Конспект занятия "Путешествие в вагоне № 5"
план-конспект занятия по математике

Конспект занятия "Путешествие в вагоне № 5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_nod_shigabutdinova_g.v.docx405.82 КБ

Предварительный просмотр:

XVII Всероссийский конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе комбинированной направленности

для детей с задержкой психического развития  от 5 до 6 лет

Тема: «Путешествие в вагоне номер 5»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

                                                             Автор: учитель-дефектолог

Шигабутдинова Галина Викторовна

                                                                           контактные данные: тел.8922772055

                                                     E-mail: LisaKZ@mail.ru

г.Лянтор, 2022 год

Форма обучения: подгрупповое занятие

Наполняемость: 5 человек

Тип занятия: коррекционно – развивающее занятие по формированию элементарных математических представлений

Образовательная технология: игровая, коррекционно– развивающая

Продолжительность: 25 минут

Цель:Формирование и развитие элементарных математических представлений.

Закрепление знаний о пройденных цифрах до 5, порядковый счет до 5, образование числа 5.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Закрепить знания детей о цифрах, её образовании и составе.

- Совершенствовать уравнивание групп предметов.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать навыка счёта и знание цифр;

- Развивать слуховое и зрительное восприятие, воображение.

- Развивать ВПФ (память, внимание, мышление, логику);

3. Коррекционно-воспитательные:

- Формировать способы и умения участвовать в коллективной деятельности,повысить навыки самоконтроля.

- Воспитывать интерес к новым знаниям, повышать познавательный уровень детей.

- Учить детей выстраивать дружеские взаимоотношения между взрослыми и сверстниками.

Форма организации детей: подгрупповая

Используемые методы и приемы:

- объяснительно-репродуктивные - пояснение, инструкции, диалог с обучающимися;

- иллюстративно-объяснительный на протяжении всего занятия (демонстрация слайдов, использование дидактических игр, тематического инструметария);  

- игровой (дидактические игры и упражнения).

Оборудование: картинки билетов,картинки медалей, письмо-послание от героя, волшебный мешочек, бланки с заданиями, простые карандаши, ИКТ.

Предполагаемый результат:

В завершении занятия, дети закрепили знания о цифрах, образовании и составе числа 5.

Научились составлять число 5 разными способами и безошибочно уравнивать группы предметов.

Создали благоприятный климат в коллективе по средствам повышениякоммуникативных навыков детей с ОВЗ в различных ситуациях общения. Дети научились анализировать, логически мыслить и самостоятельно действовать в проблемно-игровой ситуации.  

Практическая ценность: на практике показать познавательное развитие дошкольников в ходе формирования элементарных математических представлений.

   Развитие и формирование познавательной активности обучающегося прослеживается в использование системы специальных, предложенных игровых заданий и упражнений, что позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного материала, Данное занятие может быть использовано педагогами детского сада, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Социальная значимость: познавательное развитие обучающихся с задержкой психического развития в благоприятных условиях, даёт возможность не только сформировать и повысить у них уровень познавательной активности, но и сделать его достаточно устойчивым к проблемным ситуациями ситуациям анализа.

Ход занятия:

I.Вводно-организационная часть (2 минуты).

(Эмоциональный настрой детей на предстоящую познавательную деятельность)

Психогимнастика.

Педагог: Здравствуйте ребята! Подойдите пожалуйста ко мне. Скажите, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей:Хорошее, радостное, веселое.

Педагог: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и через ладошки, передадим друг другу свое хорошее настроение. (Обучающиеся становятся в круг).

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

-ДОБРОЕУТРО РЕБЯТА!!!

Результат: Психогимнастика способствоваласозданию положительного эмоционального фона.

II. Мотивационно – ориентировочная часть (1 минуты).

(создание проблемно-игровой ситуации, сюрпризный момент, актуализация имеющиеся знания по теме)

Сюрпризный момент. Создание проблемно-игровой ситуации.

