История жилища
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Долгор Нимацыреновна Цыжипова

Развитие речи

Рисование

Фэмп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

Тема: История жилища человека

Форма: «Путешествие по реке времени»

Возрастная группа: Подготовительная

Средства:

Наглядные: карта-панно «Путешествие по реке времени», картинки с изображением жилищ (пещера, изба, многоэтажный дом

, изображение жилищ в разные временные периоды

литературные: загадки, стихи

музыкальные: песня «Всем на свете нужен дом» сл. Сеф Р., муз. Ермолова И.

Задачи развития:

* развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности (отличия и общее) жилищ, размышлять, обобщать результаты;

* обогащение словаря детей: древность, старина, настоящее, жилище;

* развитие творческой активности детей в процессе продуктивной деятельности;

* развитие восприятия, мышления, речи.

Задачи обучения:

* расширение ориентации детей в пространстве и во времени.

*создание условий для накопления познавательного опыта в процессе ознакомления с историей жилища;

Задачи воспитания:

*воспитание заботливого отношения к своему дому;

*воспитание доброжелательных взаимоотношений между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи;

*воспитание уважения к архитектурному наследию наших предков.

Воспитатель: Я спешу сказать вам «Здравствуйте! »,

Чтоб пожелать здоровья доброго,

Удач, успехов и везения!

Чтоб обрести сегодня вам

Прекраснейшее настроение!

-Ребята, вам интересно узнать, чем мы будем сегодня заниматься?

Ответ на этот вопрос вы получите, отгадав загадку:

В нем живёт моя семья,

Туда бегу всегда и я,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом.

Ведь это мой родимый - дом.

Догадались, о чем мы будем говорить?

(Ответы детей)

- За что вы любите свой дом? (имя ребёнка)… за что любишь свой дом?

Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно.

-Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.

-Ребята, а как мы можем узнать, какие жилища строили раньше?

(ответы детей)

-А вы хотите отправиться в прошлое, в старину и посмотреть? (ответы)

- Чтобы проследить, как менялись дома, можно обратиться к «реке времени».

Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через

старину, где жили наши прабабушки и прадедушки и течет в настоящее время,

где живём мы с вами.

Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в прошлое? (ответы)

-Давайте отправимся на звездолете.

- Ребята, а как вы думаете, кому ещё нужен дом? А кто строит дома?

Из каких материалов строят дома? (ответы детей)

-Дом необходим всем, но самое большое разнообразие у человека.

Ещё в древности люди освоили профессию строителя.

-Ну что, ребята, в добрый путь. (показ слайда «Космический полет»)

- Итак, наша первая остановка – древние времена. Вот мы и в древнем мире. (слайд)

Вы видите здесь дома? А где же живут люди? Люди не сразу научились строить дома .

Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни.

Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек

тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что,

в отличие от животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения.

Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.

- Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел ПЕЩЕРУ.

(изображение пещеры)

Пещера – это пустое пространство в горе.

Человек принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель.

Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных.

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье себе искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

- Удобно ли было жить в пещере? Почему люди решили уйти из пещеры?

Пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников.

Но пещеры были не везде.

- И как вы думаете, что человек придумал? – ШАЛАШ (изображение шалаша).

Из чего делали шалаш? (Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев,

располагали их конусом и укрывали ветками.)

-А из чего мы можем сделать шалаш? Давайте попробуем сделать шалаш из стульчиков

и покрывала. Как вы думаете, удобно было здесь жить людям?

-Ребята, кажется сюда приближается соседнее племя.

-Полетели дальше… и вот мы с вами оказались в другом времени.

Какие вы здесь видите дома? Из чего они построены? (ответы детей)

Проходили столетия, и человек научился использовать толстые стволы деревьев.

Появился деревянный дом – ИЗБА (изображение деревянного дома).

Когда человек стал использовать камни, какие стали появляться дома? (ответы детей)

ЗАМКИ (картинка).

