Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений
занимательные факты по математике

Шевченко Елена Александровна

Интересное использование ТРИЗ по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11468_64285.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Заинтересовавшись проблемой использования системы ТРИЗ на занятиях с дошкольниками, я прошла курсы «ТРИЗ в детском саду»Формируя элементарные математические представления у воспитанников на основе этой системы я убедилась в том, что

• ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобразительной деятельности);

• ТРИЗ даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

• ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, найти выход из затруднительного положения.

Метод Мозгового Штурма я использую при решении задач на смекалку (головоломки) со счётными палочками.

1 тип - это задача на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.

• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

• Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

2 тип – это задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата

3 тип – это задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В своей работе я использую словесные игры. В игре «Наоборот» хорошо усваивается приём «противоположные значения»

Высоко – низко

Далеко – близко

Впереди – сзади

День – ночь

Вверху – внизу

Мало – много

Узкий – широкий

На противоречия задаю вопросы:

• Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)

• Что или кто бывает сначала маленьким, а потом большим (люди, животные, овощи, деревья и т. д.)

• Что бывает маленьким и большим (шарик, тесто, пузырь)

• Длинным и коротким (резинка, указка, нож складной, складная линейка)

• Твёрдое и мягкое (хлеб, яйцо, человек и т. д.)

• В каких сказках было чего то мало, а затем много («Цветик – семицветик»«Горшок каши»)

На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений я использую задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

• На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?

• На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?

• На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)

• На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?

Ещё я в своей работе использую прием дорисовывания. Дети должны дорисовать элемент до фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?

• Также предлагаю детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

• Предлагаю из геометрических фигур нарисовать девочку, зайца, робота и др.

• Ещё одно задание с готовыми геометрическими формами – это выложить ёлочку, лису и др.

Со старшими дошкольниками на воссоздание фигур – силуэтов можно использовать фигуры – силуэты из наборов к играм «Колумбово яйцо»«Монгольская игра».

Так же в своей работе я использую такой приём, как сочинение сказок, направленный на формирование элементарных математических представлений. В сказке «Путешествие мячика», которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге. Дети придумывали какие круглые предметывстретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили.

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления я использую дидактическую игру «Город загадок», которая очень нравится детям. Я по таблице показываю детям какой формы данный предмет, какого он цвета, размера и из какого материала он сделан. Таким образом дети одновременно закрепляют не только форму, но и цвет, величину и материал из которого сделан предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений с применением технологии ТРИЗ

Использование современных технологий( в часности ТРИЗ) для формирования математических способностей, развития логики, лидерских качеств)...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с элементами ТРИЗ

С помощью ТРИЗ можно научить детей находить выход из жизненной ситуации, используя нестандартные, оригинальные решения:закрепление у детей навыка количественного счёта;закрепление соотносить количеств...

Применение ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Применение ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений....

Использование ТРИЗ – технологии на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста»

Цель:  активизация мыслительной деятельности, снятие стереотипов мышления в деятельности, активизация творческого воображения....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...