Линейный календарь
методическая разработка (подготовительная группа)

Потягайло Ирина Владимировна

Создание линейного календаря в подготовительной группе, из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Линейный календарь498.68 КБ

Предварительный просмотр:

Линейный календарь
Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.
Немного теории
 
Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий. Вначале дети имеют весьма расплывчатое представление о времени (например «два дня» и «два месяца» представляются одинаково длинными отрезками времени, понятия «завтра» и «вчера» не существуют в какой-то заданной системе координат и поэтому довольно часто употребляются детьми через запятую, как тождественные друг другу и т.п.). На следующем этапе дети начинают использовать значительные события в своей жизни как для определения длительности времени, так и для определения его направленности (например «это было после моего дня рождения»). Наконец, дети начинают правильно использовать термины, обозначающие единицы времени (день, неделя, месяц) и временные отрезки для разного направления времени: понимать, что такое вчера (день назад), сегодня, завтра. Если слегка задуматься, то даже из приведенных примеров становится очевидным, что понятие времени – это очень сложное логическое, совершенно отвлеченное от реальной практики теоретическое образование, и ребенку приходится осваивать очень много разных его аспектов, связывать их между собой в единое целое. Тем не менее, осваивать это понятие совершенно необходимо для детей, живущих в нашей культуре, где на нем очень многое завязано – в каком-то смысле, вся наша жизнь основана на нашем общем представлении о времени.
Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.
Мы с ребятами сначала выбрали цвет листов для линейного календаря, желтый- по ассоциации связанный с осенью.

                                           

Выходные дни мы с детьми обозначили картинками домиков, а дни посещения детского сада картинками осенних листьев. Картинки будних и выходных дней мы поместили в верхней части каждой клеточки календаря.

                             

Ребята сами написали цифры и дни недели под цифрами, посередине листа, в каждой клеточке.
А внизу листа наклеили картинки праздников.
Например: день учителя, день пожилого человека, день хлеба. Если есть дни рождения детей в данном месяце, наклеиваем картинки торта.

                                                            

Внимание! Для успешного формирования у детей понятия недели важно, чтобы обозначения выходных и будних дней соответствовали ДНЯМ НЕДЕЛИ, а не тем дням, в которые ребенок фактически приходит (или не приходит) в детский сад. Если праздник выпадает на будний день, символ в верхней части календаря зачеркивается. Все наклейки с символами (включая наклейки, обозначающие не учебные дни, каникулы и т.д.) прикрепляются к календарю на весь месяц. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), воспитатель зачеркивает соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням.
Место в образовательном процессе
 В течение дня Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).

                                             

Процедура проведения «Календарь» на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе и чтобы воспитателю было легко на нем писать. Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц.
Внимание! Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три…), однако называя дату, используются ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ октября). В начальный период ознакомления с линейным календарем важно, чтобы дети установили соответствие между числительным, которое они произносят, и обозначением этого числительного на календаре. На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число. В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Например: - Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра? - Что будет сначала: Машин день рождения или Захара? - Чего нам дольше ждать: утренника или начала каникул?
Внимание!
 На этом этапе занятия не рекомендуется спрашивать отдельных детей (по выбору воспитателя или тех, кто желает ответить). Вместо этого детям предлагается поделиться своим ответом с соседом или соседями. После того, как дети обменяются своими идеями, воспитатель подытоживает дискуссию и демонстрирует правильный ответ. При этом важно не уточнять, кто предложил правильный (или неправильный) ответ, а представить ответы в обобщенном виде («я слышала, как некоторые мальчики и девочки заметили, что…»)
При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Приводимые ниже примеры вопросов, которые можно обсуждать на занятиях, не адресованы какой-либо возрастной группе, а приведены в порядке их нарастающей сложности: - Какое сегодня число (показывает)? А какое будет завтра (показывает)? А какое было вчера (показывает)? - (Показывает на сегодняшнее число). Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)? - Показывает на сегодняшнее число. Сколько дней тому назад мы отмечали Машин день рождения (показывает на картинку)?

Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Рекомендуется чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.
После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.

                             

Линейный календарь отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому рекомендуется ознакомить родителей с этим новым форматом и объяснить, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начинают использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Линейный календарь"

Мастер класс для педагогов "Линейный календарь" по программе "ПРО детей"...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ (доклад.)

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ...

Мастер - класс для педагогов на тему "Линейный календарь"

Данная технология поможет воспитателям в работе, ведь она развивает фантазию детей, творчество, умение работать в группе, расширяет взаимоджействие с родителями....

Консультация для педагогов по составлению Линейного календаря

Линейный календарь предназначен для формирования временных представлений у дошкольников....

Педагогическая технология "Линейный календарь"

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, ...

Педагогическая Технология "Линейный календарь"

Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических...