сложение и вычитание)»  

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).  Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать

Счетные палочки, цифры

Решение  логических задач» «Задачи на разделение целого   на части» «Волшеб ные монетки»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.

ЛистыА4, карандаш, счетные палочки. Палочки Кюизенера

май

Количество и счет

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Количество и счет

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Кубики и счетные палочки.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;  познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.

Решение  логических задач

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Листы А4, карандаш  

Методическое обеспечение

1. Петерсон  Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька… 2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников 3.Михайлова З.А. Математика – это интересно. 4.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа – М.: Мозайка-Синтез, 2014.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу «Формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы общеразвивающей направленности образовательная область «Познание»

       Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познание» для детей средней группы составлена на основе...

Рабочая программа кружка «Развивайка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет на 2017- 2018 учебный год.

Материал для развития  у детей логического мышления[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12770054","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"396"}}]]...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для подготовительной к школе группы № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)

Настоящая рабочая программа по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений (далее - Программа) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разраб...

Методическое обеспечение рабочей программы:комплексы дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых п...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа)

учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы".ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет)....

.Разработка рабочей программы в области познавательного развития.Формирование элементарных математических представлений детей 6-7л.

Разработка рабочей программы в области познавательного развития.Формирование элементарных математических представлений детей 6-7л....