НОД с использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша Тема; "Помощь друзьям"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кулеш Людмила Владимировна

НОД  "Помощь друзьям". Закрепление математическихзнаний и умений, конструктивного мышления, посредством игря, развитие логического мышления используя палочки Кюзенера и блоки Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Нод 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАРГАСОКСКИЙ  ДЕТСКИЙ САД №27»

(МБДОУ «Каргасокский д/с №27»)

636700, с. Каргасок,  Томская область,  ул. Советская, 49

Телефон: (38 253) 2-12-62, факс (38 253 ) 2 – 36 – 61

Е-mail: ds-alenuska@sibmail.com

 

        

Непрерывная образовательная деятельность  с использованием

 палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Тема: «Помощь друзьям»  

 Старшая группа

 

Автор конспекта НОД: Кулеш Людмила Владимировна МБДОУ № 27  

 

Образовательная деятельность (приоритетная): «Познавательное развитие».

 Цель: Закрепление математических знаний и умений, конструктивного мышления посредством игры, развитию логического мышления, используя палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.

Программные задачи:

Интеграция по образовательным областям:

Образовательные:

 Образовательная область "Познавательное развитие"

 Активизировать самостоятельное мышление, поиск решения проблемной ситуации.

Путем игровых ситуаций развивать логическое мышление, внимание, память, закрепление геометрических фигур. Счет.

Формировать умение ориентироваться в пространстве,

Закрепить состав числа 6, порядковый счёт и цифры в пределах 10, понятия «предыдущее» и «последующее»;

 Закрепить умение находить связь между цифрой и цветом, числом и цветом палочки, учить анализу и синтезу;

Закреплять навыки вычислительной деятельности, умение выбирать блоки по заданным свойствам; закрепить понятие пересечения множеств.

  Развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор.
Развивать зрительное и слуховое восприятие.

 Развивать сенсорные способности; внимание, воображение и мыслительные   процессы (сравнение, анализ и синтез объекта);

- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах пяти, правильно использовать количественные и порядковые числительные, учить отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?»;

- Совершенствовать умение конструировать фигуры  

Развивающие:

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать целеустремленность, отзывчивость, сочувствие.

Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы. Умение поддерживать игровые ситуации.  

Воспитывать умение выполнять действия в соответствии с текстом, действовать на сигнал;

 

 Образовательная область "Речевое развитие"

Уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса.

Обогащать связную речь, развивать внимание и все компоненты устной речи детей.

 

  Образовательная область "Физическое развитие"

Закреплять навыки безопасного поведения во время деятельности. 

Следить за осанкой детей во время работы. Развивать двигательную активность. Развивать интерес к физической культуре.

Развитие мелкой моторики рук.

Методические приемы: 

Успокаивающие упражнения перед занятием.

Игровой (использование сюрпризных моментов. д\и. голосовых упражнений, артикуляционных, пальчиковых гимнастик.  

Наглядный (использование иллюстрации, наглядности).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, логические задачи. художественное слово, загадки, чистоговорки).

Поисково-исследовательский

Поощрение, анализ занятия.

Целевые ориентиры:

Ребенок:

  • Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в играх, беседах.
  • Обладает развитым воображением и мышлением, которое реализуется в игровой деятельности.
  • У ребенка развивается мелкая и крупная моторика рук.
  • Проявляет любознательность.
  • Способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения делать вывод.

Оборудование: ноутбук, доска, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Раздаточный материал: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера

 

Структура   Логика образовательной деятельности  

1 Организационные моменты.  

  В. Ребята, у нас сегодня увлекательное занятие. Для этого нам нужно собраться и быть внимательными. Согласны?

 Воспитатель: Дети давайте поприветствуем друг друга.

Игра – приветствие «Поздороваемся».

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, а потом ее пожали.

И друг друга мы обняли

Отошли, и поклонились,

И немного покружились.

Все готовы заниматься?

