Семинар - практикум для педагогов "Инновационные педагогические технологии в ДОУ".
материал по математике

Курзина Светлана Александровна

Мастер-класс
«Использование
ТРИЗ-игры в работе
с дошкольниками».

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhaemye_kollegi_master_klass_triz.docx30.63 КБ
PDF icon prezentatsiya_triz.pdf1.55 МБ

Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс
«Использование
ТРИЗ-игры в работе
с дошкольниками».

Подготовили и провели
 воспитатели МДОУ № 8:
    Курзина С.А.
  Кориш И.А.

                                     Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего мастер-класса
«Использование ТРИЗ-игры в работе с дошкольниками»

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.
Одной  из известных и популярных инновационных педагогических технологий является технология-ТРИЗ.
Слайд 2   

Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Слайд 3

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это, и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизами:
«Можно говорить всё!» и «Творчество во всём».

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Слайд 4

В решении изобретательских задач (ТРИЗ) используются различные методы и приёмы.  Слайд 5

Вот некоторые из них:

1. Мозговой штурм - Перед детьми ставятся различные задачи и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения.
2.Синектика (метод аналогий) - обозначает «объединение разнородных предметов».
3.Морфологический анализ -Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.

4. Метод фокальных объектов -Дети учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

5. Данетка- это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка данетка не содержит четкого вопроса.
6. Типовое фантазирование – формирование умений фантастического преобразования объектов окружающего мира
7. Метод противоречий-Позволяет подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. 
8. Метод моделирования маленькими человечками- Позволяет изучать физические процессы и свойства разных предметов, подменяя сложные для детского восприятия понятия «атомы и молекулы» более понятными «Маленькими человечками»

Предлагаем поиграть в игру «Много-мало» (противоречия в количестве)

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

Правила игры: Воспитатель называет различные ситуации, дети должны соответственно реагировать. Если много — руки развести широко в стороны, мало — ладони сблизить, достаточно — рука на руку.

Желательно вначале отработать сами жесты.

Предлагаем  ситуации (нужно обязательно указывать условия):
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один самолет в небе?
Одна мама у ребенка?
Один ребенок у мамы?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба?
Одна змея в квартире?
Одна змея в лесу?


Уважаемые коллеги мы рассмотрели
метод противоречий:  вид противоречий в количестве.

(Эту игру можно проводить с детьми среднего и старшего дошкольного возраста)

-Предлагаем поиграть в следующую игру:

Игра «Расставь по порядку» (Противоречия в размерах)

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

Уважаемые коллеги, перед вами на столе лежат карточки с изображением разных животных (мышка, кошка, собака, конь, слон), вам нужно их расставить по росту, начиная с самого маленького.

После этого — обсуждение каждой карточки (предмета).

Кошка — большая или маленькая? Для кого она большая? Для кого маленькая?

При ответах могут использоваться   рядом стоящие карточки. При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?», используют знания из личного опыта.

В этой игре мы рассмотрели вид противоречий в размере.

( В эту игру можно играть с детьми с младшего дошкольного возраста.)

Основные виды противоречий: противоречия в предмете, противоречия в ситуации, противоречия в размере и количестве.

       Предлагаем поиграть в игру для детей 3х лет.
«Как спасти колобка?»

-Каким должен быть колобок, чтобы его не съели в лесу?

-Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

-Как обхитрить лисичку?

-Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

-Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Играя в эту игру мы использовали метод мозгового штурма.

Мозговой штурм.-Перед детьми ставятся различные задачи и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей.

При использовании этого метода необходимо соблюдать правила:

  • исключение всякой критики;
  • поощрение самых невероятных идей;
  • большое количество ответов, предложений;
  • чужие идеи можно улучшать.

Данный метод используется с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.

Перед малышами ставятся задачи по сюжетам хорошо известных им сказок и предлагается найти свои варианты решения.

 Для детей 4-5 лет - из ближайшего бытового окружения

-Как мышкам достать сыр из-под носа кота?
-Как уберечь продукты от мышей?

  • Для детей 5-7 лет - с элементами фантазии.
    -Как сохранить кусочек зимы летом?
    - Чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши? Проблемы формируются самими детьми.
  •  Универсальная тема в любой группе: - спасение любимого героя из сказки.

 

 Предлагаем игру:

 "Необычный подарок".

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.

Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.

Ход игры.

 Предложить педагогам выбрать подарки для куклы и медведя.

-  какой подарок вы бы подарили кукле?.(называют)
-  опишите его. (Дают характеристику подарку)

-какой подарок подарим мишке?

- Опишите его (описывают)

Далее предлагается поменять свойства подарков местами.

-Что у нас получается?

Педагоги перечисляют, что получилось.

Итог: возможно ли существование данных предметов с новыми признаками.

Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.

Эта игра по методу фокальных объектов.

Дети учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

Следующая игра:

 «КТО ЧТО И ЧЕМ ДЕЛАЕТ»

Вариант фантастической игры: «Перепутаница».

Профессии: врач, уборщица, повар, парикмахер, продавец.

Форма: белый халат, темный  халат, (колпак, белый фартук,) темный фартук,    платье.

Действия: делает укол,  меряет  температуру,  лечит;  убирает,  моет  пол, готовит еду: делает прически, подстригает: продает  вещи,  продукты.

Инструмент для работы:  шприц, термометр,  метла и швабра,  кастрюля, половник:  расческа, ножницы; книга,  касса.

После заполнения таблицы  и  повторения,  кто,  что,  в  чем  и  чем  делает,  можно  предложить  набрать  реальный  вариант  -  «как  бывает»  .

Мы предлагаем поменяться   карточками  между собой , оставив карточки профессий. и  проанализировать,  что  получилось.   могут  быть  самые  неожиданные  сочетания:

(Медсестра,в  фартуке,  моет  пол  книгой.  Дальше  можно  развить  версию,  где,  когда  и  почему  это  произошло.)

Морфологический анализ

Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.

Метод маленьких человечков ( ММЧ).

Данный метод позволяет изучать физические процессы и свойства разных предметов, подменяя сложные для детского восприятия понятия «атомы и молекулы» более понятными «Маленькими человечками» .

Например :Слайд 5
Твёрдое состояние – объясняется как человечки взялись за руки.
Жидкое состояние- человечки стоят рядом
Газаобразное состояние- человечки бегают.

Предлагаем поиграть в подвижную игру «Свойства предметов»

Мы называем вам   предмет.
Вы определяете какой он: твердый, жидкий или газообразный.
Изобразите его с помощью маленьких человечков.

Стол, вода, молоко в стакане, горячий чай, запах, карандаш, дождь,

Кастрюля с горячим супом, остров в океане.

Уважаемые коллеги!
Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

Мы думаем, что нам удалось заинтересовать вас в применении игр  технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей.

Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

А сейчас предлагаем вам буклеты с играми.

На этом наш мастер-класс закончен.

          Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)

   Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия развития творческих способностей детей"

Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ в развитии творческих способностей дошкольников...

Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.Задачи:1. Создание доброжелательной атмосферы.2. Овладение навыками общ...