Конспект занятия по ФМП в подготовительной группе. Времена года, месяца и дни недели.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Растопчина Алиса Дмитриевна

Конспект занятия по ФМП в подготовительной группе.

Времена года, месяца и дни недели.

Цель: Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности, днях недели.

Задачи:

- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах, днях недели и их последовательности;

- Углублять представления о характерных явлениях природы в разные сезоны года;

- Формировать представления о календаре как системе измерения времени;

- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;

- Воспитывать желание познавать новое.

Материал к занятию: листочки со схемой времен года (макет календаря) на каждого, макет на доске, календарь (отрывной, настенный 2х видов), иллюстрация к каждому времени года, мяч.

Воспитатель:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

О чём это стихотворение? (ответы детей) Ребята, сегодня мы с вами поговорим о смене времён года, о месяцах и днях недели.

И так, кто мне назовёт все 4 времени года по порядку?

Отлично. Давайте вместе с вами придумаем условные обозначения каждому из времён года. Я на доске, вы на своих листочках. Зима (снежинка, снеговик), весна (подснежник, почки), лето (цветок, бабочка), осень (листок, грибочек).

Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря я кручу стрелочку «колесо времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности. На ваших схемах также обозначено какое время года следует за предыдущим по кругу.

Игра «Времена года».

А теперь давайте сыграем в игру. Я бросаю мяч и говорю вам признак времени года, а тот кому я бросила мяч, называет мне время года, когда это происходит (набухают почки, выросли грибочки, построили снеговика, купаются в реке, прыгают по лужам, катаются со снежной горки, загорают, собирают гербарий, текут ручьи, одевают тёплые комбинезоны, собирают ягоды, вспахивают огород, улетают перелётные птицы, отмечают День Победы и т.д.).

Ребята, а что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь.

Человек с древних времен пытался постигнуть тайну времени. Наблюдал за изменениями, которые происходили вокруг: в природе, наблюдал за Солнцем, Луной и звездами. Так люди придумали календарь. Время, как воздух - мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь.

Первый календарь появился очень давно, 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12.

-Как вы думаете, почему? (12 месяцев)

Затем люди придумали календарь поменьше, из камней, он был тоже круглой формы.

Через много лет люди придумали бумажный календарь (в виде книги)

Сейчас много различных календарей: настенные календари, настольные, календарь- пирамида, карманные календари, календари в телефоне, магнитные на холодильник и т.д.

С помощью календаря мы узнаём какое число, день недели, месяц, год.

Давайте рассмотрим настенный календарь. На нём видно сразу все 12 месяцев. Это целый год.

На таком вот календаре видно только три месяца (показываю другой настенный календарь):

Настоящий (в середине), прошедший (наверху) и будущий (внизу).

На календаре есть передвижное окошко, которое показывает какое сегодня число.

А вот отрывной календарь. Посмотрите, у него каждый листок это один день, и сколько их много! 365 - столько дней в году.

Ребята вы знаете, что Земля вращается вокруг Солнца и за 1 год делает один оборот вокруг него.

Вопрос: прошло 3 года. Сколько оборотов сделала земля вокруг Солнца?

Молодцы, правильно 3.

День проходит, и листок отрывают, календарь становится всё тоньше и тоньше. Давайте оторвём по листочку.

Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается год? (зимой)

Ребята, а сколько всего месяцев в году? Назовите их по порядку.

-Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете почему (потому что в каждом времени года три месяца)

Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года).

(Ответы детей. Подписываю каждый месяц на доске - первую букву, дети на своих схемах).

А весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).

Назовите осенние месяцы. (Показываю картины с изображением осенних пейзажей).

А теперь давайте вспомним, у кого в каком месяце День Рождения? (Ответы детей) Давайте этот месяц закрасим на ваших схемах или нарисуем звёздочку, воздушный шарик.

Игра «12 месяцев».

А теперь я приглашаю вас сыграть в игру «12 месяцев». Для этого надо встать в круг.

Ребята, а кто вспомнит, в какой сказке встречаются все 12 месяцев одновременно? («12 месяцев») Верно! Теперь мы больше не ребята, мы на время превратимся с вами в месяца как в сказке «12 месяцев», а кто будет каким месяцем мы сейчас узнаем. Нужно передавать мяч по кругу и называть следующий идущий по порядку месяц.

У нас отлично получилось! А теперь обернитесь вокруг себя и вы снова превратитесь в детей!

Ребята, давайте ещё раз посмотрим на настенный календарь, цифры на календаре чёрного и красного цвета. Как вы думаете, почему? (чёрным цветом обозначают рабочие дни, а красным выходные и праздничные дни)

А вы знаете, что в любом месяце 4 недели? Давайте посчитаем вместе, так ли это. (показываю строки настенного календаря по неделям, считаем вместе). Мы узнали, что в каждом месяце по 4 недели.

А теперь, ребятки, отгадайте загадки:

Первый день большой недели,

Трудовой день не бездельник,

Как зовется (понедельник) .

Прокричал усатый дворник:

«День второй в неделе. (вторник) .

Третий день не ерунда,

Как зовется он… (среда) .

День четвертый лень отверг,

Как зовется он (четверг) .

Пятый день – опрятница,

Как зовется…. (пятница) .

День шестой – конец работы,

Как зовется он… .(суббота) .

А седьмой день – всем веселье,

Как зовется… .(воскресенье) .

Молодцы! Вставайте пожалуйста на ножки, вспомним с вами пальчиковую гимнастику про дни недели.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»:

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

-И так, кто назовёт дни недели по порядку?

-Как называется первый день недели, пятый, шестой?

-В какие дни недели мы ходим в детский сад?

-Какой день недели между четвергом и субботой?

-Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели они приехали?

Итог:

- Что нового и интересного узнали сегодня?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyaniya_vremya1.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФМП в подготовительной группе.

Времена года, месяца и дни недели.

Цель: Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности, днях недели.

Задачи: 

- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах, днях недели и их последовательности;

- Углублять представления о характерных явлениях природы в разные сезоны года;

- Формировать представления о календаре как системе измерения времени;

- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;

- Воспитывать желание познавать новое.

Материал к занятию: листочки со схемой времен года (макет календаря) на каждого, макет на доске, календарь (отрывной, настенный 2х видов), иллюстрация к каждому времени года, мяч.

Воспитатель:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

О чём это стихотворение? (ответы детей) Ребята, сегодня мы с вами поговорим о смене времён года, о месяцах и днях недели.

И так, кто мне назовёт все 4 времени года по порядку?

Отлично. Давайте вместе с вами придумаем условные обозначения каждому из времён года. Я на доске, вы на своих листочках. Зима (снежинка, снеговик), весна (подснежник, почки), лето (цветок, бабочка), осень (листок, грибочек).

Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря я кручу стрелочку «колесо времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности. На ваших схемах также обозначено какое время года следует за предыдущим по кругу.

Игра «Времена года».

А теперь давайте сыграем в игру. Я бросаю мяч и говорю вам признак времени года, а тот кому я бросила мяч, называет мне время года, когда это происходит (набухают почки, выросли грибочки, построили снеговика, купаются в реке, прыгают по лужам, катаются со снежной горки, загорают, собирают гербарий, текут ручьи, одевают тёплые комбинезоны, собирают ягоды, вспахивают огород, улетают перелётные птицы, отмечают День Победы и т.д.).

Ребята, а что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь.

Человек с древних времен пытался постигнуть тайну времени. Наблюдал за изменениями, которые происходили вокруг: в природе, наблюдал за Солнцем, Луной и звездами. Так люди придумали календарь. Время, как воздух - мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь.

Первый календарь появился очень давно, 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12.

-Как вы думаете, почему? (12 месяцев)

Затем люди придумали календарь поменьше, из камней, он был тоже круглой формы.

Через много лет люди придумали бумажный календарь (в виде книги)

Сейчас много различных календарей: настенные календари, настольные, календарь- пирамида, карманные календари, календари в телефоне, магнитные на холодильник и т.д.

С помощью календаря мы узнаём какое число, день недели, месяц, год.

Давайте рассмотрим настенный календарь. На нём видно сразу все 12 месяцев. Это целый год.

На таком вот календаре видно только три месяца (показываю другой настенный календарь):

Настоящий (в середине), прошедший (наверху) и будущий (внизу).

На календаре есть передвижное окошко, которое показывает какое сегодня число.

А вот отрывной календарь. Посмотрите, у него каждый листок это один день, и сколько их много! 365 - столько дней в году.

Ребята вы знаете, что Земля вращается вокруг Солнца и за 1 год делает один оборот вокруг него.

Вопрос: прошло 3 года. Сколько оборотов сделала земля вокруг Солнца?

Молодцы, правильно 3.

День проходит, и листок отрывают, календарь становится всё тоньше и тоньше. Давайте оторвём по листочку.

Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается год? (зимой)

Ребята, а сколько всего месяцев в году? Назовите их по порядку.

-Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете почему (потому что в каждом времени года три месяца)

Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года).

(Ответы детей. Подписываю каждый месяц на доске - первую букву, дети на своих схемах).

А весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).

Назовите осенние месяцы. (Показываю картины с изображением осенних пейзажей).

А теперь давайте вспомним, у кого в каком месяце День Рождения? (Ответы детей) Давайте этот месяц закрасим на ваших схемах или нарисуем звёздочку, воздушный шарик.

Игра «12 месяцев».

А теперь я приглашаю вас сыграть в игру «12 месяцев». Для этого надо встать в круг.

Ребята, а кто вспомнит, в какой сказке встречаются все 12 месяцев одновременно? («12 месяцев») Верно! Теперь мы больше не ребята, мы на время превратимся с вами в месяца как в сказке «12 месяцев», а кто будет каким месяцем мы сейчас узнаем. Нужно передавать мяч по кругу и называть следующий идущий по порядку месяц.

У нас отлично получилось! А теперь обернитесь вокруг себя и вы снова превратитесь в детей!

Ребята, давайте ещё раз посмотрим на настенный календарь, цифры на календаре чёрного и красного цвета. Как вы думаете, почему? (чёрным цветом обозначают рабочие дни, а красным выходные и праздничные дни)

А вы знаете, что в любом месяце 4 недели? Давайте посчитаем вместе, так ли это. (показываю строки настенного календаря по неделям, считаем вместе). Мы узнали, что в каждом месяце по 4 недели.

А теперь, ребятки, отгадайте загадки:

Первый день большой недели,

Трудовой день не бездельник,

Как зовется (понедельник) .

Прокричал усатый дворник:

«День второй в неделе. (вторник) .

Третий день не ерунда,

Как зовется он… (среда) .

День четвертый лень отверг,

Как зовется он (четверг) .

Пятый день – опрятница,

Как зовется…. (пятница) .

День шестой – конец работы,

Как зовется он… .(суббота) .

А седьмой день – всем веселье,

Как зовется… .(воскресенье) .

Молодцы! Вставайте пожалуйста на ножки, вспомним с вами пальчиковую гимнастику про дни недели.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»:

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

-И так, кто назовёт дни недели по порядку?

-Как называется первый день недели, пятый, шестой?

-В какие дни недели мы ходим в детский сад?

-Какой день недели между четвергом и субботой?

-Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели они приехали?

Итог:

- Что нового и интересного узнали сегодня?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- О чём сможете рассказать друзьям, родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Времена года"

Экологическое воспитание старших дошкольников...

конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) "Времена года. Путешествие в страну старичка - Лесовичка"

Конспект занятия по окружающему миру "Времена года. Путешествие в страну старичка - Лесовичка" (старшая группа)...

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе. «Времена года».

Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы. Путем экспериментирования показать непосредственное влияние солнца на похолодание осенью. Формировать приемы умственных действий: анализа, ...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе «Времена года»

Цель: закрепление знаний о смене времен года через технологию ТРИЗ.Задачи:Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;Закреплять умение работать с...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Времена года»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Времена года»...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сагаалган – Белый месяц»

Конспект образовательного событя "Сагаалган _Белый месяц" подготовительная группа...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сагаалган – Белый месяц»

Конспект образовательного событя "Сагаалган _Белый месяц" подготовительная группа...