Дети: очень будем мы стараться (звонок)

Воспитатель (говорит по телефону). Алло! Здравствуйте! Да, это детский сад «Аленушка», старшая группа «Ромашка». Хорошо, постараемся. (Обращается к детям). Звонили из Африки –  компания наших старых друзей, мартышка, слоненок и попугай.  Они нуждаются в нашей помощи, построить дома, укрытие от жары. Я предлагаю всем вместе отправиться в Африку и помочь друзьям. Вы согласны помочь?  До Африки далеко.  (Показать на глобусе).  Как вы думаете, ребята, на каком транспорте нам удобней и быстрей добраться до Африки?  

-  Я предлагаю по суше ехать   на поезде.  Потом пересесть на корабль.  Перед дорогой сделаем разминку:

-Какое время года?

- Сколько времен года ?

-Сколько месяцев  в каждом времени года?

-Ассоциация цифры 3?

-   Не рыбак , а сети расставляет?  (паук.)    

- Сколько лап у паука? (8.)

       

 Воспитатель: Молодцы дети, справились с разминкой на станцию уже прибыл поезд. Разрешите мне быть проводником. Разрешаете?  Получите, пожалуйста, номера ваших вагонов. (палочки Кюизенера). - Ребята, а что означают эти цветные палочки?
(Числа. Это числовая лесенка. Каждая палочка обозначает число).
Игра «В каком вагоне ты поедешь?» Вопросы по закреплению порядкового счёта, понятия «предыдущее» и «последующее» число.

 «В каком вагоне ты поедешь? А какой, вагон предыдущий? Какой, последующий? Между какими номерами стоит у тебя, вагон? И т. д.  

Вопросы: Какой по цвету твой вагон?   По счету?

 

 - Уважаемые пассажиры, прошу пройти в свои вагоны.        

- Молодцы, все заняли свои места.

- А теперь оплатите проезд. Билет стоит 6 рублей. Условие - билет надо оплатить двумя или несколькими монетами. Возьмите палочку соответствующая числу 6. Какого она цвета?  

Из каких палочек составили число 6?  Из каких чисел состоит число 6?

Как много у вас вариантов состава числа 6. Молодцы хорошо справились!

 Физминутка для глаз:  

Ах, ка долго мы считали , глазки у ребят устали ,

Посмотрите все в окно, ах. Как солнце высоко.

Отравляемся в путь. Но нам нужно проложить путь нашего поезда, поможет нам в этом блоки Дьенеша. 

По каким свойствам отличаются блоки ( цвет, размер, форма. величина)

- Упражнение «Строим дорогу из блоков»- чередуя блоки по цвету , размеру и форме.

-Справились с заданием.

- На пути следования нашего поезда река, и чтобы её переехать нужен… что? Правильно мост. Предлагаю построить мост по схеме. Перед работой отдохнём

              Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем.

              Все ступеньки до одной

              Знаем в лесенке цветной!

              Первая-это белый листок,

              Вторая - розовый лепесток,

              Третья - как голубой океан,

              Четвертая - словно красный тюльпан,

              Пятая - желтый солнечный свет,

              Шестая - сиреневый яркий букет,

              Седьмая - черный пушистый кот,

              Восьмая - вкусный вишневый компот,

              Девятая - синий мой мячик,

              А десять - оранжевый зайчик.

Посмотрите внимательно на схему, здесь указаны только номера дощечек. Нам важно не ошибиться, чтобы мост был крепким. Какое число вы видите на дощечке, оно соответствует вашей палочке.

Какого цвета палочки вы взяли? Почему? (полные ответы). Проверим все ли правильно построили мост.

  Внимание! Наш поезд прибыл на конечную станцию

 

Перед нами океан!  Надо найти корабль, добраться до Африки можно только на корабле.

-Давайте с помощью блоков построим корабль. Чтобы наши пальчики работали быстро, поиграем пальчиковую игру  

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, 
(сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. 
(показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, 
(поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, 
(приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только 
 КОШШКИ.

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Какие необычные кораблики мы построили.

  Вот мы и на корабле.

- Наш корабль отчаливает от берега и отправляется в плавание по океану. А чтобы наш корабль не сел на мель, нам надо выполнить следующие задания. Слушайте внимательно, и отвечайте

* "Найди любую палочку, которая длиннее синей, короче желтой"(красная-4)

* В левую руку возьмите черную палочку, в правую фиолетовую Какая палочка длиннее и на сколько?

