Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему: «Шахматное приключение»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать счетные умения детей в пределах 10, количественныйсчет;

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве (справа, слева, впереди, сзади), совершенствовать умение двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево);

- продолжать формировать представления о шахматных фигурах и шахматной доске;

- формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность.

Развивающие:

- формирование интереса к шахматной игре;

- расширять кругозор; развивать игровые умения и навыки: действовать в соответствии с правилами;

- развивать логическое мышление, концентрацию внимания, память, сообразительность.

Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищеской поддержки и взаимовыручки, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело; помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_shahmotnoe_priklyuchenie.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

на тему: «Шахматное приключение»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать счетные умения детей в пределах 10, количественныйсчет;

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве (справа, слева, впереди, сзади), совершенствовать умение двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево);

- продолжать формировать представления о шахматных фигурах и шахматной доске;

формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность.

Развивающие:

формирование интереса к шахматной игре;

- расширять кругозор; развивать игровые умения и навыки: действовать в соответствии с правилами;

развивать логическое мышление, концентрацию внимания, память, сообразительность.

Воспитательные:

воспитывать чувство товарищеской поддержки и взаимовыручки, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело; помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный:

- Геометрические фигуры (красный квадрат, красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник большой, синий прямоугольник маленький);

- Волшебный мешочек;

- Шахматная доска (магнитная), напольные шахматы.

Раздаточный:

- Разрезные картинки с фигурами шахмат, пазлы.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня утром по дороге в детский сад я встретила почтальона, и он передал вам письмо. Давайте узнаем, что в нем.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чатуранга, имя у меня непростое…

Правда ребята, какое интересное имя. Вы слышали раньше такое имя?

(Насколько я знаю, что Чатуранга - это древнеиндийская игра, считающаяся прародителем шахмат. «Чатурангой» в древней Индии называлось войско, состоящее из боевых колесниц, слонов, конницы и пеших воинов, которыми руководил предводитель).

Я – королева шахмат. Я живу в шахматном королевстве. Но ферзь, ладья и слон заключили меня под стражу, и жители моей страны не могут без меня играть в шахматы, помогите меня освободить».

Ребята, как вы думаете, шахматное королевство это что? (Ответы детей).

Шахматное королевство – это шахматная доска.

А еще его называют Черно-белым королевством? Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Потому что на доске черные и белые клетки. Эти клетки называются полями. Черные и белые поля поочередно чередуются. Всего на доске 64 поля - 32 белых и 32 черных.

Также в шахматном королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями.

Вверх и вниз пойдёшь – это вертикаль,

Вправо - влево - горизонталь.

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт - диагональ.

Поможем, ребята, королеве шахмат?

Для того чтобы освободить Чатурангу, нужно выполнить задания. За выполненные задания вы будете получать пазлы, которые мы соберем. И посмотрим, что у нас получится.

(После каждого задания дети получают по одной части пазла, чтобы в конце собрать картинку «Один в поле не воин»).

Воспитатель предлагает обратить внимание детей на мольберт, на котором расположены геометрические фигуры.

Посмотрите, ребята, что это? (Геометрические фигуры).

Под каждой фигурой прячется задание. Задания от Чатуранги вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру.

Итак, задание № 1.

Назовите и возьмите фигуру: не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат).

(Воспитатель читает задание на квадрате с обратной стороны).

«Отгадайте загадки» (дети отгадывают загадки, воспитатель расставляет шахматные фигуры на магнитной шахматной доске и по мере отгадывания рассказываетдетям как называется фигура, где она располагается, считают с детьми сколько фигур, как она ходит…).

  1. У него большая роль, а зовут его …(Король).

Их на поле всего два, из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку - прекращается игра.

Ребята, эта шахматная фигура называется «король»

Его Величество, он в игре самый высокий и самый заметный. На шахматной доске его фигура, похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста.

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «получит поражение» - игра заканчивается.

Ребята, посчитайте, сколько королей в игре?

(Два, один черный, один белый).

  1. Он тяжелая фигура, слишком тонкая натура.

Самый сильный он и быстрый, стал он шахматным министром (Ферзь).

Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. Ферзь – означает военачальник, полководец.

Ферзь – сильнейшая фигура, может перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали или диагонали, побеждает фигуры соперников таким же образом. Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.

Ребята, посчитайте, сколько ферзей в игре?

(Два, один черный, один белый).

  1. Обитает не в саванне, и не так огромен он, но такое же названье у фигуры этой -… (слон).

А это фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы. Если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом.

Слон ходит только по диагоналям, только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой  на черных.

(Воспитатель размещает фигуры слонов на магнитном шахматном поле и рассказывает, где их место).