А это можно назвать жилищем?

После изобретения кирпича стали появляться кирпичные дома? (картинка).

-А теперь мы возвращаемся с вами в наше время (слайд «Космический полет»)

В каких домах мы живём сегодня? (ответы детей)

-Сейчас мы живем в современных многоэтажных домах (картинки)

Обратите внимание, мастерство строителей растёт, материалы для домов становятся

прочнее, безопаснее, красивее.

А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Лови, бросай, на вопрос отвечай».

Я назову строительный материал и брошу мяч, а тот, кто ловит, отвечает какой дом

можно построить (дом из камня – каменный; соломы, дерева, глины, льда, кирпича,

панелей, снега, стекла, бетона, брёвен)

-Итак, ребята, у нас с вами очень много картинок, все они могут разместиться

на «реке времени».

- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?

-Вы можете договориться между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки

в древность, старину и современность.

(Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им

вариант как это можно сделать).

Дети собирают таблицу

• Древность

• Старина

• Настоящее время

-Ребята, а вы бы хотели придумать дом будущего? Давайте придумаем такой дом

будущего и нарисуем его. (Дети рисуют дом будущего)

-Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?

В каком доме вы хотели бы жить? Вам понравилась наше путешествие?

Что вам понравилось в путешествии?

-Где бы мы с вами не жили, в городе или в деревне, без дома нам не обойтись.

А лучше всего чувствовать мы будем себя в родном городе.

Недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше».


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конспект по рисованию: Дом в котором я живу

Цель: развивать умение выразительно передать образы объектов окружающего мира, изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений. Приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

Задачи:

- закреплять умение детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон.

- закреплять представление о величине предметов.

- продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы.

-учить детей изображать мир, используя нетрадиционную технику – рисование восковыми карандашами и акварелью.

- уточнить представление о родном городе.

- закреплять цвета и их оттенки.

– развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.

- развивать умение работать самостоятельно.

- прививать любовь к родному городу.

- воспитывать аккуратность в работе.

– вызывать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним.

Материалы и оборудование: альбомные листы; кисточки; краски; восковые мелки; баночки с водой; демонстрационный материал - картинки домов, кубики для строительства.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулках, какие дома окружают детский сад. Рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и архитектурных сооружений родного города. Конструирование из строительных материалов в свободное время. По просьбе воспитателя родители наблюдают с детьми за домами и окружающей микроструктурой.

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого человека на Земле есть место, где он родился. Здесь впервые он увидел мамины глаза и улыбку, ласковые лучи солнца, зеленую траву, голубое небо. Это место называется - Малая Родина! Малая Родина- это место, где живут близкие и дорогие нам люди. Малая Родина-это ваш дом, в котором вы живете.

Воспитатель: Друг на друге ровно в ряд,

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт

Дети: (Дом)

Воспитатель: У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот такой дом мы сегодня и будем рисовать.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим картинки домов – какой они формы? Правильно, они могут быть высокие, узкие, а бывают низкие, широкие. Посмотрите внимательно и скажите, чем они похожи и чем отличаются. А из чего делают дома? Если дом сделан из дерева, то он (деревянный, из кирпича -(кирпичный)., из камня -… (каменный). В каких домах живете вы?

А теперь, я предлагаю вам сесть за столы и попробовать нарисовать свой дом. На столах уже все готово для рисования, перед вами лежат альбомные листы, восковые мелки, кисточки и краски.

Воспитатель показывает на доске рисование прямоугольного дома.

#1057;начала рисуем стену дома, большой прямоугольник. Краской закрашиваем его слева на право или сверху вниз.

2. Сверху рисуем крышу. У высотных домов она плоская с вытяжными трубами, рисуем её всей кистью чуть шире, чем стена дома.

3. Тонкими линиями делим стену на этажи.

