Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе. «Времена года».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Попова Наталья Александровна

Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы. Путем экспериментирования показать непосредственное влияние солнца на похолодание осенью. Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования. Закрепить знания  о  видах деревьев,  умения различать их по листьям, формировать грамматический строй речи, умение образовывать прилагательные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_zanyat_v_podg_gr_-_kopiya.docx96.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ  в подготовительной группе.

«Времена года».

                                                                            Воспитатель: Попова Н.А.

Цели: Закрепление знаний о временах года, месяцах.

Задачи: Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы.

Образовательные:

Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы. Путем экспериментирования показать непосредственное влияние солнца на похолодание осенью. Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования. Закрепить знания  о  видах деревьев,  умения различать их по листьям, формировать грамматический строй речи, умение образовывать прилагательные.

Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение, умение работать в коллективе, взаимодействовать. Развивать навыки связной речи, умение составлять связный рассказ по схеме, фантазию, воображение, пространственную ориентацию.

Воспитательные:

воспитывать отзывчивость, любовь к природе, интерес  к поисково-исследовательской  деятельности.

Материалы и оборудование: большой гелиевый шар, круг с изображением времен года, карточки с цифрами, глобус, настольная лампа, оборудование для муз.трансляции  и воспроизведения презентации.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашей природе. Мы отправимся с вами  в путешествие по временам года. Вам интересно, на чем мы будем путешествовать? (воспитатель  вносит большой гелиевый воздушный  шар с разноцветными лентами).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему я выбрала такой вид транспорта, подумайте? (ответы детей: воздушный шар не загрязняет окружающую среду).

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним какое время года сейчас у нас на Ставрополье?

Дети: У нас сейчас золотая осень, уже начался листопад, стоит бабье лето, летит паутина, часто бывают осенние дожди.

Воспитатель: Ребята, очень красивая осень у нас на Ставрополье. Посмотрите на эту картину, ее написал Ставропольский художник Павел Маисеевич Гречишкин и называется она «Ставропольский лес».

(даю детям рассмотреть картину)

Воспитатель: Какое время года изображено на картине? (ответы детей). Да, ребята, осень-это красивое время года. О нем сложено много песен, стихов. Давайте все вместе прочитаем стихотворение Е. Трутневой об осени.(хоровое чтение стихотворения «Осень»)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березки  на плечах

Воспитатель: Ребята, а какие крупные мероприятия проходят на Ставрополье осенью?

Дети: Ярмарки с дарами осени, фестиваль «Золотая осень Ставрополья»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас здесь целый букет осенних листьев. Давайте полюбуемся ими. (предлагаю  детям рассмотреть листья, дети находят в листьях «круг»)

Воспитатель: Ребята, что это за круг нам осень принесла,  здесь спряталась загадка:

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не находят.

Кто они такие?

Ответы детей (12 месяцев)

Воспитатель: А если двенадцать месяцев, то, как это называется?

Дети: Год

Воспитатель: Правильно ребята, перед вами круг это целый год. И в этом круге спрятались все четыре времени года. Назовите их.

Дети перечисляют времена года

Воспитатель: Если круг- целый год, то одно время года, какую часть будет составлять?

Дети: Одну четвертую

Воспитатель: Ребята, догадайтесь, какое время года спряталось под этой четвертинкой? (ответы детей, воспитатель открывает ¼ часть круга желтого цвета)

Воспитатель: Ребята, конечно, вы угадали, здесь спряталась Осень. Но мы с вами уже полюбовались осенью на нашем Ставрополье. Давайте продолжим наше путешествие. ( дети берутся за ленту привязанную к шару и под музыку П.И. Чайковского двигаются по кругу, останавливаются, воспитатель открывает вторую четвертинку с круга серебристого цвета, дети отгадывают какое время года под ней).

Дети: Зима, снег, мороз, метель.

Воспитатель: Ребята, назовите зимние месяцы. (если дети затрудняются, показать первые буквы названий месяцев)

Чтение стихотворения о зиме.

Воспитатель: Какой самый главный зимний праздник?