Педагог: Сегодня утром нам доставили приглашение в удивительную страну «Цифряндию» и интересный мешочек. Приглашает нас в неё, самый главный математик этой страны.

«Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие в страну «Цифряндию». Но что бы попасть в эту страну, вам предстоит отправиться в путешествие на поезде в вагоне № 5. В пути ваш вагон будет останавливаться на 5 станциях, где вас будут ждать интересные задания, в которых вы будете должны показать свои знания, умения, сообразительность. Отправляю вам мешочек ссюрпризом, но его можно будет открыть только тогда, когда вы справитесь со всеми заданиями. Счастливого пути!» (Приложение 1)

Педагог: Ребята вы хотите отправиться в путешествие?

Ответы детей: да.

Педагог: Вы готовы проявить все свои знания, что бы справиться с заданиями на станциях?

Ответы детей: да.

Педагог: Скажите ребята, какое число звучало в письме?

Ответы детей: 5.

Педагог: Давайте посчитаем, сколько нам нужно билетов на этот поезд.

Ответы детей: дети считают себя и дают свой ответ 5.

Педагог: Что же нам делать…билетов то у нас и нет. Давайте отправимся на перрон к железнодорожной кассе.

Результат: Дети  проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Сюрпризный момент (мешочек от главного математика) эмоционально настроил детей на  предстоящую образовательную деятельность. Использование фонового музыкального сопровождения, вызвал  эмоциональный отклик у детей. В ходе беседы актуализировались знания о числе5. Дети озадачились решением проблемно-игровой ситуации.

III. Поисковый этап (1 минута).

(Поиск решения проблемной ситуации)

Педагог: Вот мы уже и у кассы вокзала, оказывается, чтобы каждому получить свои билеты, нужно проявить находчивость. Что же нам придумать? Как проявить свои знания? Ведь не просто так, нам нужны билеты именно в вагон № 5.

Ответы детей: Дети предлагают варианты. как заполучить билеты в вагон № 5.

Педагог: (направляет детей на правильный путь по решению проблемной ситуации). Отлично придумано!  Получим билеты за правильные ответы на загадки.

(Педагог загадывает загадки каждому ребёнку и за правильный ответ выдаёт билет. Затруднившемуся в ответе ребёнку помогают сверстники)

1.Эту цифру знать изволь:

Как баранка цифра ….

                                        (ноль)

2.Еденица – будто спица.

Вот какая ….

                                       (еденица)

3. Шея, хвост и голова,

Словно лебедь – цифра ….

                                        (два)

4. Две подковки – посмотри –

Превратились в цифру ….

                                        (три)

5. Давно известно людям в мире:

Как молнии зигзаг - ….

                                        (четыре)

6. Легко запомнить и понять:

На крюк похожа цифра ….

                                        (пять)

Ответы детей: 0,1, 2, 3, 4, 5

Педагог: Замечательно ребята! Вы уже знаете так много цифр. Каждый получает свой билет. Ну что ж, пора отправляться в дорогу. Прошу проследовать в наш вагон №5.

(Приложение 2)

Звучит музыка «Паровозик из «Ромашково», дети встают в круг.

Результат: Дети нашли решение проблемно-игровой ситуации: отгадать загадки и за правильные ответы получить билет на поезд в вагон №5.

IV. Практический этап (20 минут).  

Педагог: Итак, добравшись до первой станции нас ждётпервое задание!

Станция «Назови соседа».

(Научить детейнаходить предыдущее число и последующее число к названному числу) Педагог: Нужно уметь находить предыдущее число и последующее число к названному числу.

Педагог напоминает: «У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, онопоследующее.

Педагог: Назовите соседа чисел: 1;2;3;4;5».

Ответы детей: Дети правильно отвечают на вопросы

Педагог: Вы молодцы, умеете находить предыдущее и последующее число, а мы  с вами отправляемся на следующую станцию.

