Главные вкладки

    Семинар – практикум для воспитателей «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности» КОНСПЕКТ МАСТЕР - КЛАССА «ВДОЛЬ ПО КАМЕ»
    презентация на тему

    Соколова Ольга Ивановна

     КОНСПЕКТ МАСТЕР - КЛАССА «ВДОЛЬ ПО КАМЕ»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_seminara_v_aygul.docx25.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум для воспитателей

    «Педагогическое мастерство – высший уровень

    педагогической деятельности»

    КОНСПЕКТ МАСТЕР - КЛАССА «ВДОЛЬ ПО КАМЕ»

            Соколова  О.  И.  воспитатель

     первой квалификационной категории

    Александрова В.В.. воспитатель

    высшей квалификационной категории

    МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида

    № 5  «Айгуль»

    п.г.т. Камские Поляны

    Нижнекамского муниципального района

    Республики Татарстан 

     

                                                                         2018г

                                                                                                  Цель: ознакомить участников мастер- класса с алгоритмом направленного на знакомство старших дошкольников с культурой и традициями народов Среднего Поволжья.

    Задачи: передать инновационный опыт путем проведения увлекательной -игры, способствующей развитию творческого потенциала педагогов, желанию использовать полученные знания в практической деятельности.

    Оборудование для проведения мастер-класса: конверты с заданиями для участников мастер-класса; большие карты лото «Народы Поволжья»; карточки с изображением  флагов, гербов, национальных костюмов, орнаментов, блюд, сказок, музыкальных инструментов, национальных праздников; атрибуты для проведения подвижных игр.

    Листы активности с описанием национальных костюмов и орнаментов, национальных праздников народов Среднего Поволжья.

    Раздаточный материал для участников мастер –класса: буклеты.

    Ход мастер-класса:

    Вводная часть:

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас мы проведем мастер- класс по ознакомлению старших дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья.  Проживая в России, на берегах великой русской реки Волга, мы и наши дети должны  лучше знать традиции своего народа, а также традиции и культуру народов Поволжья. Родители недостаточно уделяют внимание вопросу патриотического и толерантного воспитания, поэтому у детей дошкольного возраста наблюдается недостаток знаний о родном крае и народах Поволжья. Именно поэтому, наша задача создать условия, способствующие развитию толерантности и укреплению дружеских взаимоотношений внутри детского сада.                                                                                                                                         Сформировать у детей интерес к изучению культуры народов Среднего Поволжья, представления об особенностях фольклора, обычаях и традициях, народных праздниках, подвижных играх народов Поволжья.                                                                                                                                                   Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям. В нашем детском саду в рамках реализации регионального компонента в соответствии с ФГОС ДО, планируются и проводятся развлечения, досуги, фольклорные посиделки, праздники, спортивные мероприятия с использованием игр народов Поволжья.

     Наш мастер - класс пройдет в форме квест-игры «Вдоль по Волге»! Выполняя дидактические задания, вы окунетесь в неповторимый мир культурных традиций народов Среднего Поволжья

    .Предлагаем вам разделиться на 3 группы, (ведущий условно делит участников на 3 группы и раздаѐт в конвертах карточки для игры).

    Основная часть: Работа с участниками мастер-класса:

    Станция  «Узнавайкино»

    Задание 1.

    Национальная одежда народов проживающих на территории Поволжья, живут люди разных национальностей. Знаете ли вы, какие народы  проживают в нашем крае?(ответы участников)

    Наш регион имеет сложный национальный состав: его население разделено на основные группы –русские, татары, чуваши .

    Участникам мастер -класса предлагается отобрать из конверта те картинки, на которых изображены представители народов проживающих на территории Поволжья, и назвать их.                                                                          Далее каждая из команд должна выбрать  карточки с изображением представителей той национальности, которая указана у них на конверте, и подобрать этому костюму соответствующее описание.  (участники мастер-класса выполняют предложенное задание с использованием листа активности No1)

    Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданиеми готовы рассказать, какие карточки вы отобрали?(демонстрация выполненного задания)

    Станция «Наряжайкино»

    Разноцветье народных костюмов                                                                                                                                   Чудо нашей поволжской земли!