Ребята, посчитайте, сколько участвует в игре слонов?

(Четыре слона – по 2 на каждого игрока).

4. Мы ушасты и гривасты, смело скачем сквозь огонь

Ну отгадывай, не хвастай, да конечно – это …(конь).

Шахматный Конь - самая узнаваемая фигура на шахматной доске, ее изображают в виде головы лошади. Конь - очень интересная фигура, он единственный, в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» - на одну клетку вбок и две вперед, либо две - вбок и одну вперед.

(Воспитатель размещает фигуры коней на магнитном шахматном поле и рассказывает, где их место).

Ребята, посчитайте, сколько коней на поле?

Шахматных коней у противников по два.

5. Как танк могучий и стальной, она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали, на вертикали, диагонали.

Зато умеет делать ловко ход необычный- рокировку!

(Ладья).

Ладья – эта фигура на доске напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях - лодках (в старину лодки назывались ладьями, что эта фигура в итоге и превратилась в ладью.

Посчитайте, сколько этих фигур у каждого игрока?

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «побеждает» фигуры так же.

6. Не фигура, а насмешка — эта маленькая …(пешка).

Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Почти во всех странах пешки – это воины, солдаты.

Если пешка дошла до конца поля, то она может превратиться в любую фигуру своего цвета кроме короля. Она может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём.

(Воспитатель размещает фигуры пешек на магнитном шахматном поле и рассказывает, где их место).

Ребята, посчитайте сколько пешек у каждого игрока?

(Правильно, по восемь).

Вот мы и отгадали все загадки. И узнали, что шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями, одни белыми фигурами, другие черными.

У каждого противника есть армия из 16 фигур - один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек (показывает).

Следующее задание.

Ребята, выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Красная, но не квадрат  (красный треугольник).

«Собери и назови фигуру». (разрезные картинки).

Ребята подойдите к столу, выберите себе место, перед вами лежат конверты. В них задание. Соберите картинки и назовите фигуры. (Дети собирают разрезные картинки и называют название фигур).

Ребята, мы выполнили следующее задание и получили еще один пазл. (Прикрепляет его на магнитную доску).

Игра «Волшебный мешочек».

Каждый ребенок по очереди, на ощупь, должен определить шахматную фигуру и назвать ее.

Ребята, мы выполнили и это задание и получили еще пазл. (Прикрепляет его на магнитную доску).

Физкультминутка

Руки вверх по вертикали,

Руки вверх по диагонали,

Руки в стороны по горизонтали,

Руки вниз по диагонали,

Руки вниз по вертикали.

Ребята, мы выполнили и это задание и получили еще пазлы. (Прикрепляет их на магнитную доску).

Игровое упражнение «Расставь фигуры»

Ребята, для выполнения этого задания надо разделиться на две команды «Белые» и «Черные». Капитан первой команды будет - …(Ваня), капитан второй команды будет - … (Петя).

Остальные ребята, подойдите ко мне и вытяните жребий, в какую команду вы попадете (из мешочка вытягивают по - очереди белые или черные кружочки, и делятся на командыпо 4 человека).

Итак, слушайте задание: надо расставить правильно фигуры на шахматномполе. Приступайте.

(Дети распределяются на две подгруппы, белые и черные. После того, как дети выполнят задание, воспитатель предлагает проверить, правильно ли расставлены фигуры у противоположной команды).

Последнее задание

Дети составляют общую картинку – из пазлов на доске (коллективная работа всех детей) из частей картинок «Один в поле не воин».

Ребята, скажите, что изображено на картинках. Как вы думаете, какую пословицу напоминает нам эта картинка?

Дети: «Один в поле не воин».

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете эту пословицу «Один в поле не воин»? (предположения детей). Правильно, ребята, одному невозможно победить. Нужно искать друзей, людей, тех, кто окажет поддержку. Смысл пословицы – только вместе можно чего- то добиться, победить и выстоять в трудных ситуациях.

Мы выполнили все задания и освободили королеву шахмат Чатурангу из под стражи. Ребята, вы большие молодцы, мы с вами вместе одной дружной командой добились цели.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что понравилось больше всего?

С какими шахматными фигурами вы сегодня познакомились?

А у кого есть дома шахматы? Кто учит вас играть в шахматы?

Чатуранга вам передала подарок – это магнитные шахматы, вы сможете научить играть в шахматы своих друзей.

Спасибо вам ребята за занятие. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "В стране шахматных чудес"

Конспек ООД по обучению детей игре в шахматы "В стране шахматных чудес"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с приоритетом патриотического воспитания. Тема: «Путешествие по Крыму»

формировать представление детей о родном крае;  учить детей с любовью и уважением относиться к традициям и наследию своих предков через художественное слово; прививать чувство доброжелательности ...