Конспект занятия по математике
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Конспект занятия по математике для детей 2-ой младшей группы представляет собой интерактивное занятие, направленное на развитие математических навыков и предматематических представлений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike_zaytseva_irina.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №194

"Детский сад комбинированного вида"

Конспект занятия по математике для детей 2-ой младшей группы.

Автор: Зайцев Ирина Николаевна

г. Кемерово 2022 г.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение:

- сравнивать множества по количеству, устанавливая взаимно однозначное соответствие способом приложения;

- отвечать на вопросы «сколько?», «поскольку?», «чего>?», «чего

- узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат.

Формировать умение уравнивать множества по количеству, добавляя и убирая один предмет.

Упражнять в умение – различать основные цвета.

Сравнивать фигуры по размеру.

Развивающие:

- развивать внимание, речь;

- формировать навыки работы с раздаточным материалом.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать воспитателя;

- работать в коллективе, отвечать на вопросы и слушать ответы сверстников.

Активизация словаря:

Один, много, ни одного, по одному, больше – меньше – поровну, квадрат, круг, большой, маленький, синий, жёлтый, зелёный, красный.

Предварительная работа.

Д/и «Угостим кукол чаем», « Подбери ключик к замочку».

Материал:

Демонстрационный: геометрические фигуры.

Картинки: белки и шишки.

Раздаточный:

У каждого ребёнка по 4 квадрата и 3 круга, большие и маленькие квадраты и круги на ленточках.

Ход:

Ребята посмотрите, кто к нам пришёл (Белочка пушистый хвост).

Выставляем на магнитной доске картинку белочки.

«А ведь она пришла не одна». Посмотрите. Выставляем изображение белок.

- одна белка, одна белка.

Дети проговаривают вместе с воспитателем.

- Сколько белок? (Много).

Белки пошли погулять в лес (выставляем изображение ёлки с шишками)

И увидели на ёлки шишки.

- Одна шишка, одна шишка….

- Сколько шишек (Много)

- По сколько белок и шишек? (Помногу)

Белочки стали собирать шишки (прикрепляем под каждую белку по одной шишке.

- одна белка – одна шишка, одна белка – одна шишка.

- У всех ли белок есть шишки? (Нет)

- Всем ли белкам хватило шишек? (Нет одной белки не хватило шишек)

- Что можно сказать про белок и шишки (Шишек<Белок).

- А как ещё, по-другому можно сказать (Белок>Шишек).

- Что нужно сделать, чтобы белок и шишек стало поровну (убрать одну белку) – убирает.

- Пусть белочка пойдет дальше, в глубь леса и поищет шишки.

- Что теперь можно сказать? (шишек столько, сколько белок).

- А как ещё можно сказать, по-другому: (Белок столько, сколько шишек, белок и шишек поровну).

- Как мы сделали поровну? (Убрали одну белку).

Воспитатель возвращает белку на место.

- А как можно было сделать поровну по-другому? (Добавить одну шишку).

Воспитатель прикрепляет ещё одну шишку.

- Что теперь можно сказать (шишек столько, сколько белок).

- А как про это можно сказать по-другому белок столько, сколько шишек, белок = шишек (поровну).

- Как мы сделали поровну (Добавили одну шишку).

- Молодцы всех белок покормили. Почему же мы смогли всех белок накормить, всем дать поровну (Мы умеем делать поровну).

- А как же мы делали поровну (Убирали, или добавляли один предмет).

Физ минутка.

«Сидит белка на тележке»

2. Работа с раздаточным материалом (геометрические фигуры квадрат и круг)

- Что у вас на тарелочках (круги, квадраты)

- Предлагает взять в правую руку квадрат. Сколько квадратов? (один)

- По сколько у вас квадратов? (по одному).

- Что вы знаете о квадрате? (у квадрата есть стороны и углы)

Возьмите в левую руку круг.

- Сколько в руке кругов? Поскольку у вас кругов (по одному).

Молодцы! Положите круг и квадрат на тарелочку. Сколько у вас в руках фигур (ни одной).

Предлагаем посмотреть на карточки, положить перед собой. Проведите правой ладошкой по нижней полоске слева направо.

Проведите правой ладошкой по нижней полоске слева направо.

Далее проводится работа также, как с демонстрационным материалом.

• Разложите квадрат на верхней полоске.

Даём указание брать правой рукой по одному, раскладывать слева направо. Подходим к каждому ребёнку.

