Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Шакирова Айсылу Файзехановна

Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Программные задачи:

Углубить  знания  детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать,  что человек постоянно стремился улучшить свое жилище; закреплять умение соотносить тип жилища и человека; совершенствовать умение составлять короткие описательные творческие рассказы; упражнять в образовании прилагательных от существительных обозначающих строительный материал; развивать творческое воображение; формировать коммуникативные качества, дружелюбие; воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков.

Материал к занятию:

Макет «колеса времени», картинки с изображением жилищ (современные одноэтажные и многоэтажные; город будущего; пещера; шалаш; типи; иглу; хижина; мазанка-хата; изба), дидактическая игра «Рассели по домам» (картинки с изображением шалаша, пещеры, хаты, деревянный сруб, первобытного человека, украинского казака, индейца, славянина);стол-макет города и деревянный набор для конструирования.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята посмотрите, это колесо времени, с помощью нее мы можем с вами очутиться в прошлом, настоящем и будущем. Крутим «колесо времени» (на ней появляются различные дома).

Воспитатель:

Что вы видите?

Воспитатель:

Расскажите, где вы их видели?

Дети:

На улицах городов и поселков.

Воспитатель:

А для чего нам нужны дома?

Воспитатель:

Но такие дома, которые мы видим сейчас были не всегда. Хотите  узнать в каких жилищах  жили люди раньше?

Воспитатель:

В этом нам поможет наше колесо времени. Ставим стрелку на «Древность», крутим колесо. На доске появляются изображения пещеры, шалаша, хаты, избы.

Воспитатель:

Как вы думаете, где жили первобытные люди?

Дети:

В пещерах.

Воспитатель:

Почему?

Дети:

Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома.

Воспитатель:

Правильно. Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери. Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, бревна, камни.

Воспитатель:

Как вы думаете почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере?

Дети:

В пещере холодно, могут обвалиться камни. А если варить еду, весь дым остается в пещере.

Воспитатель:

Но в древности человек строил себе жилище еще и из других материалов. Так индейцы делали жилища - «типи» из шкур бизонов. На крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда, называется жилище эскимосов - «иглу». Находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают из льда. В готовой стене прокапывают вход, выбирают снег. Все, иглу готово. Внутри жгут плошки с тюленьим жиром. Этот огня совсем недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот чуть-чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены стараются укрыть звериными шкурами. На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм. Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?

Дети:

Там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо  было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно. И люди стали думать: из чего бы им построить крепкие, теплые дома.

Воспитатель:

В степях появились дома из глины. Эти дома назывались мазанки. А на Кубани из глины назывались курень или хата. А там где было много лесов, люди делали деревянные срубы. Угадайте, как называются такие дома (изба). У избушки есть высокое крылечко, крыша, украшенная резьбой. Внутри дома есть лавочка. А главное есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья. А как вы думаете, чем были удобны эти дома?

Дети:

Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть.

 Физминутка: «Строим дом»                                                  Дети выполняют движения под стихотворение:

Тук, да, тук, строим дом.          

Дом с крышей и с трубой.                                                                                                            

Из трубы идет дымок,

Мама пирожки печет:

«Угощайтесь!!!»

Воспитатель:

Что это за конверт у «Колеса времени»? Здесь какое-то задание. Нужно расселить людей, живших в разное время в свои дома. (Воспитатель раздает детям  картинки с изображением жилищ и людей, разных времен.) После слов воспитателя:

1,2,3,4,5-вышли мы пары искать.

1,2,3-быстро домик ты найди!

Дети строят соответствующие пары. Для того, чтобы вернуть рисунки надо построить и сказать простое предложение (например: Пещерный  человек жил в

пещере).

 

Воспитатель:

На ваших карточках одному человеку не досталось жилища. Это человек, который живет в наше время. Ставим стрелку колеса времени в настоящее и посмотрим дома, где живут современные люди.

Воспитатель:

  Мастерство строителей растет, материалы для домов становятся красивее, надежнее и безопаснее. Сегодня большинство жителей городов живет в многоэтажных «башнях», где «дом» для каждого- отдельная квартира.

Дидактическая игра «Из чего построен дом»

Воспитатель:

Я называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой дом? Например, я говорю лед и бросаю мяч, кто ловит отвечает -ледяной. (дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лед).

Воспитатель:

А сейчас на колесе времени  увидим будущее. На колесе появляется фантастическая картинка города будущего.

Воспитатель:

Ребята, давайте мы с вами вместе построим город будущего. Какой формы могут быть эти дома, какие у них окна, будут ли двери, как будет вырабатываться энергия, будут ли антенны, все ли дома будут стоять на земле или будут перемещаться по воздуху. Для вас я принесла деревянный конструктор, сейчас вы построите ваши дома будущего. ( Конструирование  за столами). Дети описывают свои дома и относят на стол с макетом города.

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы, прекрасно справились с заданием! На этом наше занятие окончено. Я надеюсь, что чем лучше и красивее будут дома, тем дружнее и добрее будут люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в историю жилищ людей» Программные задачи:  Познакомить детей с историей возникновения жилища людей; сформировать представление о прошлом ...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» (2019 г.)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...

Конспект интегрированного занятия с приоритетом логико-математического развития для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Заниматикус».

Интегрированное занятия с приоритетом логико-математического развития для детей старшего дошкольного возраста  ...

Познавательно-речевое направление по профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно-речевое направление по профориентации детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: Формирование интереса и потребности в чтении книг, развитие речи.Задачи проекта:Развитие лит...