Проект по математическому развитию «Волшебные кубики» (с использованием игровых пособий Б.П. Никитина) (старший дошкольный возраст)
проект по математике (старшая группа)

Копылова Юлия Игоревна

Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kopylova.docx550.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по математическому развитию «Волшебные кубики»

(с использованием игровых пособий Б.П. Никитина)

(старший дошкольный возраст)

 

                                                                         

Воспитатель: Копылова Ю.И.

2023г.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.

Проблема, решаемая при реализации проекта: с помощью математических развлечений возможно не только привлечь внимание детей к играм с кубиками Б.П. Никитина, но и создать предпосылки для воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

Участниками проекта являются дети старшей группы  МБДОУ «ДС №12 г. Челябинска.»

Цель проекта: способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и общении.

Задачи: формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии); увеличение объема внимания и памяти; развитие образного мышления, воображения, творческих способностей.

Содержание проекта: В нашу группу мы приобрели кубики Б.П. Никитина.  Дети обратили на них внимание и спросили, а как в них играть. С помощью этих кубиков у детей развивается сообразительность и конструктивные способности, математическое мышление; в них можно играть и одному, и вдвоем, и небольшой группой детей, что очень удобно для организации игр. Поэтому, я решила  с помощью математических развлечений привлечь внимание детей к этим удивительным кубикам. В ходе работы над решением этой задачи родился проект «Удивительные кубики Б.П. Никитина». В проекте представлены математические развлечения с участием сказочных героев. В ходе развлечений дети путешествуют по сказкам, помогают героям выполнить то или иное задание, с помощью кубиков «Сложи узор». «Уникуб», «Кубики для всех», а также отгадывают загадки, решают математические задания.

Основные этапы проекта:

-составление поэтапного плана работы;

-разработка конспектов математических развлечений;

-изготовление схем к кубикам «Сложи узор»

-реализация проекта.

В ходе реализации проекта использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие (дети находились в постоянном движении, использованы упражнения на умение соотносить свои действия с текстом), исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры с кубиками), личностно-ориентированная (индивидуальный подход, постановка задач и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результата, подготовка демонстрационного и раздаточного материала с учетом поставленных задач), игровая (каждое развлечение объединено общим сюжетом, персонажем).

В ходе реализации проекта были использованы следующие формы работы с детьми:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

Приглашение в путешествие, дидактические игры

Коммуникативная

Отгадывание загадок, ответы на вопросы

Двигательная

Физминутки, подвижные игры

Восприятие художественной литературы

Загадывание загадок, чтение отрывков из стихотворений  

Познавательно-исследовательская

Дидактические игры с кубиками «Сложи узор»

Ожидаемые результаты: предполагается, что в ходе проведения математических развлечений у детей повысится интерес к играм с кубиками Б.П. Никитина, дети не будут бояться преодолевать трудность, будут самостоятельно находить способы решения познавательных задач и стремиться к достижению поставленной цели, а также смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Полученные результаты: в ходе проведенных мероприятий дети с живым интересом и сопереживанием откликались на просьбы о помощи, высказывали свои суждения, увлекались игрой с кубиками, не замечая, что учатся, познают новое. Даже самые пассивные из детей проявляли живой интерес к играм товарищей. Несколько детей стали даже сами придумывать новые узоры из кубиков «Сложи узор» и «Кубиков для всех». Многие дети рассказывали родителям об этих кубиках и просили им купить их. Таким образом, через возникший интерес у детей, удалось и у родителей вызвать интерес к кубикам Б.П. Никитина. Родители интересовались, где можно приобрести эти кубики.  Я считаю, что с помощью развлечений, соревнования, мне удалось привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина и успешно решить поставленные задачи.

Использованная литература:

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

                          2. Б.П.Никитин «Интеллектуальные игры», Москва. 1994г. 

Приложение.

Конспект математического развлечения для старшего дошкольного возраста

«Спешим на помощь Элли и Тотошке».

Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор».

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство сопереживания чужой проблеме, желание прийти на помощь, чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Доставить детям радость.

Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами цифр 5, 6, 7, платья, сапожка; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, аудиозапись «Разминка»

Ход развлечения:

В: Ребята, мне сегодня пришло сообщение от Элли с Тотошкой с просьбой о помощи. Им нужно срочно попасть в Изумрудный город, а злая Гингема хочет помешать им. Она расставила на их пути ловушки-загадки, а Элии в детский сад не ходила и решить эти загадки она никак на может. Элли просит у вас помощи. Вы ей поможете? Загадки наверное сложные, раз их придумала сама Гингема. Вы справитесь? Элли обещала выйти с нами на  связь и сама рассказывать нам о ловушках-загадках. Но прежде, чем выйти на связь с Элли, давайте сделаем небольшую разминку, чтобы набраться энергии и сил.

Звучит музыкальная разминка

Слайд №1 и голос за кадром: «Здравствуйте, ребята! Спасибо, что откликнулись на мою просьбу, без вашей помощи мне никак не справиться. Гингема загадала загадки и на них нужно не просто ответить словами, а еще и выложить ответ с помощью кубиков. Вот первая загадка:

В огороде пугало

Рукавами машет.

В огороде пугало

Разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке.

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит-

Очень храбрая она.

Сколько же было птичек?

Дети делятся на две команды, отвечают на вопрос  и выкладывают из кубиков цифру.

Слайд №2 и голос за кадром: «Вот молодцы! Слушайте следующую загадку:

Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?

Слайд №3 и голос за кадром: Ай, да молодцы! А вот еще одна:

Гингема рыбу ловила.

Поймала не мало.

Два окунька, три карася,

Один ершок-и того в горшок.

Уху сварила, но никого не угостила.

Сколько же рыб она сварила?

Слайд №4 и голос за кадром: «Элли, подожди со своими вопросами. Ребята наверное устали? А давайте поиграем! Хотите? Нет, не просто поиграем, а посоревнуемся, тем более, что вы уже разделились на две команды. А игра называется «Назови пять слов». Согласны? А сможете назвать пять слов на определенную тему? Тогда слушайте правила игры: по сигналу вы по очереди должны пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки произнести слово на заданную тему.»

Проводится игра «Назови пять слов». Дети называют слова по темам: цифры, геометрические фигуры, дни недели, месяцы, имена, фамилии, профессии.

Слайд №5 и голос за кадром: «Тотошка, делу-время, потехе-час, нам ведь нужно попасть в Изумрудный город, а мы еще не выполнили все задания Гингемы. А она хочет еще, чтобы у нее и ее подружки к празднику было новое платье и сапожки. Что же нам делать?»

В: «Не расстраивайся, Элии, ребята что-нибудь придумают.»

Педагог подводит ребят к мысли, что с помощью кубиков можно выложить платье и сапожки.

Слайд №6 и голос за кадром: «Ай, да молодцы, ребята! Теперь мы точно попадем в Изумрудный город! Прежде чем попращаться с вами и отправиться в путь, давайте еще раз поиграем! Под музыку вы будете танцевать, двигаться как пожелаете, а как только музыка закончится-вы увидите цифру. Цифра укажет вам, как вы должны стать-по одному, парами, втроем или вчетвером.»

Проводится игра «Внимание!».

Слайд №7 и голос за кадром: «Огромное спасибо вам, ребята, за помощь! В знак благодарности примите от нас воздушные шарики. А нам с Тотошкой пора в путь.  До свидания, ребята!»

В: Ребята, вам понравилось помогать Элли и Тотошке? А что вам больше всего понравилось? А какое задание вам показалось самым трудным, а самым легким? Я очень рада, что вы у меня оказались такие находчивые и дружные!

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №10 Дейнега Л.В.

Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор», создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Активизировать литературную память у дошкольников.

Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами белки, лебедя, кота, Золотой рыбки, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, рукавичка с Золотой рыбкой.

Ход развлечения:

В: Ребята, завтра в нашей стране будет отмечаться день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.

Слайд №1

В: Вы знаете, что он написал несколько замечательных сказок. Как называются эти сказки знаете? А хотите мы прямо сейчас отправимся в путешествие по сказкам этого замечательного поэта? Во время путешествия нас ждет много интересных вопросов и заданий. Справиться с ними сможете? Не испугаетесь трудных вопросов? Тогда в путь! А в страну сказок мы попадем только тогда, когда отгадаем загадки. Если загадку отгадаете, то на экране появиться картинка-отгадка. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны сказать, как эта сказка называется.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»)

Слайд №2

Пошел старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Слайд №3

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка…

(Сказка о попе и о работнике его Балде)

Слайд №4

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая, Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась…

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Слайд №5

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел…

(Сказка о золотом петушке)

Слайд №6

Слайд №7 и голос за кадром: «Ай, да молодцы, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я всем известный кот ученый. Поздравляю вас, вы попали в страну сказок моего создателя-А.С. Пушкина. Теперь я вам буду задавать вопросы и если вы будете правильно на них отвечать, то мы с вами будем играть, а в конце путешествия вы получите сюрприз. Я смотрю у вас есть кубики необычные. А ну-ка, сделайте мой портрет.»

Воспитатель предлагает разделиться на две команды и дети выполняют задание.

Слайд №8 и голос кота: «Ну что же, будем считать это разминкой. А теперь слушайте загадку:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Кто же в доме том живет

И орешки все грызет?

Но отгадать- это еще мало, Нужно выложить ответ с помощью кубиков.»

Дети выполняют задание.

Слайд №9 и голос кота: «Молодцы! А сейчас можете немного отдохнуть и поиграть в игру «Кто лишний?»

Воспитатель называет героев из разных сказок, а дети должны захлопать в ладоши тогда, когда услышат героев пушкинских сказок. Если названы герои других сказок, то дети должны затопать ногами.

Слайд №10 и голос кота: «Ответ на следующую загадку нужно так же выложить с помощью кубиков:

Тридцать три года жил я у моря,

Рыбу ловил со стихиями споря,

Невод тянул, выбиваясь из сил,

Но кого все же я отпустил?»

Дети выполняют задание.

Слайд №11 и голос кота: «Молодцы! А теперь рыбка пусть сама с вами поиграет.»

Воспитатель надевает на руку перчатку с Золотой рыбкой и проводит игру «Внимание!». Одной рукой педагог изображает поверхность воды, другой рукой-движения рыбки. Когда рыбка «выпрыгивает» из воды, дети должны подпрыгнуть.

В: Ребята, а теперь мою отгадайте загадку. Я думаю ученый кот не обидится на меня.

То-красавица, то-птица! Красоте весь мир дивится!

Дети отгадывают загадку и выкладывают из кубиков изображение лебедя.

Слайд №12 и голос кота: «Ну, что тут сказать? Молодцы! Но прежде чем я попрощаюсь с вами и вы отправитесь домой, выполните еще последнюю мою просьбу. Я тут рассыпал иллюстрации к сказкам моего создателя и они все перемешались. Надо бы их разобрать по сказкам. Справитесь с этим заданием? Ну, тогда приступайте!»

Дети рассматривают иллюстрации, определяют из каких они сказок и раскладывают их в разные папки.

Слайд №13 и голос кота: «Вы, ребята, молодцы! Мне очень приятно было с вами познакомиться. Теперь буду рассказывать всем своим друзьям о вас, какие вы находчивые и дружные. А сейчас, как и обещал примите обещанный сюрприз-большую книгу сказок А.С. Пушкина. Ну а мне пора, до свидания, друзья!»

В: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам А.С. Пушкина? Что нового вы для себя узнали? Какие испытывали трудности? Что вам понравилось больше всего? А какую сказку вы хотели бы услышать из новой книги?

 

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор», создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Активизировать литературную память у дошкольников.

Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами белки, лебедя, кота, Золотой рыбки, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, рукавичка с Золотой рыбкой.

Ход развлечения:

Ведущий: Ребята, а вы знаете великого русского поэта А.С. Пушкина.