• Разложите на нижней полоске круг, так чтобы под каждым квадратом оказался круг (один квадрат – один круг….).

• Под каждым квадратом есть круг?

Что можно сказать про круг и квадрат (кругов<квадратов).

А как это можно сказать по-другому (квадратов > кругов).

Что нужно сделать, чтобы квадратов и кругов стало поровну.

Как мы сделали поровну? (убрали квадрат).

• А теперь положите его обратно на полоску.

Как можно сделать поровну, по –другому (добавить круг).

3. Воспитатель предлагает детям покататься на машинах. У каждой машины есть свой опознавательный знак. (раздает каждому геометрическую фигуру на ленточке). Просит детей назвать фигуру (большой синий квадрат, маленький жёлтый круг). После работы все машины заезжают в гараж (можно спросить что такое гараж).

В каждом гараже (обручи) лежит фигура, которая обозначает для какой машины этот гараж. По команде «На работу» машины могут ездить где хотят. По команде «Домой» машины должны доехать каждая в свой гараж.

- Как вы узнаете, что это ваш гараж? (в нем лежит такая же фигура, как у меня).

Начали игру……..

Расскажи, почему ты решил, что это твой гараж (такая же фигура как у меня - называет). Можно менять фигуры в обручах.

Итог:

Воспитатель собирает детей

- Ребята, как вы здорово играли. Почему мы смогли поиграть в игру «Гаражи» (знаем геометрические фигуры).

- Что мы ещё сегодня делали?

- Спасибо. Молодцы! Вы меня сегодня очень порадовали.

Предложить детям помочь собрать оборудование.

Конспект занятия по математике для детей средней группы.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение:

- сравнивать предметы (полоски) по длине на глаз и способами приложения и наложения.

- ориентироваться относительно себя;

- различать правую и левую руки.

Упражнять в количественном и порядковом счете до 5.

Развивающие:

- развивать внимание, глазомер, пространственную ориентировку, речь.

Воспитательные:

- воспитывать умение: слушать инструкцию и действовать в соответствии с ней;

- работать в коллективе, отвечать на вопросы и слушать ответы сверстников.

Активизация словаря:

Первый, второй…..

Длинный, короткий, длиннее, короче, справа, слева, позади, впереди.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Три поросенка», использование счёта и пространственных наречий в бытовых ситуациях…

Оборудование:

Наглядный: магнитная доска, 4 одноцветные полоски разной длины, картинка поросёнка.

Раздаточный: по 4разноцветных полосок разной длины.

Ход: Воспитатель загадывает загадку:

- Как вы думаете, герой, какой сказки пришёл к нам в гости? (3 поросенка);

- Что делали поросята в сказке? (строили дома).

Наш поросёнок тоже построил дом и просит помочь ему построить лесенку.

- Из чего состоит лесенка? Воспитатель беспорядочно прикрепляет к доске полоски.

- Это будут ступеньки. Сколько всего ступенек? (считают)

- Чем отличаются ступеньки друг от друга (длиной)

Воспитатель берёт самую короткую ступеньку и прикладывает её в правом верхнем углу доски.

- Возьмем самую короткую ступеньку, она будет первая сверху. Какую ступеньку надо поставить следующей? (Дети помогают сделать правельный выбор).

- Какую по длине ступеньку надо выбирать из оставшихся? (самую короткую).

- Вторую ступеньку прикрепим под первой, подравняв левый край. (Предлагает это сделать ребёнку у доски).

- Сравните по длине вторую ступеньку с первой (Вторая ступенька длиннее первой).

Воспитатель с помощью детей достраивает лесенку, обсуждая каждый шаг и подводя детей к правилу сериации.

- Вот и лесенка готова. Поросёнку она очень нравится, он благодарит вас за помощь и просит объяснить, как мы выбирали ступеньки (Чтобы построить лесенку мы каждый раз выбирали самую короткую ступеньку из оставшихся).

- У поросёнка много друзей. Поросёнок предлагает угадать, кто его друзья и показать, как они двигаются.

Физминутка.

Воспитатель загадывает загадки. Дети двигаются, изображая зверей, птиц, под музыку.

- Молодцы ребята, всех друзей поросёнка угадали. Давайте и им построим лесенки.

Работа с раздаточным материалом:

- Считают полоски, отмечают чем отличаются (цветом, длиной).

Воспитатель обсуждает план действий и правило сериации.

- Как надо строить лесенку? Или с чего вы начнете строить? Дети работают. Воспитатель проводит индивидуальную работу с теми, кто затрудняется. Кто закончил работу быстрее всех, может помочь другу…..

