Игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы Раздел «Величина»
картотека по математике (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр и игровых упражнений

по формированию элементарных математических представлений

для детей второй младшей группы

Раздел «Величина»

Совершенствование умения сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче                     Младшая группа

«Чья дорожка длиннее»

Материал: строительный материал

Ход игры: Детям предлагается сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания предложить детям на длинную дорожку поставить зайчонка, на короткую цыпленка. По какой дорожке идет зайчонок? По какой идет утенок? Как проверить какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине?

 «Под платочком»

Материал: парные предметы разной длины (карандаши, строительный материал, палочки, платок.

Ход : Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того, как ребенок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы.

 «Строим поезд»

Материал: вагончики изготовленные из картона.

Ход: Ребенку предлагается комплект из 10 вагонов. Взрослый показывает, как можно построить разные поезда: длинный и короткий. Затем просим ребенка повторить постройку из своих вагончиков. Побуждаем использовать в речи слова: длинный поезд, короткий поезд, первый поезд длиннее, второй – короче, одинаковой длины.

Совершенствование умения сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже

«Широкое-узкое»

Материал: широкие и узкие ленты (одного цвета и разной ширины, и разного цвета и разной ширины), игрушки, картонные полоски.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку поиграть – прокатить машины (2) по дорожкам-лентам. В ходе действий с машинами выясняется, что по одной ленте могут проехать две машины, а по другой – нет. Ленты сравниваются, затем накладываются полоски, сравниваются. После этого взрослый объясняет: «Эта полоска широкая. А эта узкая». Затем ребенку предлагаются различные по ширине полоски и предлагается их сравнить между собой, сначала с помощью действий с предметами (матрешки и пр., как и с машинками), а затем с помощью картонных полосок и зрительного сравнения путем накладывания. Могут даваться поручения: «Дай широкую синюю полоску» и т.п.

Игра-задание «Широко-узко»

Материал: 2 шарфа, 2 кофты разных размеров; конструктор, игрушки.

Ход игры. Предложите ребенку рассмотреть два шарфа разных размеров – шарф, принадлежащий взрослому человеку, например, мамин и шарф кукольный. Потом можно сравнить две кофты – мамину (широкую), которая налезет на самого ребенка, и кукольную (узкую), которая ему, конечно же, окажется мала.

Воспользуйтесь деталями из деревянного конструктора и постройте вместе с ребенком несколько домиков. Затем к каждому домику выложите по две дорожки разной ширины – широкую и узкую, для чего надо просто выложить по их обочинам кубики. Теперь покажите малышу, что по узкой дорожке сможет пройти только кукла, но не пройдет машина. Пусть ребенок сам сделает вывод: «Эта дорожка – узкая». По дорожке более широкой уже может проехать машина. Вывод ребенка – «Эта дорожка широкая».

Упражнение «Пройди по мостику»

Материал: широкая и узкая доски.

Ход игры.

Первый вариант. Воспитатель предлагает мальчикам пройти по узкому  мосточку, а девочкам — по широкому.

Второй вариант. Девочки идут по узкому  мосточку, а мальчики — по широкому.

Третий вариант. Воспитатель предлагает детям пройти по мосточку по их выбору, но каждый ребенок должен сказать: «Пройду по узкому (или широкому) мосточку».

Воспитатель проверяет правильность выполнения

действий.

Совершенствование умения сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше - ниже

«Домики»

  Материал: счетные палочки

Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку с изображениями домов. Задает вопросы: «Сравни дома. Какой дом самый высокий?(первый, красный и др.) Какой дом самый низкий? Что можно сказать про два дома синего цвета? (одинаковые)». Затем взрослый дает ребенку счетные палочки, и предлагает сложить два домика. После обсуждают постройку, побуждая .

«Елочки в ряд»

Материал: фланелеграф, изображения елочек разной высоты

Ход игры : В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно елочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать елочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую высокую елочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет Воспитатель.

«Построим дома»

Материал:

1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов.

2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.

Ход игры : педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».

