Рекомендации по применению технологии ТРИЗ в ДОУ
методическая разработка по математике

Феоктистова Анастасия Сергеевна

Рекомендации по применению технологии ТРИЗ в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_primeneniyu_tehnologii_triz_v_dou.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по применению технологии ТРИЗ в ДОУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность применения технологии ТРИЗ в дошкольном  образовании.

2. Сущность, принципы и методы ТРИЗ.

3. Этапы  работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Особенность проведения занятий с элементами ТРИЗ.

5. Работа с родителями.

6. Рекомендации педагогам по самообразованию.

7. