декабрь 2023 Математика. Тема. ПОРОВНУ, СТОЛЬКО ЖЕ, НЕ СТОЛЬКО ЖЕ
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

цель:

  • формировать понимание независимости количество предметов от их размера
  • соотносить внешний вид предметов с геометрическими фигурами
  • решение задач на сравнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект – сценарий. Декабрь

Математика. Тема. ПОРОВНУ, СТОЛЬКО ЖЕ, НЕ СТОЛЬКО ЖЕ

(Знакомство с новым)

Цель:

- формировать понимание независимости количества предметов от их размера;  

- сравнивать числа;  

- различать правую и левую руку;  

- пользоваться выражениями поровну, не поровну при сравнении множеств;  

- развивать временные представления: утро-вечер;  

- развивать умение видеть в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру;  

- сравнивать предметы по цвету, по величине (путем наложения объектов).  

Задачи:  

- развивать умения: понимать цель задания, выполнять задания вместе с воспитателем по  

  предложенному  образцу,  оценивать  результат  работы  (получилось  -     не  получилось)  с  

  помощью педагога;  

-развивать внимание и память;  

Оборудование:  

-наборное полотно, плоскостные изображения зайчат, морковок;  

- изображения больших и маленьких предметов;  

- предметы  круглой,  квадратной  и  треугольной  формы  (блюдца  из  кукольной  посуды,  

  коробки,   салфетки,  книги,   круглые   часы,  сложенная    конусом    тканевая  салфетка,  

 треугольная подставка под карандаши и т.д.);  

-демонстрационные геометрические

Ход занятия

                          Дидактическая игра «Накорми зайчат»

На верхней полоске наборного полотна на расстоянии помещено несколько изображений  

зайчат. На нижней - столько же изображений, но вплотную.  

Воспитатель:  Как  вы  думаете,  можно  ли  накормить  каждого  зайчонка:  поровну  или  не  

поровну зайчат и морковок? (Как правило, дети затрудняются так как их смущает величина  

объектов. Количество зайчат воспринимается как большая величина.)  

Сравниваем число зайчат и морковок. Дети работают по уже известному правилу, раздавая  

каждому  зайчонку  по  одной  морковке.  Важно  сделать  обобщение:  зайчата  большие,  

занимают много места, и нам кажется, что их больше. А морковки  - маленькие, поэтому  

кажется, что их меньше. Но если их расположить друг под другом, то мы увидим, что зайчат  

и морковок поровну  У детей на столах изображения больших и маленьких предметов.  

Воспитатель: поровну их или не поровну.  

                           Игра «Найди предметы такой же формы».  

В разных местах комнаты разложены предметы круглой, квадратной и треугольной формы:  

блюдца из набора кукольной посуды, коробки, салфетки, книги, круглые часы, сложенная  

конусом тканевая салфетка, треугольная подставка под карандаши и т.д.  

Воспитатель  показывает  детям  круг,  затем  приглашает  троих  детей  и  предлагает  им  

отыскать предметы, похожие на круг. Дети приносят на стол предметы и объясняют, почему  

они их выбрали. Остальные дети проверяют. Аналогично проводится работа с квадратом и  

треугольником.  

                                     Игра «Утро-вечер».  

Воспитатель предлагает детям рассказать, чем они занимаются утром и вечером и в случае  

необходимости  предлагает  им  образец  рассказа:  прозвенел  будильник,  я  просыпаюсь,  

делаю зарядку и т.д.  

Потом просит детей рассказывать самостоятельно и поддерживает их в желании показать,  

как они чистят зубы, умываются, причесываются и т.д. Обобщая рассказы детей, взрослый  

просит их повторить, как называется эта часть суток.

Затем воспитатель рассказывает, что он делает вечером; когда приходит домой, и просит  

детей рассказать о своем вечере.  

Обобщая рассказы малышей, просит их повторить, как называется эта часть суток  

Воспитатель   вместе   с   детьми   подводит   итог   занятия,   подчеркивая   то   новое,   чему  

научились.  

Посмотри, кто к нам пришёл? (Снеговик)

- Где мы вчера лепили снеговика? (на улице).

- Из чего мы вчера лепили снеговика? (Из снега)

- Скажи, из чего мы сделали нос снеговику? (из морковки)

- А что мы ему одели на голову вместо шапки? (ведро)

2. Основной этап.