Совершенствование умения сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой – маленький, больше – меньше

 «Подарим мячи Мишке и Мишутке»

Материал: мячи разного размера, игрушечные  медведи большой, маленький

Ход игры:  

 Ребята, к нам пришли в гости Мишка Мишутка. Чем отличаются медведи? Давайте подарим им мячи? Какой мяч мы подарим Мишке? Какой? Мишутке? Почему?  

                                                                                                                                      « Угости зайчика»

Материал: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры :

 Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. (Рис.23) По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

«Три медведя»

Материал: 

У воспитателя - силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры: 

Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. Средняя группа

 «Три квадрата»

Материал: Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Ход игры: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» -  говорит В.

«Разноцветные ленточки».

Материал: 5ленточек разного цвета и разной длины.

Ход игры: Предложите ребенку красиво разложить ленточки в ряд так, чтобы они возрастали по длине от самой короткой до самой длинной.

«Волшебные ступеньки».

Материал: Изображение теремка и 5 полосок разной длины.

Ход игры: Сообщите ребенку, что «построили звери в лесу теремок, а зайти-то не могут – крылечко забыли сделать. Давайте им поможем и построим крылечко из этих ступенек».

Содержание: Покажите ребенку набор бумажных полосок, изображающих ступеньки, равномерно уменьшающихся по длине, предлажите сравнить их.

Предложите показать и назвать какая ступенька длинная, короче, еще короче, самая короткая.

Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине)                                        Средняя

«Мой размер»

Материал: картинки с разными предметами

Ход игры: Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие отбрасывает (возможны другие варианты).

«Найди пару»

Материал: разные предметы разной длины , ширины

Ход игры: Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«Кто быстрее подберет коробки»

Материал: 6-8 коробок разного размера.

Ход: Педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке                                    Старшая  группа

«Разнообразные лесенки»

Материал: набор палочек Кюизенера.

Ход игры:

Воспитатель:  предлагает составить «лесенку» по высоте из шести палочек (выбираются палочки такого цвета, чтобы они шли не по порядку). детям нужно найти место для оставшихся палочек, чтобы все они располагались по порядку. Затем воспитатель предлагает рядом с

этой «лесенкой» составить другую. Она будет отличаться по ширине. В конце игры обсуждают, чем отличаются данные «лесенки».

«Расставь по порядку»

Материал: десять коробок  разного размера

Ход игры: Взрослый предлагает рассмотреть изображения новогодних подарков( коробок) Сосчитать их» расставить» по порядку, в возрастающем или убывающем порядке, обозначая цифрами ( 1)

«Посадим елочки в ряд»

Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.

Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.

Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

                             Развитие глазомера                      Старшая

«Посадим ели»

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход игры : Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».                                                                                                                       Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.  Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

Где больше?

Материал: разнообразная посуда различной формы и величины и стакан.  

Ход игры: Предложите участникам на глаз определить, сколько стаканов воды понадобится, чтобы заполнить данный сосуд. Они должны проверить себя, наполнив посуду водой из стакана.

Можно провести соревнования на скорость в парах, предложив игрокам две одинаковые емкости.

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Материалы:  фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

Ход игры : На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

Закрепление счётных действий по заданной мере

Подготовительная

«Сколько? Какой?»

Материал. Цифры.

Ход игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка - первая, дед - второй, бабка - третья и т. д.).

Решить простейшие задачи.

1.Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?
2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут клевать листочки?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

Дед - первый. Мышка - последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний

«Много и один»

Материал: мяч

Ход игры:

Ведущий бросает мяч каждому из детей и просит назвать:

- то, что бывает по одному;

- помногу;

- воспитатель называет то, что видит одно, а ребёнок - много.

Вторая серия представлена играми и игровыми упражнениями, которые предлагаются детям в определённой последовательности.

Вначале предлагаются игры, направленные на формирование умения выделять различные свойства, признаки предметов, объектов, явлений.

«Кто быстрее назовет»

Материал:

Ход игры: В. обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10)? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети  подсчитывают свои фишки.

        

Закрепление умения делить предмет на 2-8 равные части

 «Сложи фигуру»

Материал: фланелеграф, модели геометрических фигур.

