"Линейный календарь"
консультация по математике (средняя группа)

tt.bb.86@bk.ru

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования.

Методика «линейный календарь», как средство формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

 

 

Одной из важных задач образовательной области ФГОС ДО «Познавательное развитие» является формирование у детей первичных представлений о времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_borisova.docx837.19 КБ
Файл statya_borisova.docx837.19 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Борисова

БПК ФГБОУ ВО «БРГУ», г. Братск

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования.

Методика «линейный календарь», как средство формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Одной из важных задач образовательной области ФГОС ДО «Познавательное развитие» является формирование у детей первичных представлений о времени.

Представления о времени, умение ориентироваться во времени имеют, с одной стороны, практическое значение для детей дошкольного возраста: ориентируясь на промежуток времени, ребенок сможет планировать свою деятельность непосредственно по его продолжительности, изменять ритм и темп своей деятельности. Это будет способствовать в будущем аккуратности, организованности, сосредоточенности, успешному обучению и организации труда ребенка.

С другой стороны, первичные представления о времени имеют большое значение для формирования у ребенка целостной картины мира. Вступая в определенные социально - психологические отношения со временем, дошкольник осваивает деятельность. Проникновение в смысл окружающей действительности является основой для формирования целостной картины мира.

В своей работе, я хотела бы обратить внимание на том, как у детей дошкольного возраста формировать представления о времени, а именно: дни недели, месяца, год, через технологию «линейный календарь», представленной в программе «ПРОдетей».

Методика «линейный календарь» предназначена для формирования у детей начальных представлений о времени, навыков счета, математических и логических представлений.

С помощью данной методики детей знакомят с представлением о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т. п.), что, в свою очередь, готовит их к освоению понятия числовой оси.

Для формирования у детей представления о времени в начальной школе обычно обращаются к моделям часов и матричного календаря. Однако в детском саду использование данных моделей, особенно матричного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов:

  1. У дошкольников еще не сформировано понятие времени;
  2. Сам формат календаря сложен для детей, еще не умеющих читать, так как предполагает знание правил чтения (в частности, правила перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается).
  3. Матричный календарь — слишком условная, слишком «взрослая» форма отсчета времени для маленького ребенка.

Из выше перечисленного, можно сделать вывод, что использование формы матричного календаря в работе с детьми дошкольного возраста, вызывают трудности у детей в формировании представлений о времени.

Методика «линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.

Линейный календарь легко сделать самим из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.

рис.1. Образец линейного календаря

Полоски для календаря на каждый месяц учебного года можно сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов.

рис.2. Линейный календарь на каждое время года

Размер картинок, цифр, кругов должен быть таким, чтобы во время групповых занятий они были хорошо видны детям. В то же время, они не должны быть не слишком большими, т.к. в течение года они будут вывешиваться на стены, образуя непрерывную «временную ось».

Место в образовательном процессе в течение дня

Работа с календарем в нашей группе проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной педагогом.

рис.4. Утренний сбор

Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям, в нашем случаи - спальня.

Развешивание месячных линейных календарей в групповом помещении, даёт детям целостное представление о том, что такое год.

рис.3. Размещение календаря в пространстве группы

Методика проведения

Дети вместе с педагогом хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, педагог показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе повторяют число и месяц, день недели.

Во время хорового счета мы вместе с детьми повторяем количественные числительные (один, два, три…), однако называя дату, используем порядковые числительные (например: второе февраля).

На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали хором – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.

После освоения методики, можно проводить работу с календарем в индивидуальном порядке.

В зависимости от возраста детей, можно предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов.

Примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:

- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку).

- Какой день был вчера?

- Какой день будет завтра?

- Какое сегодня число (показывает)?

- А какое будет завтра (показывает)?

-А какое было вчера (показывает)?

- Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)?

- Через сколько дней День рождения Миры (показывает на картинку и ведет счет)?

Дети старшего возраста могут изготовить такой календарь самостоятельно.

Таким образом, применение методики «линейный календарь» в работе с детьми дошкольного возраста дает следующие положительные результаты:

  • Ориентация в таких представлениях, как названия, количество и порядок времен года, и месяца;
  • Классификация месяцев по сезонам;
  • Название и порядок дней недели;
  • Определение соседей числа, их последовательность, учит сравнивать;
  • Успешное решение математических и логических задач;
  • Проявление самостоятельности и инициативности изготовления и заполнения календаря.

Такой календарь, в формате временнóй оси эффективно поможет детям освоить временные понятия, поскольку в доступной, наглядной форме иллюстрирует течение времени, его направление из прошлого, через настоящее — в будущее.

Литература:

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета. – Федеральный выпуск № 6241 (265) – – URL: (дата обращения ).

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.

#1041;елошистая А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения [Электронный ресурс]: монография / А.В. Белошистая. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 234 с. — Режим доступа: .



Предварительный просмотр:

Т.В. Борисова

БПК ФГБОУ ВО «БРГУ», г. Братск

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования.

