занятие по математике с палочками Кюизенера "Заколдованный будильник"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ухобатова Ирина Борисовна

занятие по математике с использованием игрового материала палочки Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zakoldovannyy_budilnik.docx86.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с палочками Кюизенера на тему «Заколдованный будильник».

Цель образовательной деятельности: Привлечение интереса к использованию палочек Кюизенера в развитии познавательных способностей детей.

Задачи

Образовательные: с помощь палочек Кюизенера

закрепить математические представления о числе, совершенствовать навыки порядкового счета, умение называть соседей числа, последующие и предыдущие числа; продолжать осваивать состав числа из двух меньших чисел и цифр, устанавливая соотношение между цветной палочкой Кюизенера и цифрой. Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа, получаса.

Развивающие: продолжать учиться состалять задачи по картинкам и решать их, составляя решения с помощью палочек Кюизенера.

 Развивать логику мышления, память, зрительное внимание, воображение, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Методы и приемы: проблемная ситуация, игровые задания с палочками Кюизенера.

Раздаточный: Набор палочек Кюизенера на всех, карточки с рисунками для составления задач, карточки с примерами, часы на всех, карточки с цифры на ощупь.

Демонстрационный материал: Презентация «Часы», карточки для складывания слова молодцы,

Образовательная деятельность:

Организационный момент. 

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Ребята! Давайте поделимся радужными улыбками и подарим хорошее настроение друг другу. Я, хочу сегодня стать волшебницей, у меня в руках волшебная палочка.

«Волшебной палочкой взмахну и вас в ветер превращу»

Дети изображают ветер.

«Раз, два, три медведи пошли»

Дети изображаю медведей.

«Раз, два, три, четыре, пять все птичками летят»

Дети изображают птичек.

Звенит будильник. Что это? (предположение детей).

Слайд 1 Закрытый пазлами будильник

Воспитатель: Будильник заколдован, его надо расколдовать. Может вы станете волшебниками и расколдуете будильник?

Дети: Да (если дети говорят, что надо волшебную вещь иметь, воспитатель говорит, что необязательно иметь волшебную палочку, можно выполнить сложные задания)

Воспитатель: Что бы расколдовать, нужно выполнить задания. Вы готовы?

Дети: Готовы

Дети на ощупь ищут первое задание.

1 задание «Зарядка»

Воспитатель предлагает взять каждому по одной цветной палочке, так что бы числа не повторялись.  по порядку становись, по порядку рассчитайся (меняются палочками один раз)

Задания:

- по порядку становись, по порядку рассчитайся (меняются палочками один раз);

- назови своих соседей;

- какой сосед твоего числа меньше на 1;2    больше.

- назови предыдущее число своего числа

-назови последующее число своего числа

-назови все предыдущие числа своего числа

-назови все последующие числа своего числа.

Слайд 2 Открывается одна часть будильника.

Молодцы, одну часть будильника расколдовали.

Дети на ощупь находят второе задание.

2 задание «Реши задачи»

 Воспитатель предлагает пройти за столы

Задачи по карточкам на сложение и вычитание (решение с помощью палочек, карточка на двоих)

Слайд 3 Открывается вторая часть будильника.

Молодцы, вторую часть будильника расколдовали.

Дети на ощупь находят третье задание.

Задание 3 Игра «Подобрать ключ к часам»

Реши пример и найди ключ (числовая палочка). Найдите часы на которых показывает такое же время, какое число обозначает палочка.

Слайд 4 Открывается третья часть будильника

Молодцы, третью часть будильника расколдовали.

Задание 4

Игра «Подставка под будильник»

Воспитатель предлагает для будильника сделать подставку, какого захотят размера.

Воспитатель предлагает прочесть, как можно получить число шесть из цифр. Дети; Один плюс пять получится шесть и т.д.

Слайд 5 Открывается четвертая часть будильника.

Воспитатель: Вот мы с вами и расколдовали будильник, вы настоящие волшебники. Который час показывает будильник?

Дети: Ровно три часа.

Воспитатель: зачем мы расколдовали будильник, зачем нам нужны часы?

Дети: определять время, когда вставать, есть и т.д.

Слайд 6,7,8 дети решают задания: Во сколько часов Золушка потеряла туфельку, Во сколько часов Буратино закапал денежки. Во сколько часов Красная шапочка пришла к бабушке.

За правильные ответы получайте волшебное слово. Воспитатель предлагает каточки с цифрами и буквами. Дети выкладывают цифры по порядку и читают слово МОЛОДЦЫ. (карточки предлагаю поместить в уголок математики).

Итог занятия.

Кем мы с вами сегодня побывали? Какое волшебство совершили и с помощь чего?