*А теперь возьмите палочки и разложите их на геометрические фигуры, так чтобы высота палочки соответствовала количеству углов фигуры.

Квадрат, прямоугольник (4 угла, палочка красная – 4см.)

Треугольник (3 угла, палочка голубая – 3см.)

*Я загадала палочку на одну длиннее фиолетовой( черная)

* А теперь нужно быть внимательными. Я буду читать стихотворение. А вы поднимаете палочку, соответствующую сказанному числу. И так вспоминаем дни недели.

Сколько дней в неделе нашей,

И какой день цветом краше,

Мы сейчас узнаем.

Понедельник – первый день, белая палочка

Вставать рано очень лень.

Вторник – это день второй, розовая палочка

Мы пойдём гулять с тобой.

После сада в среду голубая палочка

Я к бабушке поеду,

А в четверг после сна, красная палочка

У нас сюжетная игра.

Пятый денёк – пятница, жёлтая палочка

Больше всех мне нравится.

Следующий день шестой - фиолетовая палочка

Суббота, это выходной.

День последний – воскресенье, чёрная палочка

Напечём с тобой печенья.

 Д.И . Живая неделька

До Африки мы доплыли, а теперь еще надо добраться до полянки в джунглях,

Сначала мы пойдем по широкой дороге свободным шагом.

Потом идем по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку.

А теперь на нашем пути узенький мостик через речку.

Затем идем через горы. Здесь у нас каменный коридор.

Потолок становится все ниже и ниже.

Все, наконец-то добрались!

А здесь нас уже дожидается веселая компания – удав, мартышка, слоненок и попугай. Ждут нашей помощи.

  Для этого нам предстоит (расшифровать карточки)  

 Упражнение «Построй дом из блоков

  по схеме строим дома.

 Воспитатель. Какие красивые дома получились!  

Ребята я предлагаю сделать подарок нашим друзьям украсить полянку клумбами из цветов.

 Игра с тремя обручами «Посади цветы на клумбы»

Дети, посчитайте, сколько всего клумб.

Представьте, что блоки – это цветы. Сажать цветы будем так:

внутри красного обруча – все круги

внутри синего обруча –   все большие блоки

      В. Какие фигуры внутри синего и красного обруча  на пересечении?

      - Все большие круги!

      В.Какие фигуры вне обручей?

      - Все не большие и не круги!

     

Дыхательная гимнастика- запах цветов.

А теперь предлагаю  с нашими друзьями   всем дружно по играть

- Ваша задача: пока звучит музыка, бегать в разных направлениях, при этом   необходимо держать палочку, чтобы всем был виден ее цвет. Как только музыка прекращается и звучит команда «По порядку становись! »   вы должны выстроиться, согласно команде. Всем понятна задача? Тогда вперед!

Игра «По порядку становись! »

- Молодцы! Отлично поиграли, а самое главное – все сделали правильно!

 Ребята пора возвращаться домой. Почему мы отправились в путешествие? Какую проблему решали? Понравилось или нет путешествие? Было ли вам интересно во время путешествия?

  Какой подарок подарили друзьям?  

 В. Каждый просто молодец! Путешествию конец!
С математикой дружите, знания свои копите.

- Пора возвращаться в детский сад. На чём быстро можно добраться? (ответы). Летим на самолёте.  

Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре –Полетел наш самолёт
.

Глазки смотрят на меня.

Ушки слушают меня.

Ножки подружите.

Ручки положите

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша во второй младшей группе"

Занимательные игры с палочками Кюизенера: "Чудесный мешочек", дидактическая игра "Найди мне", " К нам гости пришли", "Кто быстрее", игра "Отгадай загадку, выбери отгатку"....

Развивающие игры с использованием палочек Кюизинера и блоков Дьенеша

С помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша можно развиват абсолютно все познавательные и психические процессы у дошкольников. Также они могут использоваться в работе с разными возрастными категориям...

Конспект занятия "На поиски пяти ключей"(с использованием" палочек Кюизенера" и "блоков Дьенеша")

Не мыслям надобно учить, а мыслить. И. Кант.Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьен...

Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП с элементами ТРИЗ, использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с  использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...