Статья "Счетные палочки Кюизенера как средство формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста"
статья по математике (старшая группа)

Алина Андреевна Луконина

Предварительный просмотр:

СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ Х.КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                           

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.  Математика дает огромные возможности для развития мышления? она занимает особое место в интеллектуальном развитии детей. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью. Происходит усвоение детьми таких исходных математических представлений и понятий как геометрические фигуры и формы предмета. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий, и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. [3]

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблема формирования геометрических представлений и знакомство детей с геометрическими фигурами и формой предмета изучается   с конца 19 – начала 20 века, как в отечественной, так и зарубежной педагогике. Осуществляется поиск путей совершенствования, методики формирования геометрических представлений у дошкольников. Данной проблеме педагоги уделяют особое вниманиетак как формирование элементарных математических представлений, а именно формировании знаний о геометрических фигурах в дальнейшем положительно влияет на освоение начального образования и станет именно той прочной ступенью, которая обеспечит освоение курса математики. [2]

В дошкольной педагогике имеется огромное количество разнообразных дидактических игр и пособий. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. По мнению Л. Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящей, А.И. Кирилловой, эффективными в плане формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста, являются цветные палочки Х.Кюизенера. [1] Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.  Используя их, можно создать модели различных геометрических фигур. Следовательно, они должны наиболее эффективно использоваться в работе с дошкольниками. Данное положение позволило определить цель исследования. Целью являлось изучить дидактические основы и эффективность формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием цветных счётных палочек Кюизенера.

Теоретическое изучение вопроса использования счетных палочек Кюизенера в формировании геометрическом представлении дошкольников поставило нас перед необходимостью проведения опытно-экспериментальной работы на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» г. Черногорска. В исследовании приняли участие 22 ребенка старшей группы «Непоседы». Возраст детей – от 5 до 6 лет. Для определения исходного уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста использовались диагностические задания направленные на выявление: знаний о названиях геометрических фигур, умение классифицировать геометрические фигуры, знаний о признаках отличия одной геометрической фигуры от другой, умений определять форму окружающих предметов, умение моделировать геометрические фигуры.

Основываясь на полученных данных, низкий уровень-36%, средний уровень-50%, высокий уровень-14%, мы определили общий уровень сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в группе педагогами ведётся работа по формированию геометрических представлений, но не на достаточном уровне и требует изменений.

На формирующем этапе эксперимента акцент в работе был сделан на использование игр с цветными счётными палочками Х.Кюизенера для формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Мы составили картотеку игр и работали по ней с детьми. В картотеке содержались следующие игры: «Сделай фигуру», «Разноцветные флажки», «Хвойный бор», «Строительство домов», «Бусы», «Сушим полотенца».

Таким образом, использование игровых ситуаций с палочками Кюзинера разнообразило процесс формирования элементарных геометрических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности. Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе эксперимента, выявила существенную динамику в уровнях сформированности геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста. Было установлено, что высокий уровень сформированности геометрических представлений повысился: высокий уровень составил – 36 %, средний ‒ 50 %, низкий-14%. Результаты исследования свидетельствуют о преобладании среднего и высокого уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно палочки Кюизенера можно использовать в различных упражнениях и играх, которые помогут детям лучше запомнить и закрепить изученный материал.

Таким образом предположение об эффективности использования палочек Кюизенера при формировании геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста подтвердилось, цель исследования достигнута.

Библиографический список:

  1. Непомнящая, Р.А., Михайлова, З. А.  Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников/ Р. А. Непомнящая, З. А. Михайлова.-Л.: ЛГПИ им.А. И. Герцена, 2003.-220с.
  2. Полякова, М., Михайлова, З. Первые шаги в математику/ М. Полякова, З. Михайлова // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 12.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Как через кружковую деятельность формировать мтематические представления у детей....

Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....

"Рисование цифрами как средство развития количественных представлений детей старшего дошкольного возраста"

Статья посвещяна влиянию рисования цифрами на развития количественных представлений старших дошкольников....

Фольклор как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование фольклора как средство развития математических представлений...