После того как все закончат воспитатель продолжает обсуждение.

- Сколько всего полосок? (5)

- Какого цвета первая?

- Которая по счёту синяя?

- Сравните по длине синюю полоску с красной (синяя длиннее красной)

- Которая полоска самая длинная?

- Почему мы смогли построить лесенку (мы умеем сравнивать длину)

- Далее воспитатель предлагает поиграть в игру «Что изменилось».

- Поднимите правую руку! Назовите, что находится справ от вас.

- Поднимите левую руку! Назовите, что находится слева от вас.

- Что находится впереди вас?

- Что находится позади вас?

Выбирают водящего.

Водящий встает в центр. Воспитатель просит детей встать впереди, позади, и по бокам водящего.

Водящий рассказывает, кто стоит относительно его. Затем просит запомнить и закрыть глаза.

Дети меняются местами. Водящий открывает глаза и рассказывает что изменилось. Затем выбирается другой водящий.

После игры воспитатель спрашивает, как называется игра. Что ещё сегодня делали. Благодарит детей.

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей средней группы «Путешествие с кленовым листочком».

Цель: Закрепление и уточнение знаний у детей по теме «Осень».

Задачи: Познавательное развитие: продолжат знакомить с понятием «последовательность». Пополнить знания о рябине.

Речевое развитие: Активизировать и обогащать речь детей: рябиновый, сочные, гроздь рябины, кудрявая, краснощечка.

Упражнять в произношении звука [Ш].

Развивать связную речь.

Художественно – эстетическое развитие:

Закреплять умение отображать в продуктивной деятельности свое отношение к миру природы.

Социально – коммуникативное: развивать умение не перебивать друг друга.

Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Предварительная работа:

Заучивание стихов об осени, проведение осеннего праздника, рассматривание деревьев, беседы об осени.

Оборудование:

Демонстрационный:

Изображение кленового листочка, паучка, двукрылого семечка, осенних деревьев и листьев для показа театра на магнитной доске.

Раздаточный:

Гербарий листьев рябины, гроздья рябины по количеству детей, незаконченная картина с изображением рябины, салфетки красного цвета, разрезанные на маленькие квадратики, клей – карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку: «Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? Верно. Осенью мы проводили осенний праздник и вы учили много стихотворений. Давайте сейчас вспомним некоторые. (Дети читают стихи).

«Осень в пёстром сарафане»

Как красиво осень В пёстром

сарафане! В чистом небе –

просинь Клен горит, как

пламя. Над водой березка

Золотою свечкой И плывут

листочки Вниз по тихой речке.

«Осень художница» Повязала

Осень пестрый фартук И ведерки с

Красками взяла Ранним утром,

Проходя по парку Листья

Позолотой обвела.

- Молодцы ребята! Скажите, вы любите путешествовать? Тогда давайте отправимся в путешествие с Кленовым листком по осеннему лесу! (Дети сидят на стульчиках, а я рассказывая сказку сопровождаю показом театра на доске.

- Жил - был Кленовый листок. У него было много братьев – листьев, которые росли на клене. Они шумели, качались, слушали пение птиц, разговаривали с другими деревьями, что росли рядом. Представьте, как разговаривали листья друг с другом (Ш – ш - ш – шшшш……). Однажды Кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они золотом! Тут налетел ветерок, и с деревьев посыпались, желтые, красные, оранжевые листья. Они плавно летели, медленно кружились. Поблескивали на солнце золотыми боками и шелестели чуть слышно: ш – ш – ш…. «Как красиво вы кружитесь», -сказал Кленовый листик. – «Лети с нами. Это так удивительно» - «Лечу», - крикнул им Кленовый листик и оторвался от ветки. Его подхватил налетевший ветер и закружил. А рядом с ним кружились и летели березовые, осиновые, дубовые листики. (Звучат музыка, предлагаю детям выполнить этюд «Танец листьев»: дети бегают на носочках в разных направлениях, кружится. По окончании музыки приседают). Тут ветер стих, и Кленовый листик стал плавно опускаться, но вдруг за что-то зацепился. «Не дергай так, ты порвешь мои сети! – услышал он сердитый голосок. Перед листом появился Паучок. – Ты же не муха!» Кленовый листик вежливо извинился и попросил Паучка отцепить его. Он ведь не хотел цепляться, он просто летел.

