Конспект занятия "Встреча на лесных тропинках"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Мельниченко Анна Алексеевна
Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки. Задачи: Предметные: - формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев; - формировать и совершенствовать пространственные представления через ориентацию на листе бумаги в клетку и ориентацию в пространстве на примере собственного тела; - учить соблюдать во время работы правила письма, формировать умение работать в общем темпе; - учить рисовать следующие геометрические узоры: квадрат, треугольник, ломаная линия. Метапредметные: - способствовать развитию психических процессов: произвольного внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей; - развивать графомоторные навыки, плавность, точность. - совершенствовать скоординированность движений. Личностные: - воспитывать старательность, аккуратность, терпение, самостоятельность. - способствовать развитию уверенности в учебной деятельности. - продолжать развивать умение понимать учебную задачу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»

г. Комсомольска-на-Амуре

Разработка учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Школа умелого карандаша»

1 год обучения (5-6 лет)

Тема № 8 «Встреча на лесных тропинках»

Автор-составитель:

Мельниченко Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Кванториум

г. Комсомольск-на-Амуре

 2024

Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки.

Задачи:

Предметные:

- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;

- формировать и совершенствовать пространственные представления через ориентацию на листе бумаги в клетку и ориентацию в пространстве на примере собственного тела;

- учить соблюдать во время работы правила письма, формировать умение работать в общем темпе;

- учить рисовать следующие геометрические узоры: квадрат, треугольник, ломаная линия.

Метапредметные:

- способствовать развитию психических процессов: произвольного внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей;

- развивать графомоторные навыки, плавность, точность.

- совершенствовать скоординированность движений.

Личностные:

- воспитывать старательность, аккуратность, терпение, самостоятельность.

- способствовать развитию уверенности в учебной деятельности.

- продолжать развивать умение понимать учебную задачу.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (3-5 мин.).
  2. Актуализация знаний (7-10 мин.).
  3. Практическая работа (15-20 мин.)
  4. Динамическая пауза (3-5 мин.)
  5. Закрепление материала (10-15 мин.)
  6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Педагог:

-Ребята, я очень рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем мы в кружочек дружно.

Поздороваться на нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Молодцы, поздоровались друг с другом, присаживайтесь за столы.

Педагог: (слайд 2) Посмотрите на экран, кого вы видите?

Учащиеся: - Колобка.

Педагог: А какое настроение у колобка?

Учащиеся: грустное.

Педагог: А знаете, почему? Все лесные жители уже учатся в первом классе лесной школы, а колобка не взяли, потому что у него не хватило умений и знаний для школы. Поможем колобку овладеть теми знаниями, которые ему пригодятся в первом классе?

Учащиеся: Конечно, поможем!

Педагог: А как вы думаете, что должен знать колобок, чтобы его взяли в первый класс?

Учащиеся: Писать, считать, читать и т.д.

Педагог: А делать графические диктанты нужно уметь? А знать где лево, где право?

Учащиеся: Да.

Педагог: А вы, ребята, умеете?

Учащиеся: Да.

Педагог: Тогда давайте и колобка научим. Что нам сначала нужно сделать, чтобы приступить к работе?

Учащиеся: Разогреть руки и пальцы.

Педагог: Молодцы, тогда берем массажные мячи и начинаем:

«Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

и другой рукой начну».

Повтор упражнения, на вторую руку.

Педагог: А теперь сделаем массаж своим пальцам и заодно вспомним, как их зовут:

«Это пальчик мой – большой,

Он с широкою душой.

Это – указательный,

умный и внимательный.

Это пальчик – средний,

Выше чем соседний.

Это – безымянный,

Он немного странный.

И мизинчик маленький,

смелый и удаленький».

Педагог: Молодцы, ребята, разогрели руки и пальцы. Давайте теперь их потренируем с помощью волчков.

(Дети раскручивают волчки разными пальцами, начиная с большого и указательного, заканчивая большим и мизинцем, двумя руками.)

Педагог: Теперь наши руки полностью готовы, к заданиям!

И мы точно готовы помочь колобку стать первоклассником.

А с какими заданиями не справился колобок мы будем с вами отгадывать.

 (слайд 4) И так первая загадка:

Посмотрите на меня —

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Это — лёгкая загадка:

Каждый знает, я — ... (Тетрадь)

.

Педагог: (слайд 5) Правильно, ребята, посмотрите, что у него получилось, разве можно так работать в тетради, что не получилось у колобка?

Учащиеся: Нельзя, строчки кривые, задания перепутаны.

Педагог: Давайте покажем, как нужно правильно работать в тетради. Открываем свои тетради, ищем новое задание и приступаем к работе. Помните, чтобы рисунок был точным, нужно вести свой карандаш от уголка клетки к уголку и быть очень внимательными.

(практическая работа, дети повторяют графические рисунки в тетради)

Педагог: (слайд 6) Молодцы ребята, научили колобка работать в тетради, посмотрите, он даже повеселел. Посмотрим, получилось ли у колобка сделать задание правильно?

Учащиеся: Да, получилось.

 Педагог (слайд 7): Давайте отгадаем вторую загадку и узнаем, что еще не получилось у колобка:

Чтобы здоровье было в порядке,

 Не забывайте вы о ...

Учащиеся: Зарядке.

Педагог: Правильно, ребята. А вы умеете делать зарядку.

Учащиеся: Да, умеем.

Педагог: Тогда давайте покажем и научим колобка!

 (слайд 8) Динамическая пауза

https://dzen.ru/video/watch/60d32e9da25cdf5409804cc8?share_to=link

Обучающиеся повторяют движения, которые видят на экране.

Педагог (слайд 9): Молодцы! Научили колобка делать упражнения, теперь он станет таким же сильным и ловким как вы.

Давайте узнаем, с каким еще заданием не справился колобок.

Следующая загадка:

Линии, штрихи и пятна

Образуют всем понятный

Образ на листе бумаги:

 Люди, корабли и флаги.

 Изображение задумок

Называется..

Учащиеся: Рисунок.

(слайд 10)

Педагог: Правильно, посмотрите как колобок сделал графический диктант, вы понимаете, что он изобразил?

Учащиеся: Нет!

Педагог: Давайте вспомним, какие знания нужны, что бы правильно выполнить задание.

Учащиеся: Внимательно слушать, знать где правая сторона, где левая, уметь считать.

Педагог: Да всё верно, давайте и мы с вами сначала вспомним где право, а где лево. И поможем колобку разобраться, как называются дорожки, которые сворачивают в ту или иную сторону. Поиграем с вами в игру «Тропинки».

 (Игра на пространственное восприятие, учащиеся по заданию педагогая раскладывают дорожки из заданных геометрических фигур (набор «Блоки Дьенеша») на правую и левую сторону стола).

Педагог: А теперь давайте представим, что мы тоже идем по дорожкам, шагая на месте по моей команде поворачиваясь налево и направо.

(Учащиеся встают возле своих мест, шагая на месте, меняют направление по команде педагога. Вперед, налево, направо, назад)

Педагог: Молодцы, все вспомнили где у нас правая сторона, а где левая. Колобок тоже узнал, что бывают дорожки, которые не только прямо идут, а сворачиваю в разные стороны. Можно приступать к работе.

(Дети выполнят, слуховой графический диктант «школа») (Приложение 2)

Педагог: Ребята, молодцы, все справились с заданием, что у нас получилось?

Учащиеся: Дом.

(слайд 11) Педагог: Это не просто дом, а какой именно узнаем, отгадав загадку:

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

Учащиеся: Школа.

Педагог: Да, правильно, но мне кажется, что нашей школе чего-то не хватает, как вы думаете?

Учащиеся: Не хватает окон.