Результат: Дети научились находить предыдущее число и последующее число к названному числу.

Станция «Математическаяразминка»

(Вспомнитькакое число находится между предложенными числами, освежить знания больше и меньше)

Педагог: На этой станции, вас ждут интересные вопросы (отвечая на них, поднимаем руку)

  1. – Посчитайтеот1до5.
  2.  – Какое число находится между числами 3 и 5;2 и 4;1 и 3?
  3.  – Назови сколько пальце на одной руке? Сколько на второй?
  4.  – Какое число больше 3 или 5; 1 или 4; 0 или 4?
  5.  – Какое число меньше 4 или 2; 3 или 1; 0 или 3?
  6.  – Я называю слова, а вы говорите какое из них лишнее, почему.
  • (вторник,среда,четверг, единица,пятница)
  • (весна, двойка, лето, осень)
  • (треугольник, круг,квадрат, пятёрка).

Результат: Дети вспомниликакое число находится между предложенными числами, освежили знания больше и меньше.

Педагог: Молодцы! Мы не успели оглянуться, как добрались до третей станции. Вынаверно немного утомились?

Ответы детей:звучат различные ответы детей

Педагог: Здесь то мы немного отдохнём и продолжим путь.

Станция «Отдохни».

(Настроить детей на дальнейшую работу, путём расслабления и выполнения физ.минутки)

Педагог: Ребята предлагаю всем сойти с поезда и немного размяться.

Повторяйте движения за мной. (Педагог читает стихотворение и показывает детям движения)

До носочков дотянулись,  Вправо, влево повернулись  

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем Дружно до 5 считаем.

Глазки открываем.

Педагог: Ребята, вот мы с вами отдохнули. Я предлагаю вам присесть на свои места, ножки поставьте вместе, спинка прямая.

Результат: Дети настроены на дальнейшую работу, снят мышечный тонус.

Станция «Узнавайка, выполняйка»

(Научить детей правильному написанию цифры 5 и закрепить знания количественного счёта)

Педагог: У вас на столе листы бумаги и простые карандаши. На них изображено правильное написание цифры 5. Ваша задача будет обвести по линиям эту цифру и выполнить следующее задание на листе. Нарисовать в каждом ряду столько треугольников, сколько обозначено цифрой. (Приложение 3)

(Дети выполняют задания самостоятельно)

Педагог: Хорошо потрудились ребята. Наш поезд отправляется дальше.

Результат: Дети обучились правильному написанию цифры 5 и закрепить знания количественного счёта.

Станция «Посчитайка» с применением ИКТ.

(Закрепить умение детей соотносить цифры с числом. Узнавать и правильно называть цифры).

Педагог: Прибыли мы на следующую заключительную станцию, пройдёмте.

 Дети подходят к мультимедийному оборудованию. (Приложение 4)

1-й слайд. Педагог включает презентацию «Соотнеси цифры с числом 1-5»

2-й слайд. На экране появляется картинка с изображением 1 солнца.

(После правильного ответа рядом с изображением солнца появляется картинка с изображением цифры 1).

3-й слайд. На экране появляется картинка с изображением 2 пирамидок.

(После правильного ответа рядом с изображениями пирамидок  появляется картинка с изображением цифры 2).

4-й слайд. На экране появляется картинка с изображениями 3 машинок.

(После правильного ответа рядом с изображениями машинок появляется картинка с изображением цифры 3).

5-й слайд. На экране появляется картинка с изображениями 4 кукол.

(После правильного ответа рядом с изображениями кукол появляется картинка с изображением цифры 4).

6-й слайд. На экране появляется картинка с изображениями 5 шариков.

(После правильного ответа рядом с изображениями шариков появляется картинка с изображением цифры 5).

Педагог: Правильно! Молодцы! Вы все справились с заданиями.

Результат: Дети закрепили умение соотносить цифры с числом. Узнавать и правильно называть цифры.