Ход: В. помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

«Разделим и угостим друг друга»

Материал: фрукты – груши и яблоки

Ход: В.: «Сегодня я решила угостить вас фруктами. Зашла в магазин, но там оказалось 3 груши, 4 яблока. Но я хочу угостить всех. Что мне нужно сделать, чтобы каждый из вас попробовал фрукты? (Разделить). Как мы будем делить фрукты? (Пополам). (Предлагает детям помочь разделить фрукты). Но все равно, на всех не хватает. Что еще нужно сделать? (Разделить каждую половинку на 2 части). (Делят. В. угощает детей). Затем еще раз закрепляют, как они делили грушу. (Аналогично делят яблоки).

«На Дне Рождения»

Материал: модели круглого и овального пирога

Ход игры: Дети, представьте, что у вас день рождения, к вам придут друзья. Мама попросила помочь ей: разделить на 4 части круглый  и овальный торт, на 8 частей прямоугольный пирог, на три части калач (кольцо).

Формирование элементарных измерительных умений

«Расставь мебель».

Материал: Три набора кукольной мебели (два одинаковых, третий отличается от них) : шкафы прямоугольной формы, раной высоты и ширины, столики для книг, стулья разной формы и величины, кроватки детские высокие и низкие, зеркало овальной и прямоугольной формы, большое и маленькое.

Ход игры: Воспитатель расставляет один набор мебели в кукольном уголке и предлагает детям запомнить расположение каждого предмета, определить форму и величину (толщину, длину, высоту, ширину). Затем один ребёнок расставляет точно такую же мебель по памяти, выбирая нужные предметы из двух наборов, сопровождая свои действия словесным описанием предметов. Игра заканчивается, когда ребёнок расставит мебель в комнате и назовёт свойства предметов. Повторяется 2 – 3 раза.

Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Материал: игрушки

Ход игры: Воспитатель  объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить  в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

«Проверь, потом отмерь»

Материал: газетные  полосы шириной 10—15 сантиметров

Ход игры: Газетные  полосы  распределить между играющими. Пусть ребята посмотрят на какой-либо предмет, поставив его вертикально, горизонтально и в наклонном положении, и оторвут газетную полосу, равную по величине длине этого предмета, затем приложат ее к нему, чтобы проверить . Побеждает тот, у кого самое точное совпадение.

Картотека

дидактических игр и игровых упражнений

по формированию элементарных математических представлений

Раздел «Величина»

Возрастная

группа

Цель

Название игры

Младшая группа

Млад

Совершенствование умения сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче

«Чья дорожка длиннее»                            

«Под платочком»    

 «Строим поезд»                                        

Совершенствование умения сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже

«Широкое-узкое»  

Игра-задание «Широко-узко»

Упражнение «Пройди по мостику»                    

Совершенствование умения сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше - ниже

 «Домики»                                 «Елочки в ряд»                                  «Построим дома»

Совершенствование умения сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой – маленький, больше – меньше

«Подарим мячи Мишке и Мишутке» «Угости зайчика»                                      «Три медведя»                                

Средняя группа

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке

«Три квадрата»                         «Разноцветные ленточки».         «Волшебные ступеньки».

Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины

«Найди пару»                                                «Мой размер»

«Кто быстрее подберет коробки»

Старшая группа

Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке

«Разнообразные лесенки»

«Расставь по порядку»

«Посадим елочки в ряд»

Развитие глазомера

«Посадим ели»

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»                                         «Где больше?»

Подготовительная к школе группа

Закрепление счётных действий по заданной мере

«Сколько? Какой?»

«Много и один»

«Кто быстрее назовет»

Закрепление умения делить предмет на 2-8 равные части

«Сложи фигуру»

«Разделим и угостим друг друга»

«На Дне Рождения»

Формирование элементарных измерительных умений

«Расставь мебель»

 «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

«Проверь, потом отмерь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы

Закрепление знаний о прямоугольнике и квадрате. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; зрительного, слухового внимания, зрительно-моторной координации. Воспитывать товарищеские в...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы "Ягоды"

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы "Ягоды"...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

представлены игры для детей от 3 до 4 лет по формированию элементарных математических представлений...

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы Раздел «Количество и счёт»

Дидактические игры и игровые упражненияпо формированию элементарных математических представленийдля детей второй младшей группыРаздел «Количество и счёт»...