А ведь кроме стихотворений он написал много замечательных сказок. Как называются эти сказки, знаете? А хотите мы прямо сейчас отправимся в путешествие по сказкам этого замечательного поэта? Во время путешествия нас ждет много интересных вопросов и заданий. Справиться с ними сможете? Не испугаетесь трудных вопросов? Тогда в путь! А в страну сказок мы попадем только тогда, когда отгадаем загадки. Если загадку отгадаете, то на экране появиться картинка-отгадка. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны сказать, как эта сказка называется.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»)

 

Пошел старик к синему морю

Неспокойно синее море.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

 

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка…

(Сказка о попе и о работнике его Балде)

 

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась…

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

 

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел…

(Сказка о золотом петушке)

Кот ученый: «Ай, да молодцы, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я всем известный кот ученый. Поздравляю вас, вы попали в страну сказок моего создателя-А.С. Пушкина. Теперь я вам буду задавать вопросы и если вы будете правильно на них отвечать, то мы с вами будем играть, а в конце путешествия вы получите сюрприз. Я смотрю у вас есть кубики необычные. А ну-ка, сделайте мой портрет».

Воспитатель предлагает разделиться на две команды и дети выполняют задание.

Кот: «Ну что же, будем считать это разминкой. А теперь слушайте загадку:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Кто же в доме том живет

И орешки все грызет?

Но отгадать - это еще мало, нужно выложить ответ с помощью кубиков.

Дети выполняют задание.

Кот: «Молодцы! А сейчас можете немного отдохнуть и поиграть в игру «Кто лишний?»

Воспитатель называет героев из разных сказок, а дети должны захлопать в ладоши тогда, когда услышат героев пушкинских сказок. Если названы герои других сказок, то дети должны затопать ногами.

Кот: «Ответ на следующую загадку нужно так же выложить с помощью кубиков:

Тридцать три года жил я у моря,

Рыбу ловил со стихиями споря,

Невод тянул, выбиваясь из сил,

Но кого все же я отпустил?»

Дети выполняют задание.

Кот: «Молодцы! А теперь рыбка пусть сама с вами поиграет».

Воспитатель надевает на руку перчатку с Золотой рыбкой и проводит игру «Внимание!».

Одной рукой педагог изображает поверхность воды, другой рукой-движения рыбки. Когда рыбка «выпрыгивает» из воды, дети должны подпрыгнуть.

Ведущий: Ребята, а теперь мою отгадайте загадку. Я думаю ученый кот не обидится на меня.

То-красавица, то-птица! Красоте весь мир дивится!

Дети отгадывают загадку и выкладывают из кубиков изображение лебедя.

Кот: «Ну, что тут сказать? Молодцы! Но прежде, чем я попрощаюсь с вами и вы отправитесь домой, выполните еще последнюю мою просьбу. Я тут рассыпал иллюстрации к сказкам моего создателя, и они все перемешались. Надо бы их разобрать по сказкам. Справитесь с этим заданием? Ну, тогда приступайте!»

Дети рассматривают иллюстрации, определяют из каких они сказок и раскладывают их в разные папки.

Кот: «Вы, ребята, молодцы! Мне очень приятно было с вами познакомиться. Теперь буду рассказывать всем своим друзьям о вас, какие вы находчивые и дружные. А сейчас, как и обещал примите обещанный сюрприз-большую книгу сказок А.С. Пушкина. Ну а мне пора, до свидания, друзья!»

Ведущий: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам А.С. Пушкина? Что нового вы для себя узнали? Какие испытывали трудности? Что вам понравилось больше всего? А какую сказку вы хотели бы услышать из новой книги?

                           

                            

 

                                        

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Развитие математических способностей с использованием игровых технологий ЛЕГО КОНСТРУКТОРА в старшем дошкольном возрасте

Развитие математических способностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ. Элементар...

Использование игрового пособия «Чудо - парашюта» с детьми дошкольного возраста от 2-7 лет

В последнее время возросло число физически ослабленных детей, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в ...

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геоме...

«Использование игровых пособий Б.П. Никитина как средство развития пространственного мышления дошкольников».

Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...

Конспект занятия по конструированию с использованием дидактического пособия «Танграмм» для детей старшего дошкольного возраста.

Танграм – древняя игра-головоломка, пришедшая из Китая. Ее прелесть заключается в доступности для любого возраста. Она дает возможность ребятам осваивать каждый уровень сложности постепенно.Танг...