Мастер - класс для педагогов «Игры - головоломки в работе с детьми дошкольного возраста» - 2023
методическая разработка по математике

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда ивзаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли, интеллектуальном развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                               «Сказка» с. Становое

Мастер - класс

для педагогов (районный семинар)

Тема: «Игры - головоломки в работе с детьми                       дошкольного возраста»

Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории

Лаухина В. Н.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/ee/46/e9f6228174208694df8af1b8c2d016b63f.jpg

С. Становое

Апрель 2023 г.

Цель:создание условий для повышения профессиональногомастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию игр – головоломок  вДОУ.

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами использования печатных игр – головоломок (Вьетнамской  головоломки, Волшебного круга, Колумбово яйцо и др.);                                                                                                                                                      - показать возможности их применения для развития ребенка;-выявить особенности воображения у дошкольников;
-научить  обдумывать,планировать свои действия;
-развивать логическое,пространственное мышление,речь,внимание,память;
-создать условия для плодотворного общения участников 
мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

Форма проведения: мастер-класс

 Материалы для работы: разрезныегеометрические игры – головоломки«Вьетнамская» головоломка», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др., схемы. 

Демонстрационный материал:                                                                                                 - презентация «Игры – головоломки   в работе с детьми дошкольного возраста».

Слайд 1.Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать вас на моём мастер – классе  и хочу пожелать Вам «Доброго дня».

Предлагаю начать наш мастер- класс с разминки:

Вы друг другу улыбнитесь (смотрят друг на друга вправо-влево)

И сейчас же подружитесь (берут друг друга за руки)

Передайте это тепло друг другу!

Тема сегодняшнего мастер класса «Игры - головоломки в детском саду».

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда ивзаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли, интеллектуальном развитии. 

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Слайд 2. Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.

Слайд3.Головоломка - лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения "ломать голову" и означает, как несложно догадаться, решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность.

Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Слайд 4.Цели и задачи у всех головоломок одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления.

«Актуальность Головоломка –игрушка на все времена. В наше время очень много людей увлекаются  головоломками. Они  любимы  не только детьми но и взрослыми. Игра помогает развивать интеллектуальное, логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение .Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Слайд 5.                                                                                                                         Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста:

Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.

Слайд 6. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР –ГОЛОВОЛОМОК ДЛЯ ДЕТЕЙ    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.Устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады, данетки и т.п.).

Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести: ребусы, загадки, шарады, парадоксы.

Первый слог - местоименье,

Второй - весенний месяц яркий,

В конце частица для смягченья,

В целом - остров очень жаркий. (Я-май-ка)

2.Головоломки с предметами.

Это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

Слайд 7.Механические головоломки.

Это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы пентамино и др.

4.Печатные головоломки.

Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка развиваются следующие логические операции мышления: анализ, классификация, обобщение, синтез, сравнение.

На первых этапах обучения детей решению головоломок нельзя оставлять ребенка один на один с новой задачей. Необходимо понять, в чем он испытывает трудности, и помогать ему. Но навязывать игры нельзя, ни в коем случае, иначе пропадет интерес, не стоит подавлять инициативу ребенка. Там, где ребёнок может справиться сам, надо позволить ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. И, конечно же, порадоваться за него и его успехи

5. Геометрические головоломки (плоскостное моделирование) Сущность такой игры-головоломки состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по шаблону или замыслу. «Танграм»«Волшебный круг»«Головоломка Пифагора»«Колумбово яйцо»«Листик»«Вьетнамская игра»«Пентамино» и др. Такие игры- головоломки представляют собой части разрезанной на несколько частей фигуры: квадрат, прямоугольник, круг или овал, прочие формы для составления плоскостных изображений предметов: людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др. ;

Слайд 8 -  17.Сегодня мы с вами поиграем в геометрические головоломки, т. е плоскостное моделирование. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному.

При решении головоломки важно соблюдать два условия: первое — следует использовать все фигуры, и второе — фигуры нельзя накладывать друг на друга.

Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше двусторонний цветной картон.

Чтобы научить своих воспитанников собирать головоломки, необходимо самим научиться владеть этой техникой. Надеюсь, что сегодняшний  мастер-класс поможет вам в этом.

Раздать схемы и головоломки педагогам.Вам нужно выбрать понравившиеся фигуры животных  или предметов.И попробовать сложить их из разрезных  геометрических фигур.

Молодцы все справились с  заданием !  А сейчас предлагаю вам усложнить игру  с теми персонажами  что вы сложили  придумайте пожалуйста сказку.

А сейчас мы с вами попробуем поработать  с квадратом В. В. Воскобовича.«Квадрат Воскобовича».

Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу  ирасположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры:самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.

«Квадрат

Воскобовича»

является эффективной

игрой,  которая формирует

у ребенка

абстрактное

мышление,

навыки

моделирования,   умение

ориентироваться

в

пространстве,

развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие

психологические   процессы.   Важно,

что данное   пособие   компактное

 и практичное. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникшей возможности поиграть с детьми.

Можете работать по образцам, а может кто-то захочет развить своё воображение и придумает что –то другое собрать из квадрата.                                  

Слайд 18.Головоломка способствует развитию  воображения ,умственных творческих способностей дошкольников, развивает логическое и пространственное мышление. Дети учатся планировать свои действия. У детей формируется усидчивость и привычка к умственному труду, стимулируется проявление творчества. Подобные игры играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме с помощью рисунка, чертежа, схемы, инструкции.

Слайд 19. Мне остается только поблагодарить вас за внимание и активную работу. Надеюсь, что опыт, приобретенный на сегодняшнем мастер-классе, поможет вам воспитать творческих, интеллектуально развитых, здоровых и любознательных детей!

Спасибо всем за активное участие! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, в свои силы и возможности!Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"

Танграм в переводе с китайского языка означает - "семь дощечек мастерства".а представляет из себя квадрат разрезанный на семь частей определенным образом....

Мастер-класс для педагогов «Игры с водой для детей раннего возраста»

Мастер-класс для педагогов«Игры с водой для детей раннего возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Игры с водой для детей раннего возраста»

Мастер-класс для педагогов«Игры с водой для детей раннего возраста»...

Мастер - класс для педагогов: "игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм», как средство развития у старших дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм», как средство развития у старших дошкольников»Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометриче...

Мастер-класс для педагогов: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.

Мастер - класс для педагогов "Использование головоломки "Танрам" в работе с дошкольниками...

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками»

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками для воспитателей....