Педагог: Правильно, давайте дорисуем нашей школе окна, чтобы в классах было светло и уютно. А также красиво заштрихуем нашу школу, чтобы мимо нее нельзя было пройти и хотелось туда приходить каждый день.

( Учащиеся дорисовывают окна, штрихуют рисунок).

Педагог: (слайд 12) Молодцы ребята, давайте посмотрим, научился колобок делать графический диктант или нет. И возьмут ли его в школу на этот раз?

Учащиеся: Да, у колобка получилось. Обязательно возьмут в школу!

Педагог: Отлично! Тогда мы можем с вами отдохнуть и поиграть в игру «Найди отличия».

(слайд 13-15) Дидактическая игра «Найди отличия». Цель: развития умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.

Педагог: Ребята, скажите, а чему нам удалось научить колобка сегодня.

Учащиеся: делать задания в тетради, делать зарядку, понимать где право, а где лево, делать графический диктант и т.д.

Педагог: Какими вы замечательными учителями оказались! Вы теперь можете научить играть в наши игры кого угодно (даже родителей). Поиграйте с вашими родителями, запомните вместе здание где вы сейчас занимаетесь и сравните здание в котором вы живёте, а на следующим занятии расскажите сколько вы и ваши «ученики» нашли отличий.

 Педагог (слайд 16): Всем спасибо за занятие, до свидания!

Список использованной литературы

Интернет источники:

  1. Гоманкова Д.В. Организационные моменты в детском саду. – Текст: электронный // Образовательная социальна сеть «nsportal.ru» [сайт] – 2023. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/22/organizatsionnye-momenty-na-zanyatiyah-v-detskom-sadu (дата обращения 21.09.2023г).
  2. Лаврова А. Занимательная деятельность в детском саду. – Текст: электронный// Международный образовательный портал «МААМ.ru» [сайт] – 2023. - URL:

https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения 21.09.2023г.)

  1. Майорова Л.П. Методическая разработка по теме «Графомоторные навык детей 5-7 лет». – Текст: электронный // Образовательная социальна сеть «nsportal.ru» [сайт] – 2023. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/10/master-klass-pesochnaya-terapiya-v-rabote-s-doshkolnikami (дата обращения 22.09.2023)

https://ped-kopilka.ru/kalendar/osen/zagadki-pro-shkolu-dlja-1-klasa-s-otvetami.html

  1. Развивайки, обучайки. Наше ВСЁ! Мульт-зарядка 6. Физ-минутка для детей. Наше всё! https://dzen.ru/video/watch/60d32e9da25cdf5409804cc8?share_to=link

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей 5-6 лет логопедической группы "Осенними лесными тропинками"

Цель: Воспитание чувства гармонии, красоты и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, музыкальных и ритмо-речевых игр. Задачи: 1. Развивать музыкальное восприятие (память, внимание,...

"Путешествие с Кубариком по лесным тропинкам"(план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГТ)

Закрепление пройденного материала проходит в игровой форме, каждое задание мотивировано- это вызывает большой интерес у дошкольников....

План – конспект занятия по физической культуре в средней группе.Тема: Путешествие по лесным тропинкам.

План-конспект увлекательного игрового занятия по физкультуре на тему "Путешествие по лесным тропинкам".  Программное содержание занятия: закреплять умение детей ходить в колонне по одному, ...

Конспект по формированию элементарных математических представлений "По лесным тропинкам"

Закрепить навыки порядкового счёта до 10; умение правильно отвечать на вопросы ”сколько ”; закрепить названия дней недели; закрепить понятия ”перед”, ”после”, ”между”; решение арифметических задач на ...

Конспект ООД "По лесным тропинкам зимнего леса"

Конспект ООД по экологическому воспитанию "По лесным тропинкам зимнего леса" в средней группе....

Конспект НОД "По лесной тропинке"

Занятие по окружающему миру "По лесной тропинке"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «По лесным дорожкам, по лесным тропинкам».

Данный материал предназначен для работы педагогов в средней возрастной группе детского сада по теме "дикие животные"...