- Посмотри, что у снеговика в руке? (письмо)

Интересно, давай я прочту его. Это письмо из волшебной страны, где живёт снеговик. Снежная Королева напустила снежную бурю и у его братьев снеговиков улетели все морковки и ведерки. Давай им поможем.

Выкладывает на стол карточки с изображением 3 снеговика, 4 морковки и 3 ведёрка.

- Давай раздадим каждому снеговику по ведёрку.

- Посмотри, всем снеговикам хватило ведёрок.

Ребёнок использует метод приложения.

- Давай посчитаем, сколько снеговиков, ведёрок.

- Поровну снеговиков и ведёрок?

- Давай раздадим всем снеговикам морковки.

Ребёнок использует метод приложения.

- Посмотри, всем снеговикам хватило морковок.

- Сколько у тебя осталось лишних морковок?

- Чего больше морковок или снеговиков?

- На сколько морковок больше, чем снеговиков?

3. Физкультминутка. Солнце землю греет слабо.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (дети показывают нос)

В речке встала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)

4. Блоки Дьенеша.

- Смотри, к нам в гости пришли старые знакомые медвежонок и зайчонок. Что с ними случилось? Почему у медвежонка замотана шарфом шея, а у зайчонка уши. Оказывается, медвежонок вчера ел снег, а зайчонок вышел гулять на улицу без шапки. Можно так делать (Нет) Надо помочь медвежонку и зайчонку. Что мы будем делать? (лечить) Достань из волшебной коробочки таблетки. Медвежонку таблетку круглую большую, жёлтую, а зайчонку – круглую, маленькую, красную.

- Сколько ты достал таблеток для медвежонка? (одну)

- Сколько ты достал таблеток для зайчонка (одну)

Поровну у них таблеток(да)

- Смотри, наши звери повеселели, у них больше ничего не болит. Давай угостим наших друзей чаем с вишнёвым пирогом.

Воспитатель ставит на стол игрушечную посуду.

- Поставь всем по чашке с блюдцем. (4 чашки и 3 блюдца)

- Посмотри всем хватило чашек и блюдец. (нет)

- Чего не хватило? (блюдца)

- Сколько блюдец не хватило. (одного)

- Сколько нужно добавить блюдец, чтобы было поровну(одно)

- Раздай всем кусочки пирога. Достань из нашей волшебной коробочки для медвежонка треугольник, большой, красный. Для зайчонка – треугольник, большой, синий. Для себя – треугольник, большой, жёлтый. Для меня – треугольник, большой, красный.

- Сколько кусочков пирога у медвежонка? (один) Сколько у зайчонка, у тебя…

- У всех поровну?

5. Игра «Найдите и назовите»

Каких предметов в групповой комнате поровну 

(столько же, одинаково)(Детей и стульчиков, детей и кроватей, детей и шкафчиков и т. д.)

- Каких предметов по одному? (доска, диван, магазин. ковёр)

- Каких предметов много? (столы, шкафы, мыльницы, полотенца)

6. Итог занятия :

Воспитатель даёт ребёнку карточки с изображением предметов, разделённые на две половины вертикальной линией. Изображённые предметы должны быть одинаковыми, а их количество разным. Ребёнку предлагается найти карточку, где предметов поровну и объяснить свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в младшей группе по теме «Поровну, столько же, не столько же.»

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в младшей группе по теме: " Поровну, столько же, не столько же"...

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе на тему " Поровну, по много, столько-сколько"

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: По много, поровну, столько - сколькоЦель: учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения...

конспект НОД по ФЭМП «Поровну, столько же, не столько же» для детей 3-4 лет по программе "Детский сад 2100"

Тема НОД: «Поровну, столько же, не столько же» (знакомство с новым)Направление образования и развития (образовательная область): поисково – исследовательская деятельностьЦель: формир...

Конспект занятия на тему: "Поровну, столько - сколько".

Учить детей обозначать результаты сравнивания словами "по много, поровну, столько - сколько"....

декабрь 2023 Математика Тема: "Сравниваем числа"

Цель:Сравнивать числаразличать правую и левую рукуполльзоваться терминами поровну, равенство и т.д.развивать временные представления...

декабрь 2023 Математика Тема: "Сравниваем числа"

Цель:Сравнивать числаразличать правую и левую рукуполльзоваться терминами поровну, равенство и т.д.развивать временные представления...

Математика «Больше – меньше, столько – сколько, поровну»

занятие по математике для детей 3-4 лет...