 (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как называют птиц которые остаются на зиму (зимующие), а которые улетают ( перелетные)

Воспитатель: Становитесь в круг, поиграем.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать - не зевать, только верно называть».

Воспитатель: Молодцы, продолжим наше путешествие (дети под музыку двигаются с шаром по кругу)

Воспитатель:

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит.

Воспитатель: На нашем кругу открываем еще одну четвертую. Какое время года здесь спряталось, а какие же буквы здесь написаны (МАМ), что они обозначают?

Дети: Это первые буквы весенних месяцев: март, апрель, май.

Воспитатель: Ребята, а что за сундучок, что в нем? Таинственный клубок… Кто клубок возьмет, красивое слово о весне назовет.

Дети передают друг, другу клубок, называют слова о весне: теплая, красивая…

Чтение стихотворения о весне.

Воспитатель: Вот осталась последняя остановка, куда мы сейчас полетим в какое время года? (лето)

Открываем последнюю часть. Какие вы здесь видите буквы, ИИА, назовите летние месяцы

Дети: июнь, июль, август.

Воспитатель: Ребята, а какое лето в нашем краю. Его называют красное, красивое, потому что расцветают много,  много цветов. А вот какие цветы расцветают, мы узнаем, если вы правильно, по порядку расставите цифры.

Ребусы

А

М

Р

О

Ш

А

К

7

3

1

2

5

4

6

Дети работают, кто умеет читать, читает, какое слово получилось.

Воспитатель: Вот вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.

А чтобы точно разобраться, почему так происходит, я предлагаю вам стать настоящими учеными и пройти в научную лабораторию.

По центру группы расположен стол, на столе лампа без абажура, глобус.

Дети садятся на стульчики с обеих сторон стола.

Эксперимент:

Воспитатель держит в руках глобус.

Воспитатель: Что это ребята?

(глобус, модель нашей планеты)

-А лампа будет  солнцем. Опишите, что происходит с солнцем и с Землёй.

( воспитатель включает лампу и начинает вращать глобус вокруг своей оси)

Дети комментируют: солнце стоит на месте, а земля вращается вокруг себя.

Воспитатель: Когда Земля вращается вокруг себя что происходит на планете? 

(Происходит смена дня и ночи)

Но, оказывается, земля вращается не только вокруг себя. Но и вокруг Солнца, только вокруг себя быстро, а вокруг солнца медленно, целый год.

И за это время лучи солнца не одинаково освещает землю, в какой -то части больше, а в какой- то меньше. Рассмотрите картинку.

Вращение Земли. Орбита Земли.

Когда лучи от солнца падают прямо, то на земле тепло и это лето. Если лучи солнца падают под углом, то на земле осень или весна. Чем дальше относит шарик от лампы, тем меньше света на него падает, на земле наступает зима. (Дети проделывают опыт сами под наблюдением.)

Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то на земле наступает осень.

Вопросы для размышления:

Воспитатель: Что было бы, если солнце светило всегда одинаково?

Дети:  не было бы осени, зимы, весны.

Какие еще явления в нашей жизни проходят по кругу?

Воспитатель: Какое время года можно назвать утро – года?

Дети: Весну

Воспитатель: Давайте подберем к каждому времени года соответствующую, часть суток день будет… (лето)

вечер …(осень)

ночь …(зима)

Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у всех времен года.

Вспомнили названия всех двенадцати месяцев. Нам пора возвращаться.

Воспитатель: - Ребята, а где мы можем увидеть все месяцы сразу?

Дети: В календаре

Воспитатель: Это вам на память о нашем путешествии.

Рассматриваем календари, находим двенадцать месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и художественному творчеству (лепка) Тема: «Весенние полевые работы»

Формировать у детей первичные знания о сельско-хозяйственных работах в поле ранней весной, а также первичные знания об агрегатах для обработки земли, времени их использования, продолжать учить приемам...

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в младшей разновозрастной группе.

Здесь вы сможете найти конспект интегрированного занятия для младшей разновозрастной группы...

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во второй группе раннего возраста с элементами регионального компонента.

Здесь выможете найти конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во второй группе раннего возраста с элементами регионального компонента....

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе

Я разработала коспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе для показа учителям начальной школы в конце учебного года...