Радужная математика
проект по математике (подготовительная группа)

Марина Сергеевна Филиппова
• Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_kruzhok_v_dou.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • Детский сад № 192 г. Ростова-на-Дону
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
  • социально-педагогической направленности
  • для детей дошкольного возраста (6-7 лет)
  • по познавательному развитию
  • (формирование элементарных математических представление)
  • «Радужная математика»

Подготовительная группа компенсирующей направленности №1

  • Воспитатель высшей категории:
  • Филиппова М.С.
  • 2023г.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи.

Тема проекта: «Радужная математика ». Дети любят изобретать, конструировать и с интересом решать примеры и задачки со сказочными сюжетами.

Проблема: Как с помочь ребенку привить любовь к математике?

Участники проекта: Дети подготовительной группы компенсируют направленности, родители, воспитатели.

Тип проекта:

  • По содержанию: информационно-практико-творчески ориентированный.
  • По числу участников: групповой (дети подготовительной группы).
  • По времени проведения: долгосрочный (сентябрь - май)
  • По характеру: в рамках ДОУ.

Цель проекта:

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности через конструирование из плоскостных геометрических фигур.

Задачи проекта:

  • Образовательные:

Закреплять детям представления о геометрических фигурах на основе составления любимых героев.

Выделять особые признаки фигур с помощью, осязательно-двигательного анализатора, соотносить форму предмета с известными геометрическими фигурами.

Создавать множества из разных по количеству элементов. Определять равенство и неравенство.

Формировать представления о количественном и порядковом счете . Соотносить каждое числительное только с одним предметом.

  • Развивающие:

Развивать познавательный и творческий интерес ,активное участие в математике через геометрическую мозаику.

Развивать логическое мышление, внимание, память у детей.

Способствовать развитию эмоциональной сферы детей в учебно-игровой деятельности.

  • Воспитательные:

Воспитывать дружеские чувства детей друг к другу, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.

Поощрять желание детей принимать участие в совместном решении математических заданий.

Предполагаемый результат проекта.

Используя геометрическую мазайку:

- Дать детям представления о множестве, равенстве, неравенстве.

- Учить количественному и порядковому счету.

- Уметь отвечать на вопросы сколько?, который по счету?, на котором месте?

- Иметь представления о геометрических фигурах, выделять их особые признаки, сравнивать.

Проект включает в себя три этапа:

  • Подготовительный

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

  • Основной (исследовательский)

Реализация проекта через разные виды детской деятельности:

Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Домино», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Танграм», «Волшебные круги», «Чудесный мешочек» и т.д.

Музыкальные игры: «Лесенка», «Научи матрёшку считать», «Слушай и хлопай», «Учёный кузнечик».

Пальчиковые игры (на закрепление счёта).

Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге».

Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Циклы игр по теме: «Цифры», «Веселый паровоз», «Количество и счёт»,

«Волшебные фигуры», «Весёлый счет», «Найди пару»

Заключительный

Совместная деятельность родителей и детей по сочинению авторских математических сказок.

Изготовление пособий по математике.

Провести занятие «Волшебная математика».

Структура проекта

Дорожная карта

Блок

Содержание, формы организации

«Знакомство с мелкой геометрической мазайкой»

Цель: познакомить детей со способом и применением мозайки.

  • Просмотр презентаций;
  • Рассказ воспитателя;
  • Рассматривание иллюстраций

«Математика в мире конструирования»

Цель: вызвать интерес к математике, систематизировать знания детей о геометрических фигурах и способах их использования .

  • оформление уголка «Радужной математики», книжного уголка..
  • Рассматривание иллюстраций, книг.
  • Беседы об использовании конструирования.
  • Математические викторины.
  • Использование различных видов игр: дидактических, настольно – печатных, инсценировок и других.

Изучаем и мастерим

Цель: развивать творческие способности детей, продолжать прививать интерес к конструированию через продуктивную деятельность.

  • Аппликации из геометрических фигур Конструирование из геометрических фигур

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Цель: привлечь родителей к осуществлению проекта через домашнее чтение книг, участие в творческой выставке «Радужная математика ».

  • Выставка творческих работ «Любимые персонажи из геометрических фигур»

Дата

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(котёнок)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

2

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(рыбка)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

3

«Конструирование с использованием блоками Дьенеша»

Продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине; развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков.

Блоки Дьенеша.

4

Знакомство с «Геометрическими фигурами и способами создания геометрических мозаик. Ориентировка в пространстве»

Познакомить детей с геометрической мозайкой развитие пространственных представлений; дифференциация понятий слева, справа; развитие ориентировки на плоскости.

Геометрические фигуры плоскостные

5

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(лошадка)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

6

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(машины специального назначения)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

7

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(машины специального назначения)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

8

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(лисички)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

9

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(птицы разных стран : попугай)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

10

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(лебедь)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

11

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(насекомые : паук)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

12

«В поисках цифр»

Учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картинки; распределять их в пространстве с целью получения нужного образа.

Схемы исчётные палочки.

13

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(замок)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты

Ножницы

14

«Круг, шар»

Знакомство с шаром и его свойствами; закрепление представлений о круге; развитие пространственных представлений; развитие тактильных ощущений.

Геометрические фигуры.(плоские и обьемные)

15

«Деление целого на части»

Знакомство со способом деления целого на две и четыре части; развитие конструктивного праксиса; развитие познавательны процессов.

Геометрические фигуры плоские

Ножницы

16

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(олень)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания круговой аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

17

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.(тигрёнок)

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания круговой аппликации с элементами конструирования.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

18

Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Моделируем круг» (снеговик)

Учить различать палочки по цвету, развивать представления о круге, развивать зрительный глазомер.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

19

Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Моделируем круг» (ёлочка)

Учить различать палочки по цвету, развивать представления о круге, развивать зрительный глазомер.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

20

Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Моделируем круг» (Девочка и мальчик)

Учить различать палочки по цвету, развивать представления о круге, развивать зрительный глазомер.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

21

Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Моделируем круг» (Совёнок)

Учить различать палочки по цвету, развивать представления о круге, развивать зрительный глазомер.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

22

Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Моделируем круг» (Кот)

Учить различать палочки по цвету, развивать представления о круге, развивать зрительный глазомер.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

23

Игра-конструирование «Кошечка».

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образца.

Палочки Киюзенера

24

Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Моделируем круг» (Аист)

Учить различать палочки по цвету, развивать представления о круге, развивать зрительный глазомер.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

25

Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Моделируем круг» (Цветы для мамы)

Учить различать палочки по цвету, развивать представления о круге, развивать зрительный глазомер.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

26

Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Моделируем круг» (Цветы для мамы)

Учить различать палочки по цвету, развивать представления о круге, развивать зрительный глазомер.

Геометрические фигуры плоскостные квадраты, круги

Ножницы

27

«Треугольник, пирамида»

Знакомство с пирамидой и ее свойствами; закрепление представлений о треугольнике; закрепление числового ряда; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа

Геометрические фигуры.(плоские и обьемные)

28

«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из геометрических фигур»

Продолжать развивать представление о геометрических фигурах, моделирование новых форм из частей геометрических фигур.

Ножницы, цветная бумага, клей

29

«Создай картину»

Развивать ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска…) Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Ножницы, цветная бумага, клей

30

Конструирование на плоскости из геометрических фигур по сказкам.

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Цветная бумага, клей, ножницы

31

Конструирование из геометрических фигур «Ракета»

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Цветная бумага, клей, ножницы

32

Конструирование из геометрических фигур «Перелетные птицы»

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Цветная бумага, клей, ножницы

33

Конструирование из геометрических фигур «Спасская Башня»

Закрепить умения использовать геометрические фигуры для создания аппликации с элементами конструирования.

Цветная бумага, клей, ножницы

34

Конструирование из геометрических фигур (по замыслу)

Конструирование из геометрических фигур

Конструирование из геометрических фигур

34

Конструирование из геометрических фигур (по замыслу)

Конструирование из геометрических фигур

Конструирование из геометрических фигур

34

Конструирование из геометрических фигур (по замыслу)

Конструирование из геометрических фигур

Конструирование из геометрических фигур

График организации коррекционно-развивающей работы

В неделю

В месяц

В год

«Сказочная математика»

1

9

36

Достигнутые образовательные результаты.

  1. Развитие интереса дошкольников к слушанию книг, повышение интереса к изучению математики.
  2. Пополнение развивающей среды книгами, играми, пособиями по сказкам и математике.

Перспективы дальнейшего развития проекта

На основе данного проекта продолжить дальнейшее знакомство детей с детской литературой, детскими писателями и математическими сказками и математикой в целом.

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991)

3. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.

4. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.

5. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радужная сказка" - развлечение

Развлечение для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром, по закреплению цветового восприятия....

Презентация "Радужные рыбки"

Введение в тему: загадка, сюрпризный момент. Беседа по теме с опорой на предметные картинки. Дидактическая игра "Поймай рыбку". Физкультминутка - логоритмика. Художественное творчество детей. Выс...

"В радужной сказке - радужные краски"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 5 «Радужные лучики» Тема: "Путешествие по островам математики" Образовательная область «Познавательное развитие» - Раздел: формирование элементарных математических п

Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний и умений посре...

Досуговое мероприятие-квест на прогулке в рамках проекта «Радужная неделя» Тема: День радуги (Посадка цветов «Радужная клумба») Для детей 4-5 лет (средняя группа)

Конспект мероприятия "Радужная клумба" может быть использован воспитателями ДОУ  в рамках проекта "Радужная неделя" или как   игоровое развлекательное мероприятие-кв...