Воспитатель показывает солнышко и тучу.

Кому было легко, возьмите яркую палочку и выложите лучики солнышку. А кому было трудно, синюю к тучке.

Лексическая тема: «Покорение космоса»

Тема «Состав числа 9»

Образовательные задачи. Обеспечить применение на практике навыков количественного, порядкового счета в пределах девяти. Обеспечить развитие умения составлять число девять из двух меньших чисел, устанавливать соответствие между цветной палочкой Кюизенера и цифрой, конструировать предметы из цветных палочек; классифицировать геометрические фигуры из набора Дьенеша по нескольким параметрам (цвет, форма, размер).

Коррекционно-развивающие задачи. Обеспечить развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и слуховое восприятия, развивать логическое мышление,

Воспитательные задачи. Способствовать развитию интереса к математике, формированию самостоятельности, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование: Инопланетяне разной формы и размера с цифрами от 1 до 9; Карточка «Найди недостающий предмет»; три обруча: красный, синий, зеленый; дидактические наборы «Палочки Кюизенера»; логические блоки Дьенеша и логические фигуры по количеству детей.

Ход: 

1. Организационный момент

На доске размещены хаотично фигуры инопланетян (с номерами от 1 до 9).

Педагог: Ребята, кто это сегодня нас посетил?

Дети: Пришельцы, инопланетяне и др.

Педагог: Как вы думаете, что могло произойти, раз они очутились не на своей планете?

Дети: Произошла авария, катастрофа на планете и др.

Педагог: Сколько инопланетян оказалось у нас на планете земля?

Дети: Девять.

Педагог: Как догадались?

Дети: Посчитали, посмотрели на цифры.

Педагог: Как можно проверить правильность ваших ответов?

Дети: поставить инопланетян друг за другом в соответствии с цифрами.

(дети выстраивают инопланетян по порядку от 1 до 9).

Педагог: Сколько инопланетян? Который по счету квадратный? Который между вторым и четвертым? Который после пятого? Впереди шестого? И т.д.

(дети замечают у последнего инопланетянина в руках письмо).

Педагог (читает письмо или звуковое письмо) «Мы просим помощи у землян. Отремонтировать звездолет». Вы поможете?

Дети: Да.

2. Игра «Найди недостающий корабль»

Педагог: Посмотрите внимательно на карточку и скажите какого космического корабля не хватает в пустой клетке? На этом корабле прилетели инопланетяне.

3. Игра «Строим звездолет» (Палочки Кюизенера).

Педагог: Из цветных палочек нужно выложить корпус корабля: длиной в одну красную палочку (9), высотой в 5 рядов, в каждом ряду по 2 палочки (состав числа 9).

Витя, какие палочки ты выложил во втором ряду?

Дети: Черную и белую.

Педагог: А теперь назови числа. Черная палочка – это какое число?

Дети: Это семь.

Педагог: А белая?

Дети: Это один.

Педагог: А вместе они составили красную палочку обозначающую число девять. Рома, как мы запишем пример на доске?

Дети: Восемь плюс один равно девять. (педагог записывает пример на доске. То же самое повторить со всеми вариантами состава числа 9).

Педагог: Молодцы, ребята. А теперь достройте звездолеты из любых подходящих палочек так, чтобы они были готовы к полету.

4. Игра «Сокровища» (блоки Дьенеша)

Педагог: Но у наших инопланетян еще одна проблема. При аварии из трюмов рассыпались сокровища. Их нужно разложить на свои места используя логические фигуры Дьенеша.

В первом, красном трюме (используются листы с нарисованными цветными кругами) должны лежать фигуры красного цвета. Во втором, зеленом – фигуры треугольной формы, а в третьем, синем – фигуры синего цвета. Те фигуры, которые не подходят под эти правила, должны остаться вне кругов. (Дети выполняют задание).

Педагог: Скажите, куда попали красные треугольники?

Дети: Между первым и вторым кругом.

Педагог: А синие треугольники?

Дети: Между вторым и третьим кругом.

Педагог: А желтые фигуры?

Дети: Они вне кругов.

Педагог: Молодцы! Вы помогли сохранить сокровища.

5. Физкультминутка

                                   Раз, два стоит ракета.

                                   Три, четыре – самолет.

                                   Раз, два – хлопок в ладоши,

                                   А потом на каждый счет.

                                   Звездолет мы смастерили,

                                    К звездам путь открыть решили    

                                    Звездолет, звездолет, отправляемся в полет.

Под музыку дети «разлетаются» по группе.

6. Игра «Маршрут корабля»

Наши гости готовятся к полету. Давайте поможем им проложить маршрут корабля. Выложите маршрут, по которому полетит корабль, из геометрических фигур (логические блоки Дьенеша) так, чтобы рядом не было двух одинаковых по форме и цвету фигур.

Пусть каждый посмотрит на результат своего соседа: все ли правильно он выложил? (Цепочки фигур проверяются, озвучиваются и исправляются ошибки).

Молодцы, ребята. Перед тем, как попрощаться с нашими гостями, давайте нарисуем их портреты.

7. «Портрет инопланетянина» (палочки Кюизенера).

Выложите из любых палочек фигуру инопланетянина так, как вы себе его представляете. (Дети выкладывают).

8. Организация окончания занятия.

Педагог: Наши гости говорят вам спасибо и прощаются с вами! Скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие? Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

А теперь соберем фигуры в коробки и выйдем на ковер. Мы тоже превратимся в космонавтов и полетим в космос!

Лексическая тема: «Комнатные растения»».

Тема: «Знакомство с деньгами».        

Образовательные задачи: Познакомить детей с деньгами и их предназначением. Решать примеры на сложение и вычитание с применением купюр и монет. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевой и мыслительной деятельности, точности восприятия. Активизация словаря: деньги, рубль, монета, купюра, штампуют, металл.

Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование: Кукла Буратино.  Видео: фрагмент песни «поле чудес», презентация «История денег». Деньги – монеты достоинством 1,2,5 рублей; купюры достоинством 10 и 50 рублей, копейки.

Ход организованной образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

- К нам в детский сад, сегодня пришел Буратино. Он очень расстроен. Так как потерял одну очень нужную ему вещь. А какую, сейчас узнаем.  Давайте откроем тетради, поставьте точку на пересечении линий (графический диктант).

adccca645d753334d468caecbcd5f40e.jpg

- Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Дети: Ключ.

- Правильно ключ, а давайте подумаем к какой двери может подойти этот ключ. (Ответы детей) Этот ключ от двери, которая находиться в каморке у папы Карло.

2. Просмотр фрагмента из фильма «Буратино» (песня Поле чудес).

- Кто дал Буратино пять золотых? Правда, что деньги растут на дереве? 

Что такое деньги? Где берут деньги взрослые? Зачем нужны деньги?

Давайте рассмотрим монеты и бумажные купюры. Сравним их и скажем чем они похожи и чем отличаются? С одной стороны денежного знака указана его стоимость (есть цифры), а с другой стороны - герб нашей страны. Что есть на сторонах и купюр и монет (ответы детей).

Отличаются деньги материалом, из которого они изготавливаются. Купюры печатаются, а монеты штампуются из металла. Монеты изготавливаются из разного металла, а купюры печатаются.

3. Просмотр презентации «История деньг»

Беседа на тему почему понадобились деньги.

4. Физминутка:

Мы глазами миг, миг                (моргать глазами)

Мы плечами чик, чик               (движение плечами вверх)

Раз туда, два сюда                  (руки на пояс повороты вправо, влево)

Повернись вокруг себя

Сели встали, сели встали

Руки к верху все подняли

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора.

- А сейчас мы с вами отправимся в цветочный магазин. Для создания уголка природы в детском саду нужны комнатные растения.

5. Игра «Цветочный магазин».

На столе выставлены комнатные растения, возле каждого ценник стоимости этого комнатного растения. Детям выдаются деньги (10 или 20, 50 рублей). Роль продавца в начале берет на себя воспитатель. Дети по очереди подходят к прилавку.

Ребенок: Мне нужно два растения фиалка за 3 рубля и хларофитум за 5 рублей (подает 10 рублей).

Товар выдается картинками, на которых изображены комнатные растения.

- Три плюс пять равно восемь. Вы мне дали десять рублей, от десяти отнять восемь получится два. Возьмите пожалуйста два рубля сдачи.

(продавец может ошибаться в подсчетах, тем самым вызывая детей проверять сдачу).

6. Организация окончания занятия. Оценка работ детей.

- Что сегодня узнали? Что бы пользоваться деньгами нужно уметь считать, решать примеры на сложение и вычитание. Предложить детям продолжить игру в магазин.

Лексическая тема: «Комнатные растения».

Тема: «Первые шаги в экономику»

Образовательные задачи: Познакомить детей с «банком», как с учреждением, где хранятся деньги. Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета. Совершенствовать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевой и мыслительной деятельности, точности восприятия.

Воспитательные задачи: Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.

Оборудование: Куклы перчаточные: тетушка – работник банка, волк. Кукла Буратино. Диск «Уроки тетушки совы». Карта схема бюджета семьи.

Ход организованной образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Идет Буратино с мешочком с деньгами.
Воспитатель: Буратино, куда ты идешь?
Буратино: Я иду в «страну Дураков», там есть поле чудес, я хочу там закопать деньги в землю, чтобы наутро выросло дерево, увешанное золотыми монетами.
Воспитатель: Прав ли Буратино? Если закопать деньги, они вырастут? А что с ними случится?

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы деньги сохранить? Где хранить? Ответы детей: Отнести в банк и там они сохранятся.

2. Просмотр части мультфильма «уроки Тётушки Совы» (что такое банк).

3. Воспитатель: ну, что, Буратино, ты понял, что такое банк и для чего он нужен?

Буратино идет в сказочную страну и подходит к стенду - банку. Выходит, банковская служащая: 

Открыли сегодня банк в лесу,

Всех я в банк зову.
Клиентов я не обману,

И деньги в банке сохраню!

Служащая принимает деньги у Буратино. Выдает квитанцию.
Звучит музыка.

Выскакивает волк:


Знаю, любите трудиться,
Знаю, деньги есть у вас,
Мне ж трудиться не годится,
Заболею в тот же час.
Я деньги-денежки люблю,
Но я работать не хочу.
Работа мне не по плечу,
Я от нее худею,
Я лучше деньги отберу,
В большой мешок их положу,
И буду жить да поживать,
Пока не постарею.
Ага! Испугались?! Задрожали?!
Открывайте кошельки, Отдавайте денежки!

Дети отвечают: А у нас их нет!
Волк: Так я вам и поверил! Вы же с утра до вечера работаете в детском саду. И наверное получаете зарплату. А, я знаю у кого точно денежки есть. обращаясь к Буратино: Давай сюда свои денежки.
Дети: А у него все деньги в банке!
Волк: Где? Где? Ну, так я эту банку вмиг отыщу! А какая она - железная или пластмассовая? Большая или очень большая?
Дети объясняют волку, что банк - это учреждение, где хранятся деньги.
Волк:
Дети, вы меня простите,
В банк работать возьмите,
Буду банк я охранять,
От грабителей ваши денежки защищать!
(Воспитатель предлагает детям взять волка охранником).

4. Физкультурная минутка


Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают)
Каждый кладу очень рад, (улыбаемся друг другу)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

5. Экономическая сказка «Репка» 

Воспитатель: А вы знаете какие бывают деньги и как они называются? (монеты и купюры) а откуда же берутся деньги? Вот давайте вспомним сказочку про «репку»: рассказываем сказку «Репка» с точки зрения экономических понятий и одновременно на модели семейного бюджета (на мольберте) появляются деньги.
В этой семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия-это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. Внучка учится и за свой труд (учеба - тоже труд) получает стипендию. Стипендия-это тоже деньги. Собака, кошка, мышка живут с бабушкой и дедушкой. Они не работают и не получают никаких денег. В городе живут мама и папа и братишка. Папа трудится в строительной фирме и за свой труд получает зарплату. Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Зарплата-это оплата труда за месяц (неделю, день). Мама тоже работает на кондитерской фабрике и получает зарплату. А вот братик ещё мал, он ходит в д/с и ничего пока не зарабатывает. Модель постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета этой семьи.


6. Просмотр части мультфильма «Уроки Тётушки Совы»(семейный бюджет).

7. Экономические загадки.

 Воспитатель: А теперь я вам предлагаю отправиться на озеро загадок (в обруче лежат рыбки с загадками, дети по очереди ловят рыбу) крепче удочку держи, быстро рыбку излови и отгадку назови.

1. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк.)

2. Из какого аппарата
Выдаётся всем зарплата? (Банкомат.)

3. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка.)

4. На товаре быть должна
Обязательно … (Цена)

5. Герб и циферки в рядах
Стоят на разных сторонах (монета)

6. И врачу, и акробату
Выдают за труд. (зарплату)

7. Без меня нет и рубля,
Хоть и маленькая я.
Наберёшь меня сто штук —
Вот и рубль, милый друг. (Копейка)

8. Организация окончания занятия. Оценка работ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике" Путешествие в страну загадок с Будильником"

Программное содержание:  - Выявить  знания о числах и цифрах от 0 до 10, -закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;-Закреплять умение понимать отношения  между ...

Конспект занятия по математике «Мамин день» в младшем дошкольном возрасте (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

Программное содержание. Способствовать закреплению свойств блоков (цвет, форма, размер), представлений о величине (короткий- длинный, короче- длиннее). Способствовать развитию логического мышления, ис...

Конспект занятия по математике с палочками Кюизенера в смешанной группе детского сада. Тема: построение зонтика для куклы (средняя группа) и грибочка (вторая младшая группа).

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.Счетные  палочки Кюизене...

Научно-методическая разработка «Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях по математике»

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отнош...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...