Паучок перестал сердиться и задумался вслух: «Летел…. Конечно, не сидеть же на одном месте. И потом, осенью – все летают». Листик спросил Паучка: «Значит, мне захотелось лететь, потому что осень?» - «Да, - ответил Паучок, - летом ты был нужен дереву. Ты ловил для него солнечные лучи. А сейчас дерево собирается спать, и оно отпустило тебя».

Тут Паучок распутал паутинку. Ветер надул ее. Словно парус, и Паучок полетел: «Прощай….»

Тот же ветер подхватил Кленовый листик и отпустил его на дерево. «Что это за дерево, я его не знаю», - подумал Кленовый листик.

- А вы ребята, узнали это дерево? Где вы встречали рябину? ( На участке, в городе, в лесу)

- Значит, вы можете помочь Кленовому листику и рассказать о рябине!

Как называются листья рябины? (Рябиновые).

Ребята, а рябина приготовила вам подарки! (Раздаю гербарии листьев рябины). Давайте рассмотрим их и расскажем Кленовому листику, какие они. (Дети рассматривают и говорят, что листья большие, состоят из нескольких листиков, которые расположены друг против друга. Края листьев резные).

- Молодцы, хорошо описали рябиновый лист, но кленовый листик не знает ничего и о самой рябине, ведь он ее раньше не видел. Какое это дерево? (Высокое дерево, ствол коричневого цвета, гладкий. На рябине много листьев и ягод).

- Да, рябина стройное и изящное дерево. Ее называют «кудрявой», потому что на ней много необычных листьев. Про рябину поют много песен (напеть «Ой, рябина кудрявая….)

- а ещё про рябину загадывают загадки. Вот послушайте:

«Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы»

- О каких красных кораллах идет речь? (О ягодах). Ягоды рябины еще сравнивают с бусами. Вот послушайте:

«….Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый – осине, Бусы

Красные – рябине……………»

- Дети, а рябина приготовила еще вам подарки! (Показать гроздь рябины). Что это? Это гроздья рябины (Раздать детям заранее приготовленные детям грозди рябины на подносах).

- Давайте, расскажем еще кленовому листику и о ягодах рябины. Какие они? (Круглые, маленькие, красные, мягкие на ощупь, раздавить – сочные)

«Летом красную ягодку

Мне дала рябина.

Думала, что сладкая. А

Она, как хина. Толи эта

Ягодка Просто недозрела,

Толь рябина хитрая

Пошутить хотела!»

- давайте попробуем на вкус, какая сейчас стала ягода? (Горьковато-кислые). Такими ягоды становятся после морозов. Они подмороженные, поэтому вкус ягод изменился.

- А как вы думаете, для чего нужны ягоды рябины? (Они служат кормом для птиц). Правильно, в ягодах рябины очень много витаминов, птицы их очень любят и зимой ими спасаются от голода. Люди тоже собирают ягоды рябины после первых морозов, варят из них варенье. Делают разные лечебные настои. Из-за того, что на рябине так много ягод ее в народе еще называют «краснощечкой». Давайте, ребята, угостим наших гостей этими ягодами! (Дети угощают гостей и садятся на места)

- Ой, ребята, Кленовый листик вас так слушал, заворожено, но не успел сказать вам спасибо. Опять подул ветерок, и Кленовый листик полетел вместе с рябиновыми листочками на землю. На земле лежало двукрылое Семечко. Точно такое же, как висели на его родной ветке. «Ой, как хорошо, - сказало Семечко – ты укроешь меня от холода, а весной я пущу росток, чтобы вырос новый клен». «Так вот зачем листья осенью летают и падают на землю», сказал Кленовый листик и заснул.

- Так закончилось путешествие Клинового листика. Ребята, с кем встречался Кленовый листик ? (С Паучком, с Рябиной, с Семечком).

- Почему листья осенью облетают? – Почему семечко обрадовалось, когда его накрыл Кленовый листик? – Как называют рябину в народе?

- Ребята, мы, когда гуляли с вами на улице, мне рябина шепнула, что очень хочет, чтобы ее портрет украшал нашу группу. Я его начала делать, только не успела (Показываю картину рябины без ягод). Чего здесь не хватает? Из чего можно сделать ягоды рябины? (Из пластилина, из салфеток. Предлагаю сделать ягоды из салфеток. Дети подходят к заранее подготовленным столом, салятся и скатывают салфетки в комочки. Затем их наклеивают на незавершенную картину. По ходу работы напоминаю, как надо скатывать салфетки. Когда картина будет готова полюбоваться ею и поблагодарить детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....