мастер-класс на тему "Использование квадрата Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста"
материал по математике

Тур Наталья Александровна

В своей работе я использую такую технологию как Квадрат Воскобовича или «Игровой квадрат», а еще называют «Волшебный квадрат».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеёк»

Подготовила и провела: Наталья Александровна Тур

 воспитатель старшей группы

с. Мильково

Мастер – класс на тему: «Использование Квадрата Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель:Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по ФЭМП детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить педагогов с развивающим пособием «Квадратом Воскобовича», его особенностями, формами и методами работы;
  • развивать творческий познавательный интерес к играм В. В. Воскобовича;
  • повышать интерес к авторским играм; желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.
  • Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества педагогов.

Оборудование: Игровое пособие «Волшебный квадрат Воскобовича», схемы, цветные силуэты ладошек, ручки, картина с изображением детского сада, аудио запись спокойной музыки.

Предварительная работа: Изучение литературы из разных источников по данному вопросу; внедрение и использование данной технологии в своей образовательной деятельности, приобретение игровых пособий, а так же изготовление пособий своими руками.

План:

  1. Организационный момент;                                                                                                                                          
  2. Теоретическая часть(история создания Квадрата Воскобовича)
  3. Практическая часть:
  • Игра с «Волшебным квадратом Воскобовича» по сказке «Теремок»;
  1. Итог - рефлексия

Ход мастер - класса:

«Организационный момент:

1 слайд. Всем здравствуйте. Я рада вас всех видеть, тема моего  мастер-класса   «Использование Квадрата Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаем (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

Теоретическая часть.

2 слайд. В своей работе я использую такую технологию как Квадрат Воскобовича или «Игровой квадрат», а еще называют «Волшебный квадрат».

Инженер-физик Вячеслав Вадимович Воскобович в начале 1990-х годов разработал для собственных детей̆ серию игр, которые со временем составили отдельную методику, направленную на развитие логики. Данная игра квадрат Воскобовича  не работает по принципу – один раз собрал и отложил, а является универсальным творческим  пособием,  которое  можно использовать многократно.

Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный.

 На плотную ткань наклеивают треугольники. Размер квадрата может быть 14Х14 или 15Х15. Всего  треугольников – 32 шт. Можно приобрести такие квадраты, к ним идет книжка – схемы и увлекательная сказка  «Тайна Ворона Метра»

 «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. 

Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности, сенсорные способности, умение конструировать.

Также  ребята знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр.

У этого «долгоиграющего оригами» огромные возможности для детского творчества!

Перед тем как нам начать играть. Предлагаю, вам  немного познакомится с квадратом визуально и тактильно.

Практическая часть:

Хочу предложить  вам, немножко побыть детьми и поиграть с квадратом по мотивам сказки «Теремок».

У  вас на столах лежит геометрическая фигура. Скажите, как она называется? (квадрат)

Правильно!  Покажите и скажите, сколько сторон у квадрата? (4)

А сколько углов (4) . Покажите мне, пожалуйста, середину квадрата! Теперь возьмите Волшебный квадрат в руки и потрогайте его.

Какие цвета у нашего квадрата? (красный и зеленый и т.д.)

Сколько всего  цветов у нашего квадрата (2 и 4) (закрепление названий геометрических фигур, цветов, закрепление терминов «сторона», «угол» счет до 5)

Замечательно! Все правильно вы сказали. Да это же к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое путешествие в сказку. Он очень хочет с вами поиграть. Сейчас наш волшебный квадрат большой. Давайте превратим его в маленький квадрат. Сложите его пополам, а потом еще пополам. Какой у нас квадрат получился? (маленький)

А теперь наш квадрат превратиться в дом-теремок. Сделайте квадрат большим. А теперь согните левый верхний и правый верхний угол– получился дом.  Дом с какой крышей у вас получился? Замечательно!

Стоит в поле теремок-теремок Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит, смотрит - теремок стоит!

 Складывают мышку.

Сложите квадрат пополам и загните верхний уголок. Замечательно, вот и мышка стала в теремке жить поживать, да чай распивать. Сколько зверей  стало жить в домике? ( 1)

(доставая игрушечную лягушку): Вот лягушка скачет по полянке, в теремке тоже хочет жить, мышку конфеткой угостить. Пока лягушка скакала, конфетку потеряла. Давайте поможем Лягушке – квакушке и сделаем ей конфету.Складывают конфету. Положите квадрат так, чтобы один уголок был вверху, а второй внизу. А теперь сложите уголки, которые находятся слева и справа. Замечательно!

Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, чтоб угостить мышку конфетой  и с ней вместе жить. Сколько теперь зверушек в домике.  (2)

Тут на опушку выскочил зайчик.  Ой, что же это? Это озеро. Зайцу озеро преградило дорожку к терему. А как же зайцу попасть к теремку? (надо переплыть) На чем можно переплыть озеро? (На лодке) . А у нас она есть? (Нет) А давайте мы ее сделаем из нашего волшебного квадрата! Сложите квадратик, как конфетку, а потом пополам. Наш волшебный квадратик превратился в лодочку. Отправляемся на нем вместе с зайцем  путешествовать по ручью, поплыли. (Встаем и плывем по ручью)

Вот заинька переплыл ручей, зашел в теремок и стали они жить вместе. Сколько зверушек стало в домике? (3)

Кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, лиса. Но пока она бежала по дорожке, потеряла туфельку. Ребята, давайте поможем лисе и сделаем для нее туфельку.(делают туфельку) Сложите квадрат пополам, затем правый верхний угол согнули и нижний левый угол согнули и получилась туфелька.  Сколько зверушек живет в теремке? (4)

А по лесу уж медведь идёт. Увидел теремок – как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!

Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок? (Нет) Почему? (Медведь очень большой) А теремок у нас … .? (Маленький)

После того как пришёл медведь и развалил теремок, Что же делать? Как зверям жить дальше? Теремка нет. Что надо сделать?(Надо построить новый Теремок)

Какой должен быть теремок, чтобы в нём всем зверям было не тесно?

Большой, высокий, чтобы всем хватило места. Давайте все вместе из наших волшебных квадратов построим один большой теремок.

Замечательно! Вот какой большой у нас получился Теремок! Теперь всем животным хватит места! Наши животные будут жить вместе весело и дружно! Всем спасибо!

3 слайд. Итог: В заключение своего мастер-класса я предлагаю вам рефлексию «Всё у меня в руках»

Я думаю,  вы со мной согласитесь, что детский сад наш второй дом. А коллектив наш -  дружная семья. Давайте совместно с вами создадим цветную композицию из трафаретов ладошек.  

 Предлагаю закончить фразу, написать её на трафарете ладошек,  озвучить и дополнить данную картину.

- Сегодня я узнал (ла)...

- Было интересно...

- Свой вариант….

Уважаемые коллеги. Хочу вас всех поблагодарить за участие, творчество и позитивный настрой. Желаю вам успехов в своей работе и творчества. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...