V. Рефлексивно-оценочный этап (1 минуты).

(Подведение итогов образовательной деятельности, формирование у детей элементарных навыков самооценки и взаимооценки).

Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие вагоне №5. Вы выполнили все задания по пути в страну «Цифряндию»! Присаживайтесь на ковер, отдохните. (Дети садятся на коврик полукругом).

   Вы такие молодцы! Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети. Нам пора возвращаться в детский сад. Осталось только открыть мешочек, который нам прислал главный математик в начале путешествия. (Педагог достаёт мешочек, а из него медали)

(Приложение 5)

Здесь еще небольшое послание «Моиюныедрузья! Выполняя все задания на станциях, вы и очутились в моей замечательной стране. Ведь цифры нас ожидают повсюду! Желаю вам ребята и дальше изучать, познавать и закреплять свои знания о цифрах и числах. В память о вашем путешествии, дарю вам медали «Знаю всё на 5». Надеюсь они вампонравятся». (Приложение 6)

(Педагог вручает каждому ребёнку медаль)

-Ребята,атеперьскажите,вампонравилосьпутешествие?

-Давайтевспомнимкакиезаданиямывыполняли?

-Какиезаданиявампонравились?

-Акакиезаданиявампоказалисьнаиболеесложными?

Ответы детей: На каждый вопрос звучат индивидуальные ответы детей

Педагог: Наше занятие закончилось. Всем спасибо. Давайте скажем до свидания!

  Используемая литература:

  1. Морозова И.А., ПушкареваМ.А. КРО. Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР;
  2. Стапанов В. А., Азбука в загадках. Серия  «Любимая библиотека» Умка 2017г.;

3.         Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П., Кондратьева C.Ю., Логинова Е.А.и др. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития»;

   4.         Ротарь Н. В.Карцева Т. В.Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст

5.          Шевченко С.Г. Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 80 с.

            Приложения:

  1. Послание от главного математика                                  2. Билет на поезд в вагон № 5

F:\22-23 уч.год\Мой лучший урок\Приложения\2022-10-11_19-41-27.png                                F:\22-23 уч.год\Мой лучший урок\Приложения\2022-10-11_19-47-05.png

3. Бланк с заданием            4. ИКТ дидактическая игра «Соотнеси цифру с числом 1-5»

                                                                                          5. Медаль от главного математика

 C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2022-10-08_00-34-05.png                                                C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2022-10-11_19-50-54.png

6. Заключительное послание от главного математика

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2022-10-11_19-53-01.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественному труду (конструирование) в старшей группе ДОУ Тема: Паровоз и вагоны для Гены и Чебурашки (из нетрадиционного материала)

Конспект НОД по художественному труду (конструирование) в старшей группе ДОУ Тема: Паровоз и вагоны для Гены и Чебурашки (из нетрадиционного материала)Цель: учить детей создавать поделку, использ...

Конспект занятия «Вагон»

Цель: сконструировать вагон,  используя прием «аналогия»;  учить детей обклеивать готовые коробочки цветной бумагой, предвар...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Почтовые вагоны» в старшей группе

Образовательная деятельность направленна на формирование у детей представленний о работе сотрудников почты. В данном занятие используются здоровьесберегающие технологии, различные методы и формы работ...

Конспект занятия подготовительной группы Тема: «Загадочная вселенная» Составила воспитатель первой квалификационной категории Кириллова Светлана Николаевна МБДОУ детский сад «Голубой вагон»

Конспект занятия подготовительной группы Тема: «Загадочная вселенная»Составила воспитатель первой квалификационной категории Кириллова Светлана НиколаевнаМБДОУ детский сад «Голубой в...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Путешествие на голубом вагоне»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи. Закрепления знаний о транспорте....

План-конспект занятия по конструированию, ручному труду на тему «Вагон» в старшей группе.

Дети из готовых коробочек, обклеивая ее цветной бумагой делали вагончик для зверей....