    К лицу девушки каждой и парню

    Их узоры всегда хороши.

    Зубцы и полоски, и звѐздная россыпь

    Обилие красок, обилие швов.

    И в местности каждой отдельный орнамент

    И каждый достоин отдельных стихов.

    Задание 3.

    Национальная одежда, орнамент народов проживающих на территории Поволжья. У каждого народа есть своя национальная одежда, которая украшена традиционным орнаментом. Сможете ли вы подобрать наряд для представителей той или иной национальности?

    Участникам мастер-класса предлагается из орнаментов всех национальностей выбрать орнамент народа, который представляет их группа. (Выполняют задание с использованием листа активности No2) Далее участникам предлагается подобрать головной убор, характерный для представителей каждой из национальностей, и обосновать свой выбор.

    Станция «Вкуснотеево»

    Задание 4.

    Национальные блюда.

    Есть блины и чак-чак,

    Пироги, эчпочмак...

    Блюд прекрасных не счесть

    И порою не съесть.

    Составной частью культуры каждого народа является традиционная кухня. В ней отражается вся история, менталитет, нравы, быт этноса. На формирование национальной кухни главное влияние оказывают природно- климатические условия, хозяйственная деятельность.

    Каждой группе предлагается из предложенныхна картинках блюд отобрать те, которые считаются национальным блюдом народа, который они представляют.

    Станция «В гостях у сказки»

    Сказок, загадок, потешек, пословиц

    Сколько в Поволжье придумал народ.

    Устное творчество, от вас не скроем

    За душу просто порою берѐт!

    Задание 6.

    Фольклор народов проживающих на территории.

    У каждого народа есть свои песни, сказки. Какие сказки народов населяющих Поволжье вам известны?

    Участникам предлагается рассмотреть иллюстрации, назвать сказки и соотнести их с представителями того или иного народа.

    Станция «Поиграйкино»

    Песни, игры, хороводы

    И частушек миллион.

    Праздник каждого народа

    Отмечает наш регион.

    Задание7

    .

    Традиционные праздники народов проживающих на территории Поволжья.

    У каждого народа есть свои праздники. Какие традиционные праздники народов населяющих Самарскую область вам известны?

    Участникам предлагается рассмотреть картинки и соотнести изображения праздников с представителями той или иной национальности. (Участники мастер - класса выполняют задание с использованием листа активности No3)

    Непременным элементом праздников были народные игры. Педагог приглашает участников мастер-класса выйти из - за столов и проводит с ними  подвижные игры.

    Татарская игра «Тимербай»

    Играющие взявшись за руки делают круг. Выбирают водящего  – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

    Пять детей у Тимербая,

    Дружно, весело играют.

    В речке быстрой искупались,

    Нашалились, наплескались,

    Хорошенечко отмылись

    И красиво нарядились.

    И ни есть, ни пить не стали,

    В лес

    под вечер прибежали,

    Друг на друга поглядели,

    Сделали вот так!

    С последними словами «Вот так!» водящий делает какое – то движение. Все должны

    повторить его. Затем водящий выбирает кого –нибудь вместо себя.

    Правила игры: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные

    движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи,

    косички, ленточки и т.д.).

    Чувашская игра «Ручейки и Волга» (Юхан шывсем)

    Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

    Правила игры: игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут

    друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»

    Участники мастер-класса приглашаются в хоровод.«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами».

    -Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

    -Вот так народы соединились (взяться за руки)

    -Вот так народы объединились (обняли друг другу)

    С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

    Жить в своѐм доме всегда одному

    Скучно и мне, и тебе, и ему!

    Ведь сколько на свете хороших друзей!

    Сколько на свете хороших затей.

    Уважаемые коллеги! Сегодня вы приняли участие в увлекательной квест-игре«Вдоль по Волге».

    Надеемся, что вам понравилось это путешествие наш опыт оказался для вас полезным и вы будете его использовать в своей педагогической деятельности.

    Спасибо всем за внимание! (Участникам мастер- класса раздается буклет –игра, который пополнит

    их«педагогическую копилку»)

    Литература:

    1.Алгоритмы реализации регионального компонента «Патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ [Текст] : учеб.-метод. пособие / Под ред. О.В.Дыбиной. -Ульяновск: Издатель Качалин Александр Василевич, 2013. -214 с.

