ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ (доклад.)
материал (подготовительная группа)

Бурван Лилия Анатольевна

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29

«Сибирячок»

 

   «Линейный календарь, как способ развития у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений».

 

 

                                                                       Воспитатель:      

МБДОУ д\с №29

                                                                                         Бурван Л.А.

2019 г.

Слайд №2

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений средствами линейного календаря.


Задачи:

  1. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.

  1. Научить детей правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.

  1. Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года.

  1. Формировать умение делать выбор и планировать собственную деятельность.

  1. Развивать социально-коммуникативные навыки, желания обсуждать важные события и делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

Текст доклада

Человек не знает сколько времени ему дано,

Но вправе распоряжаться им по своему усмотрению.  

Ежедневно он наполняет свою жизнь счастливыми моментами: творчеством, путешествиями, не боится помогать другим.

                            И все это Время!    

 Время - это одна из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Время - это очень сложный объект познания.

 Категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление о нём возникает в процессе жизни на основе его Категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление о нём возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребёнком идёт медленно и трудно.

К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени:

Слайд №3

  1. Текучесть - ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своём последовательном течении, фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.
  2. Необратимость - нельзя вернуть тот момент, который произошёл. Прошлое и будущее нельзя поменять местами.
  3. Недоступность - его «не видно», «не слышно». Оно не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.
  4. Со временем - нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.
  5. Условность - обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро, день, вечер, ночь).

Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определённое числовое выражение. Отправной точкой, от которой ведётся отчёт времени, является настоящее, которое разделяет время на прошлое и будущее.

Для формирования у детей представлений о времени обычно обращаются к моделям часов и матричного календаря. Однако в нашей группе использование данных моделей, особенно матричного календаря,   не принесло ожидаемых результатов. Данный  календарь слишком сложен для тех детей, которые не умеют читать и не знакомы с правилами перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается. Матричный календарь – слишком условная, «взрослая» форма отчета времени для маленького ребенка и как правило не помогает им ориентироваться во времени.

Представление детей овремени суток – это еще более сложный навык чем восприятие детьми более длительных промежутков времени- дней, недель, месяцев.

Слайд №4

Авторы программы «ПРОдетей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками Линейный календарь, который поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.

Изучив данный раздел программы и взяв его за основу, мы разработали свою технологию по внесению в жизнь детей линейного календаря с учетом добавления некоторых моментов. А именно добавили строку, где дети отмечают погоду, температуру воздуха, количество   детей. Отмечают кого, из присутствующих, больше, мальчиков или девочек, используя арифметические знаки.

Слайд №5

Ведение календаря мы начали с  начала учебного года.

Календарь мы поместили в доступном для детей месте, что бы он был хорошо виден всем детям в группе и удобен для использования. Все события в нем дети отмечают   сами:

- отмечают прошедший  

- планируют что будет завтра  

- рассказывают что было вчера  

- зарисовывают значимое событие  

  После того как месяц заканчивается,мы помещаем календарь на стену так, что бы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.

Слайд №6

Как мы с ребятами делаем календарь?

Делим лист бумаги на клеточки.

Слайд №7

В верхней части размещаем картинки (логотип группы) и указываем день недели, с учетом рабочих и выходных дней.

Слайд 8

 На следующей строке напечатаны числа.

Слайд 9

 В следующей строке дети зарисовывают значимые события произошедшие за день.

Слайд 10

В нижней части отмечаем погоду и температуру воздуха.

 

Слайд 11

 Работа с линейным календарем поможет детям:

 

- Освоить  элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.

- Правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.

- Освоить понятия числовой оси.

-Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года, пониманию и правильному употреблению слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее.

  - Способствовать развитию  навыков счета, математических и логических представлений,   представлений об окружающем мире.

- Формировать умения планировать свою деятельность и развивать социально-коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Линейный календарь"

Мастер класс для педагогов "Линейный календарь" по программе "ПРО детей"...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ...

Педагогическая технология "Линейный календарь"

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, ...

Педагогическая Технология "Линейный календарь"

Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических...

Проект по инновационной технологии "Линейный календарь"

Проект по инновационной технологии "Линейный календарь" - изменение традиционной формы календаря для более удобного и эффективного ведения времени и планирования задач, формирование у детейс...

Технологии программы "ПРОдетей" - Линейный календарь

quot;Линейный календарь" - одна из технологий парциальной программы "ПРОдетей".С помощью данной технологии можно изучать темы: время года, день недели, числа, вчера/сегодня/завтра и т....