Методика «линейный календарь», как средство формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Одной из важных задач образовательной области ФГОС ДО «Познавательное развитие» является формирование у детей первичных представлений о времени.

Представления о времени, умение ориентироваться во времени имеют, с одной стороны, практическое значение для детей дошкольного возраста: ориентируясь на промежуток времени, ребенок сможет планировать свою деятельность непосредственно по его продолжительности, изменять ритм и темп своей деятельности. Это будет способствовать в будущем аккуратности, организованности, сосредоточенности, успешному обучению и организации труда ребенка.

С другой стороны, первичные представления о времени имеют большое значение для формирования у ребенка целостной картины мира. Вступая в определенные социально - психологические отношения со временем, дошкольник осваивает деятельность. Проникновение в смысл окружающей действительности является основой для формирования целостной картины мира.

В своей работе, я хотела бы обратить внимание на том, как у детей дошкольного возраста формировать представления о времени, а именно: дни недели, месяца, год, через технологию «линейный календарь», представленной в программе «ПРОдетей».

Методика «линейный календарь» предназначена для формирования у детей начальных представлений о времени, навыков счета, математических и логических представлений.

С помощью данной методики детей знакомят с представлением о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т. п.), что, в свою очередь, готовит их к освоению понятия числовой оси.

Для формирования у детей представления о времени в начальной школе обычно обращаются к моделям часов и матричного календаря. Однако в детском саду использование данных моделей, особенно матричного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов:

  1. У дошкольников еще не сформировано понятие времени;
  2. Сам формат календаря сложен для детей, еще не умеющих читать, так как предполагает знание правил чтения (в частности, правила перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается).
  3. Матричный календарь — слишком условная, слишком «взрослая» форма отсчета времени для маленького ребенка.

Из выше перечисленного, можно сделать вывод, что использование формы матричного календаря в работе с детьми дошкольного возраста, вызывают трудности у детей в формировании представлений о времени.

Методика «линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.

Линейный календарь легко сделать самим из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.

рис.1. Образец линейного календаря

Полоски для календаря на каждый месяц учебного года можно сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов.

рис.2. Линейный календарь на каждое время года

Размер картинок, цифр, кругов должен быть таким, чтобы во время групповых занятий они были хорошо видны детям. В то же время, они не должны быть не слишком большими, т.к. в течение года они будут вывешиваться на стены, образуя непрерывную «временную ось».

Место в образовательном процессе в течение дня

Работа с календарем в нашей группе проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной педагогом.

рис.4. Утренний сбор

Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям, в нашем случаи - спальня.

Развешивание месячных линейных календарей в групповом помещении, даёт детям целостное представление о том, что такое год.

рис.3. Размещение календаря в пространстве группы

Методика проведения

Дети вместе с педагогом хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, педагог показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе повторяют число и месяц, день недели.

Во время хорового счета мы вместе с детьми повторяем количественные числительные (один, два, три…), однако называя дату, используем порядковые числительные (например: второе февраля).

На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали хором – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.

После освоения методики, можно проводить работу с календарем в индивидуальном порядке.

В зависимости от возраста детей, можно предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов.

Примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:

- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку).

- Какой день был вчера?

- Какой день будет завтра?

- Какое сегодня число (показывает)?

- А какое будет завтра (показывает)?

-А какое было вчера (показывает)?

- Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)?

- Через сколько дней День рождения Миры (показывает на картинку и ведет счет)?

Дети старшего возраста могут изготовить такой календарь самостоятельно.

Таким образом, применение методики «линейный календарь» в работе с детьми дошкольного возраста дает следующие положительные результаты:

  • Ориентация в таких представлениях, как названия, количество и порядок времен года, и месяца;
  • Классификация месяцев по сезонам;
  • Название и порядок дней недели;
  • Определение соседей числа, их последовательность, учит сравнивать;
  • Успешное решение математических и логических задач;
  • Проявление самостоятельности и инициативности изготовления и заполнения календаря.

Такой календарь, в формате временнóй оси эффективно поможет детям освоить временные понятия, поскольку в доступной, наглядной форме иллюстрирует течение времени, его направление из прошлого, через настоящее — в будущее.

Литература:

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета. – Федеральный выпуск № 6241 (265) – – URL: (дата обращения ).

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.

#1041;елошистая А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения [Электронный ресурс]: монография / А.В. Белошистая. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 234 с. — Режим доступа: .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Линейный календарь"

Мастер класс для педагогов "Линейный календарь" по программе "ПРО детей"...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ (доклад.)

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ...

Мастер - класс для педагогов на тему "Линейный календарь"

Данная технология поможет воспитателям в работе, ведь она развивает фантазию детей, творчество, умение работать в группе, расширяет взаимоджействие с родителями....

Консультация для педагогов по составлению Линейного календаря

Линейный календарь предназначен для формирования временных представлений у дошкольников....

Линейный календарь

Создание линейного календаря в подготовительной группе, из опыта работы...

Педагогическая технология "Линейный календарь"

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, ...