4. Рисуем по два окна на каждом этаже, квадратной или прямоугольной формы не закрашиваем их. На первом этаже рисуем дверь она больше окна.

Пальчиковая гимнастика

Правая и левая строят города,

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая могут громко топать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Воспитатель: Ребята берите восковые мелки и начинайте рисовать дом. Воспитатель напоминает о том, что нажим на мелок должен быть сильнее. Кто нарисовал дома мелками, может приступать к рисованию акварельными красками. Дети, давайте вспомним, как мы набираем краску на кисточку (обмакиваем кисточку в краску, а остаток убираем о край баночки). Когда нам нужно взять краску другого цвета, мы тщательно промываем кисточку в воде, и обмакиваем её о салфетку. Сядьте правильно: спинку выпрямите, ноги вместе, кисточку возьмите за юбочку. Самостоятельная деятельность детей. Помощь затрудняющим детям.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, предлагаю рассмотреть ваши рисунки. Все они очень хороши. Дети, вам самим понравились ваши рисунки? И мне очень понравились. Вы все сегодня очень постарались. Что вам сегодня больше всего понравилось делать? - Что нового вы узнали? (Ответы детей)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему:

«Такие разные дома».

Цель: Формирование умений планировать свои действия,

осуществлять решение в соответствии с заданными

правилами и алгоритмами, проверять результат своих

действий.

Образовательные Закрепить представления о составе

задачи: числа 8; взаимосвязи целого и

частей; умение работать со схемой, по

образцу.

Развивающие Развивать речь, умение аргументировать

задачи: свои высказывания, строить простейшие

умозаключения.

Воспитательные Воспитывать чувство товарищества,

задачи: желание помочь друг другу.

Коррекционные Закреплять правильное произношение

задачи: поставленных звуков. Отрабатывать

грамматические категории: а) образование

относительных прилагательных, б) падежные

окончания имён прилагательных.

Расширять словарный запас по теме: «Дом».

Оборудование: - доска,

- схемы конструкций,

- опорные таблицы для конструкций,

- кубики,

- игра «Танграм»,

- схемы рисунков и домов,

- набор цифр,

- тетрадь в клетку,

- простой карандаш.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь нашим гостям и друг другу.

2. Вступительная беседа.

Послушайте загадку:

«Крыши, стены, этажи.

Что же это, ты скажи?» (Дом).

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Ответы детей.

- Какие бывают дома?

Ответы детей: (деревянные, кирпичные, монолитные, многоэтажные, одноэтажные).

- Из каких частей состоят дома?

(Крыша, стены, фундамент, окна, двери, балконы)

- Как вы думаете, люди каких профессий принимают участие в строительстве дома?

(Плотники, каменщики, строители, моляры)

- Как вы думаете, прежде чем начать строить дом, что нужно сделать?

(необходимо сделать чертежи)

- А кто делает чертежи?

(архитектор)

Воспитатель:

Сегодня, ребята, я буду выступать в роли архитектора, а вы в роли строителей.

3. Я предлагаю вам игру «строители». (Работа в парах).

Воспитатель предлагает детям рисунки – схемы, на которых нарисованы конструкции.

Дети берут по одной схеме, рассматривают.

Воспитатель:

- Какой материал вам понадобится для того, чтобы построить эти конструкции?

(кубики).

- Сколько кубиков каждого цвета вам понадобится?

(дети набирают нужное количество кубиков).

После того как дети построят конструкции, воспитатель предлагает им найти в группе табличку, которая соответствует данному набору кубиков. Дети объясняют, почему именно эта табличка подходит к данной конструкции.

Воспитатель:

- На какие части можно разделить число 8?

(7 и 1, 5 и 3, 6 и 2, 4 и 4).

- Есть ли другие варианты?

(Других вариантов нет, можно части поменять местами).

- И что же получится?

( 1 и 7, 3 и 5, 2 и 6).

Воспитатель:

Хорошо, молодцы!

Ребята, мы с вами выяснили, что дома строят по чертежам. Но иногда всё же строители допускают небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они все таки отличаются от чертежа.

Воспитатель:

Я предлагаю вам рассмотреть постройки и найти в них неточности. Воспитатель на доске помещает первую схему, а дети на столе находят три рисунка, которые подходят к этой схеме. Дети объясняют найденные ошибки. Затем воспитатель помещает на доске вторую, третью схемы. Дети объясняют найденные ошибки.

Воспитатель:

Все ошибки найдены. Ребята, вы молодцы!

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и сделать физкультминутку:

4. Получили мы подарки: (Дети изображают как

Кирпичи, бруски и арки выкладывают предметы

Из коробки мы берём, из коробки)

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, (Дети садятся на корточки,

Без цемента, без раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растёт всё выше, выше а потом вставая на носки,

Есть карниз, труба и крыша. руками как бы кладут кирпичики).

5. Воспитатель:

Отдохнули, а сейчас вам предстоит построить дом по образцу.(Дети работают на ковре).

- Возьмите, пожалуйста, конверты и посмотрите, из чего вам предстоит построить дом.

(из геометрических фигур).

Игра «Танграм»

Дети выкладывают из геометрических фигур дом.

Воспитатель:

- Сколько и каких фигур использовалось для строительства стен и крыши?

- Сколько всего фигур вам понадобилось для строительства? (11 фигур)

- Какое действие вы выполнили, что бы получился дом? (Соединили все фигуры вместе и получился дом).

Воспитатель: Молодцы!

#1056;ебята, дом построен. А когда жильцы заселятся в дома, кем они будут приходиться друг другу? (соседями).

Игра «Рассели жильцов». (Работа за столами). Воспитатель предлагает взять детям 2-х и 3-х этажные дома. Дети должны в окошки расставить числа-соседи. После того, как дети выполнили задание, воспитатель предлагает им проверить друг друга.

Воспитатель просит назвать предыдущие и последующие числа.

Ребята, дома построены, жильцы расселены. Но без чего же не бывает ни одного дома? (Без мебели).

7. Воспитатель:

Ребята, подойдите ко мне. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику. (Дети садятся за столы).

Раз, два, три, четыре (Ритмично сжимают и разжимают

Много мебели в квартире. кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку. (Загибают пальчики, начиная с

Чтобы ножки отдохнули, больших, на каждое название

Посидим чуть-чуть на стуле. мебели).

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом. ( Ритмично попеременно хлопают в

Чай с вареньем дружно пили ладоши и стучат кулачками),

Много мебели в квартире.

Хорошо, мы с вами выяснили, для чего предназначен тот или иной предмет мебели.

8. Воспитатель:

Ребята, а сейчас мы в тетрадях по клеточкам нарисуем предмет мебели. И выясним, какой предмет мебели у нас получился. (Стул).

Графический диктант (за столами).

Воспитатель и дети проверяют выполненные задания друг друга.

Молодцы, подойдите все ко мне.

9. Итог занятия:

- Ребята, понравилось вам быть строителями?

- Что больше всего понравилось?

- Ребята, кто считает, что работал хорошо сегодня на занятии, может погладить себя по головке. (Самооценка детей).

- Молодцы!

Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из истории жилища"

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "История жилища"

Занятие знакомит детей с историей жилища разных народов в разные исторические периоды. Образовательная область: Познание.Раздел:  Ознакомление с окружающим.Тема:История жилища.Подготовительн...

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ ЖИЛИЩА»

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...

Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ.      ....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

История жилища человека чудесные превращения

Первое жилище человека. Когда-то очень давно на земле не было ни одного дома. Что бы укрыться от жары и холода, ветра и дождя люди стали искать себе жилища в пещерах. ...

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в историю жилищ людей» Программные задачи:  Познакомить детей с историей возникновения жилища людей; сформировать представление о прошлом ...