Консультация для воспитателей Тема: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей дошкольников»
консультация

Зайтуна Рашитовна Ласынова

ТРИЗ для детей дошкольного возраста- это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей дошкольников»

Использование технологий ТРИЗ в непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

 ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - Это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников.

Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) заложил автор - отечественный изобретатель инженер и писатель 50 лет назад Генрих Саулович  Альтшуллер. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

При использовании технологии ТРИЗ применяют такие методы и приемы как

- Мозговой штурм

- Прием  фантазирования (Эвроритм)

- Творческие задания

- Игра «Да- Нет»

-  Системный оператор

-  Моделирование  маленькими человечками

Цель ТРИЗ не просто развить фантазию детей, а  научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

Цели ТРИЗ:

- развить фантазию детей

- учить их мыслить системно

-  воспитывать у детей качества творческой личности,

 способной понимать единство и противоречие окружающего мира

 - решать свои маленькие проблемы, применяя:

 - изобретательскую смекалку

 - творческое воображение

- диалектическое мышление.

Методы ТРИЗ учат детей:

- Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка

- Формулировать свой ответ

- Оперировать математической терминологией

- Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

- Справедливо оценивать результаты своей работы и работы сверстников

Основные ошибки, встречающиеся на занятиях это:

- Многословие, неточность в постановке вопросов

- Однообразие наглядного материала

- Неверное расположение материала

- Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям

Примерный перечень игр по технологии ТРИЗ.

1.Игры на определение линии развития объекта

- «Чем был - чем стал»

- «Много - мало»,

- «Маленький – большой»

2. Игры на выявление над-системных связей.

 - «Где живет?»

 - « Теремок»

3. Игры на умение выявлять ресурсы объекта

 - « Аукцион»

 - «На что похоже?»

Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются развивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счетными палочками, кубиками и квадратами Никитина, различными головоломками.

На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений можно использовать задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

- На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?

- На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?

- На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)

- На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?

Также можно использовать прием дорисовывания. Дети должны дорисовать элемент фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?

- Еще можно предложить детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

- Нарисовать из геометрических фигур девочку, зайца, робота и др.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

           Используя в своей работе по формированию математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: дошкольник, овладев умениями: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.  

           

ТРИЗ-игры в возрастных группах:

Младший дошкольный возраст игры:   «Много – мало»,  «Фигуры» ,  «Где живёт»    «Волшебная верёвочка» и др.

Цель: Формировать понимание относительности количества.   Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве.   Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление.   Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки, развивать внимание, память, мышление.

Средний дошкольный возраст игры:  «Что умеет делать»,   «Чем был - чем стал»,   «Раньше позже», «Волшебный светофор», «Теремок» и др.

 Цель:  Учить называть действия предметов, развивать умение, развивать арифметические действия, логическое мышление.   Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда.   Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем.   Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, речь.   Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.

Старший дошкольный возраст игры:«Что умеет делать», «Чем был - чем стал», «Раньше-позже», «Волшебный светофор», «Теремок» и др.

 Цель: Обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, логическое мышление.   Учить детей определять линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь.   Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь, память.   Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения. Отмечать похожесть и различия объектов.   Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.

«Теремок» (при закреплении геометрических фигур). 

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.

 Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.

 В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

 В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове. Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие. Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество, фантазию и логическое мышление.

Игра «Да-Нет»

Позволяет решать задачи с постепенным сужением круга поиска.

(Используем в начале НОД, когда детям предстоит отгадать, чем сегодня будем заниматься, отгадать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет».

Это фигура?     Нет

Это число?     Да

Это число нечетное?    Нет

Это число четное?   Да

Это число меньше 6?   Да

Это число больше 2?   Да

Это число 4?   Да

Игра «Фигуры» - При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм. Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

Игра «Где живёт» - В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок), в каблуке.

В: Где живет цифра 3? Д: В днях недели, в месяцах года, В: Где живет цифра 5? Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

В заключении хочу сказать, что сущность технологии ТРИЗ заключается в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология, позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Для этого необходимо организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» Подготовила: воспитатель Ласынова З.Р..

Слайд 2

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером . Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности . Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Слайд 3

Десять страниц понятной математики лучше ста страниц, заученных на память, но не понятных. В.А.Сухомлинский \ Методы и приемы ТРИЗ - Мозговой штурм - Прием фантазирования ( Эвроритм ) - Творческие задания - « Да- Нет » - Системный оператор - Моделирование маленькими человечками

Слайд 4

Цели ТРИЗ I развить фантазию детей I учить их мыслить системно I воспитывать у детей качества творческой личности I способной понимать единство и противоречие окружающего мира I решать свои маленькие проблемы - изобретательскую смекалку - творческое воображение - диалектическое мышление

Слайд 5

Методы ТРИЗ учат детей: Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка Формулировать свой ответ Оперировать математической терминологией Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль Справедливо оценивать результаты своей работы и работы сверстников

Слайд 6

Основные ошибки, встречающиеся на занятиях : Многословие, неточность в постановке вопросов Однообразие наглядного материала Неверное расположение материала Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям

Слайд 7

Примерный перечень игр по технологии ТРИЗ. 1.Игры на определение линии развития объекта «Чем был - чем стал» «Много - мало», «Маленький – большой» 2 . Игры на выявление над-системных связей. « Где живет?« « Теремок » 3. Игры на умение выявлять ресурсы объекта « Аукцион» «На что похоже?» Кубики Никитина игра «Сложи узор» Квадраты Никитина и гра «Сложи квадрат » Блоки Дьенеша Палочки Кюизенера

Слайд 9

Заключение Сущность технологии ТРИЗ в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология, позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Для этого необходимо организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений....

«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС»

Раскрыла особенности технологии ТРИЗ, как средства формирования математических особенностей дошкольников.  Привела примеры  игр по математике, на основе этих игр любой педагог сможет придума...

«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС»

В образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством технологии ТРИЗ я использую:математические игры на классификацию,игры и тренинги на выявление ресур...

МАСТЕР - КЛАСС «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО.

МАСТЕР -  КЛАСС«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО....

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО.

МАСТЕР – КЛАСС  на тему: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО....

«ТРИЗ в ЧОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС»

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще...

Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство формирования математических способностей дошкольников»

Игры с элементами ТРИЗ – технологии по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности....