Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство формирования математических способностей дошкольников»
учебно-методический материал по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Игры с элементами ТРИЗ – технологии по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_triz_.docx35.12 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_pedsovetu_.ppt534.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»

Выступление на педагогическом совете

«Развитие дошкольников посредством ТРИЗ – технологий»

Тема доклада:  

«ТРИЗ как средство формирования математических способностей дошкольников»

                                                                                   Подготовила: Федорова И.В.

                                                                                                                                 

г. Оренбург

 «ТРИЗ как средство формирования математических способностей дошкольников»

     Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

     Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

    Игры с элементами ТРИЗ – технологии по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности.

   Широко используются следующие игры:

  1. Игры на определение линии развития объекта

«Чем был – чем стал»  (с 4-х летнего возраста)

В: Было числом 4, а стало числом 5.

Д: 4+1=5

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

В: Было число 5, а стало3.

В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Д: 5-2=3

           - На ознакомление с понятиями «много-мало»

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей а огороде…

           - При уточнении понятия относительности размера

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.  

  1. Игры на выявление над – системных связей

«Где живет?» (с 3-х лет)

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.

В: Где живет цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года,

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

           «Теремок»  (с 4-х лет) .

Правила игры:

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет? ".

(При закреплении геометрических фигур).

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.

Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

  1. Игры на развитие умений выявлять дополнительные  ресурсы объекта

«Аукцион» (5-7 лет)

Правила игры: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение. 

Ход игры: 

В: Для чего нужна линейка?

Д: Для того, чтобы измерять чего-то.

В: А как еще можно использовать линейку?

Д: Вместо указки, перемещать ею что -то, спину почесать. В цель метать.

В: А как? 

Д: На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать. 

 «На что похоже?  (с 3-летнего возраста)

Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (если двое игроков – называют по очереди. Выигрывает тот, кто назвал последний).

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. (например, На что похож абажур? На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.)

     Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются развивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счетными палочками, кубиками и квадратами Никитина, различные головоломки.

    Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

     Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям.

     Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.

     Логические блоки Дьенеша  (ЛБД) — абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.

   ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например, создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие, цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение).

- Игра с двумя обручами

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать

-внутри синего обруча,

-внутри красного обруча,

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

- внутри синего, но вне красного,

- внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

   Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.

После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего?

- Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Итак, играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.

 Игра «Сложи узор» - разноцветные кубики Никитина

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

   Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

    Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В игре "Сложи узор" хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Игра «Сложи квадрат»

    Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. В процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры.

   Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.       Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

     Игры – головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

    В современной педагогике известны такие игры – головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.

    Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей.

      Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе, полезны младшим школьникам.

     Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.

     Все игры результативны, получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

    Используя в работе  игры с элементами ТРИЗ – технологии по формированию математических представлений, можно развить у дошкольников следующие умение и навыки:

Дошкольник способен быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

"Что умеет делать (знак, цифра, линия, фигура), где встречаем?" Правило игры: Воспитатель называет объект или показывает картинку. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры: В: Что может цифра "5"? Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой. В: Что может круг? Д: Находиться в другом объекте, например: круглый торт. В: Что может знак "+"? Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

Слайд 3

" Чем был - чем стал" Ход игры: В: Было числом 4, а стало числом 5. В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5? Д: 4+1=5 В: Было число 5, а стало3. В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3? Д: 5-2=3 "Раньше-позже" (много-мало, большой – маленький и т.д.) При закреплении понятий "сегодня","завтра","вчера"… В: Какой сегодня день недели? Д: Среда В: А какой день недели был вчера? Д: Вторник В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

Слайд 4

"Где спрятались геометрические фигуры?" Правила игры: Ведущий называет геометрические фигуры. Ход игры: В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок), в каблуке. В: Где живет цифра 3? Д: В днях недели, в месяцах года, В: Где живет цифра 5? Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки.

Слайд 5

"Хорошо-плохо» Цель: формировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. В: Сегодня пятница - хорошо. Почему? Д: Потому, что завтра выходной. В: Сегодня пятница - плохо. Почему? Д: Конец еще одной недели. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

Слайд 6

"Раз, два, три… ко мне беги!" Правила игры: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы. Ход игры: При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы. "Раз, два, три, все, у кого есть три угла ко мне беги" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения треугольной формы…) Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы. Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

Слайд 7

"Теремок" Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?" Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только фигурам или цифрам. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

Слайд 8

«Назови часть предмета» Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет): -ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта: - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

Слайд 9

Игра «Да-нет» с использованием цифр Цель: обучение мыслительному действию, работать с недостатком данных, порядковому счету, операциям последовательного счета в рамках единиц и десятков, сравнивать количественные показатели; знакомство с понятиями «больше», «меньше», «до», «после», «между», «перед», «предыдущая», «последующая». Ход: На доске чертим горизонтальную ось с цифрами. Ведущий говорит: Я задумала число до 10, а вы должны отгадать его. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Но детей сначала надо научить задавать вопросы. Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5? Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают: - Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине?

Слайд 10

Игра «Да-нет» с использованием цифр Оборудование: Бумажная лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска. Игровое действие: Играющие отгадывают цифру, задавая вопросы, отвечать на вопросы следует только словами: да, нет. Вопросы: Эта цифра больше 5? Эта цифра меньше 5? Эта цифра меньше 3? Она стоит перед цифрой 2? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 11

Игра «Да-нет» на плоскости Горизонтальная плоскость Оборудование: Стол, геометрические фигуры, формы, предметы, игрушки. Игровое действие: Загадывается объект, который необходимо найти. Вопросы: - Эта фигура находится в левом нижнем углу стола? - Эта фигура находится в правой верхней части стола? и т. д. Вертикальная плоскость Оборудование: Доска, картинки любой классификационной группы расположены в любом порядке. Игровое действие: Загадывается объект, который необходимо найти. Вопросы: - Эта картинка находится в левой части доски? - Эта картинка находится в нижней правой части доски? и т. д.

Слайд 12

Игра «да – нет» на плоскости (пространственная) Цель: обучение мыслительному действию. Ход: Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10,20) игрушек. Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине). Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (слева) от середины? Затем дети делят лист по горизонтали: - Это ближе 9дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине?) В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

Слайд 13

Игра «Робот» Цель игры: Развивать умение ориентироваться в пространстве, определять пространственное отношение между собой и окружающими объектами. Игровая задача: Перемещения участников игры по групповой комнате. Например: пройти в дальнюю часть групповой комнаты и сесть на стул. Игровое действие: Дети «управляют роботом» с помощью команд типа: «Сделай пять шагов влево от себя!», «Повернись кругом!», Повернись направо и сделай шаг назад!, и т. д. Условия игры: Играющие должны дать как можно меньше команд «Роботу» для выполнения поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений....

«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС»

Раскрыла особенности технологии ТРИЗ, как средства формирования математических особенностей дошкольников.  Привела примеры  игр по математике, на основе этих игр любой педагог сможет придума...

«ТРИЗ как средство формирования математических способностей в дошкольном возрасте»

laquo;Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г.С. Альтшуллер). Це...

Консультация для воспитателей Тема: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей дошкольников»

ТРИЗ для детей дошкольного возраста- это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление....

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...

«ТРИЗ как средство формирования математических способностей в дошкольном возрасте».

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр - обучалок для детей. Дело в том, что детская память изб...