    2.Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П.Постникова. - М. : Детство-пресс, 2007. - 203 с.

    3.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] /Н.В. Алешина -М.: УГЛ, 2005.

    4.Бородина Т.И. Народный костюм Самарского края [Текст] /Т.И. Бородина - С.: ООО "Самара -

    Принт", 2007. -236 с.

    5.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной

    культуры: Программа. Учебно-методическое пособие [Текст] /О.Л. Князева, М.Д. Маханева -М.:Детство -Пресс, 2016.-304 с.

    6.Программа патриотического воспитания дошкольников "Я живу на Самарской земле" [Текст] /[

    Дыбина О.В. и др.]; [отв. ред. О.В. Дыбина О.В.].- Ульяновск; Тольятти: Качалин Александр Василевич, 2014.-209с.

    Приложение

    Лист активности No1.

    Описание национальной одежды народов проживающих на территории Поволжья.

                                         Русский народный костюм.

    У мужчин –рубаха - косоворотка, полосатые штаны (порты), фуражка.

    У женщин –рубаха, сарафан, платок или кокошник, украшенные вышивкой. Лапти, валенки, кожаные сапоги в гармошку.

                                             Татарский национальный костюм.

    Головной убор у мужчин –тюбетейка,

    у женщин –вышитая бархатная шапочка (калфак) или платок.

     Шаровары, рубашка (у женщин дополнялась вышитым нагрудником) на которую надевался

    безрукавный камзол. Кожаные сапоги –ичиги.

                                           Чувашский национальный костюм.

    У мужчин –халат (шупар) с разнообразным орнаментом, особенно крупным на спине.

    Кафтаны, подпоясанные кушаком с ярко украшенными концами (кисти, куски ткани).

    У женщин кафтаны зеленого или черного цвета, на груди украшенные полосками цветной ткани или вышивкой. Лапти.

    Лист активности No2

    Описание национальных орнаментов народов проживающих на территории  Поволжья

    Русский орнамент –растительный, геометрический.

    Украшали подол, рукав, воротник, юбку.

    Волнообразные линии, прямые горизонтальные линии, круги, ромбы, кресты.

    Чувашский орнамент –красный, зеленый, черный, желтый цвет. Яркий, выразительный геометрический узор. Каждая фигура что-то обозначает. «Бабочка» -это символ легкости и нежности, изображение «Солнца» -знак добра, дающий жизнь всему живому.

    Татарский орнамент –белого, черного, красного, синего, желтого цвета. Растительный орнамент.

    Лист активности No 3

    Описание традиционных праздников народов населяющих территорию

    Масленица –

    русский народный праздник. Проводы зимы, встреча весны.

    Сабантуй –татарский национальный праздник весенних полевых работ.

    Акатуй –чувашский национальный праздник весеннего сева. Перед выходом на весенние

    полевые работы красили яйца, созывали родственников, соседей, накрывали богатый стол.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

    Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

    Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия развития творческих способностей детей"

    Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ в развитии творческих способностей дошкольников...

    Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Педагогическое мастерство"

    Предлагаю Вашему вниманию конспект проведения семинара-практикума для воспитателей  "Педагогическое мастерство"...

    Семинар-практикум для воспитателей "Педагогическое общение"

    Цель семанара-практикума: сформировать положительный эмоциональный фон в педагогическом коллективе, создать атмосферу доброжелательности и защищенности, через психологические упражнения....

    Семинар-практикум на тему: «Актерское мастерство воспитателей и его использование в педагогическом процессе и праздничных мероприятиях ДОУ»

    В семинаре -практикуме мы предлогаем не только теоретический материал на тему "Актёрское мастерство педагогов" но и его значимость  для работы в детском саду. Так же предлогается практи...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Формирование основ цветоведения у детей дошкольного возраста" и мастер-класс "Лаборатория цвета"

    Цель: просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей. Задачи: Уточнять представления воспитателей о цветоведении, о дидактических играх и упражнениях...

    Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей в ДОУ"

    АктуальностьДетсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В эт...