Использования наглядности как средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ
статья по математике

Использование наглядности в обучении детского сада является существенным фактором, способствующим успешному развитию детей. Оно помогает детям лучше усваивать и запоминать учебный материал, развивает их наблюдательность и способность рассуждать логически, а также стимулирует их творческое мышление и активное включение в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_artemova.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использования наглядности как средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ

Для развития умственных способностей дошкольников с ОВЗ важно, чтобы дети усвоили знания о количественных, пространственных и временных отношениях, а также научились применять различные способы действий. Воспитателю приходится уделить много времени формированию элементарных математических представлений у дошкольников в рамках их деятельности. Однако, особую роль играет использование наглядности. В обучении математике дошкольников с ОВЗ основная стратегия заключается в создании чувственного образа с помощью наглядных пособий.

Целью работы является изучение проблемы использования наглядности как средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

В более ранние времена, когда обучение было тесно связано с практической деятельностью взрослого, дети легко воспринимали и понимали то, чему их учили. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и проблематичным. Возникло противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, фиксируемым в книгах. Ограниченный опыт ребенка не позволял ему понять содержание книг. Возникли сложные противоречия между эмоциональным и рациональным восприятием материала, особенно при формировании начальных представлений о математике. Усложнялись образовательные процессы для детей с особыми возможностями здоровья. Понадобилась адаптация множества методов и приемов, чтобы эффективно работать с детьми, страдающими ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы дети могли получить реальное представление о мире и усвоить знания, необходимо опираться на их ощущения, а не просто запоминать словесные формулировки. Процесс формирования базовых математических представлений у детей требует систематической работы педагога на занятиях и вне них. Целью этой работы является знакомство детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.

Использование наглядности в обучении математике является необходимым. Однако, педагог должен помнить, что наглядность - это не самоцель, а всего лишь средство обучения. Некорректно подобранный наглядный материал может отвлекать внимание детей и затруднять усвоение информации. Правильно подобранный материал способствует более эффективному обучению, вызывает интерес у детей и помогает им легче осознавать и усваивать изучаемый материал.

При выборе наглядных средств для обучения математике дошкольников необходимо учитывать, что они должны успешно выполнять следующие задачи:

- помогать развивать у детей наглядное мышление;

- служить средством активизации внимания при усвоении любого учебного материала;

- содействовать активности и познавательной деятельности дошкольников;

- позволять конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

- расширять сферу практического применения изучаемых вопросов, которые не могут быть наблюдаемыми детьми;

- создавать возможности для моделирования ряда процессов и явлений, которые не могут быть непосредственно наблюдаемыми;

- наглядно систематизировать и классифицировать изученные явления;

- служить методами стимулирования познавательного интереса.

Принцип наглядности сделал возможным углубление чувственного восприятия и взаимосвязь между чувственным и логическим мышлением на всех этапах развития. Поэтому важно говорить не только о наглядности, но и о сбалансированном сочетании наглядных средств и слов.

При работе мы учитывали, чтобы восприятие наглядного материала и занятия с дидактическим материалом совпадали и дополняли деятельность познания. В противном случае дидактический материал может оказаться бесполезным, а иногда даже отвлекать детей. Это касается как количества используемого материала, так и того, насколько полно материал выполняет свои дидактические функции.

В плане использования наглядных материалов для обучения детей, применялась следующая стратегия: начинали с конкретных, сюжетных предметов, а затем переходили к абстрактным; от физических наглядных средств к их символической репрезентации в таблицах и моделях.

 Использование наглядных материалов различалось в зависимости от задач обучения. Характер использования менялся в соответствии с этапами усвоения программного материала детьми. Например, на определенном этапе можно было заменить конкретные наборы объектов числовыми таблицами или цифрами. Особое внимание уделялось словесным объяснениям со стороны преподавателя при изучении детьми отношений, таких как количественные. В этом случае педагог направлял внимание детей на осознание отношений между предметами, а не только на их качество.

В процессе обучения мы акцентировали внимание на ясности и понятности коммуникации, научая детей использовать наглядные материалы для контроля и подтверждения своих ответов. Таким образом, наши дети научились связывать слова с визуальными образами.

Мы внимательно выбирали, какую наглядность использовать, а также определяли способы и места ее применения на каждом занятии. Важно помнить, что конкретное мышление, которое является основой для абстрактного мышления, развивается и преобразуется под его влиянием. В связи с этим, мы постоянно модифицировали наглядные средства, чтобы поддерживать целостность процесса обучения и развития детей.

В процессе педагогической работы с детьми активно использовались разнообразные методы для стимуляции и развития их умственной активности. Воспитатели акцентировали внимание на привлекательности и интересности учебного материала путем внедрения неожиданных и игровых моментов. Также использовалась дидактическая визуализация, когда учебные процессы проходили с применением соответствующих наглядных материалов.

Один из ключевых аспектов – активное взаимодействие между воспитателем и детьми в рамках совместной деятельности. Такой подход позволил поддерживать интерес детей и обеспечивать их полноценное вовлечение в процесс обучения. Дополнительно, задания задавались с использованием новых интеллектуальных задач и передавались через наглядные материалы, что способствовало развитию инновационного мышления и формированию навыков решения проблемных ситуаций.

Не только в рамках занятий, но и за их пределами детям предлагались различные дидактические инструменты, реализация которых способствовала не только закреплению полученных знаний, но и в случаях, когда необходимо было охватить дополнительные темы, давала возможность опередить требования программы. Самостоятельная деятельность, проводимая под руководством педагога, была реализована как индивидуально, так и в групповом формате, что позволило заложить оптимальные условия для прогресса каждого ребенка, учитывая его интересы, способности и особенности.

Из занимательного математического материала в работе с детьми использоваться следующие его виды:

- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др.;

- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки;

- логические упражнения;

- задачи на нахождение, признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

- задачи на поиск недостающей фигуры;

- лабиринты;

- занимательные упражнения на распознавание частей в целом;

- занимательные упражнения на восстановление целого из частей;

- задачи-смекалки геометрического характера с палочками;

- загадки;

- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

- задачи в стихотворной форме;

- задачи-шутки и т. д.

Расширение возможностей создания и решения проблемных ситуаций, эффективные пути активизации умственной деятельности, организация общения детей между собой и со взрослыми - все это стало доступным благодаря использованию наглядного материала. Всякий раз, когда мы готовились к занятию, мы тщательно продумывали вопрос о его использовании: в какой части занятия, в какой деятельности и с какой целью будет использован представленный материал. Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты его уместного использования:

- наглядный материал должен быть дозирован. Недостаточное или, наоборот, чрезмерное его использование отрицательно сказывается на обучении и студентах;

- наглядность не должна быть лишь средством активизации внимания. Это слишком узкая задача. Необходимо внимательно анализировать дидактические цели и выбирать соответствующий наглядный материаль для их достижения.

Эффективное использование наглядности позволяет создать стимулирующую обучающую среду, в которой дети могут активно взаимодействовать с материалом, задавать вопросы, обмениваться мыслями и находить свои собственные способы понимания и запоминания информации. Одновременно с этим, наглядность способствует развитию у детей визуального мышления, логического мышления и умения анализировать и сравнивать информацию.

Таким образом, использование наглядности в обучении детского сада является существенным фактором, способствующим успешному развитию детей. Оно помогает детям лучше усваивать и запоминать учебный материал, развивает их наблюдательность и способность рассуждать логически, а также стимулирует их творческое мышление и активное включение в образовательный процесс.

Список источников

  1. Копосова, Т.С., Звягина Н.В. Психофизиологические аспекты наглядно-образного мышления дошкольников. – Архангельск, 2000. –
  2. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. - Москва, 1996. - 33 с.
  3. Лапинская, В.Р. Значение наглядности в развитии познавательной активности. // Начальная школа, 1999. -№7.
  4. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. - 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический справочник для воспитателя "Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методический справочник для воспитателя «Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений», который включает в себя стихи, пословицы, поговорки, загадк...

"Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Доклад на тему: Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Целесообразность использования дидактического материала определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности....

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...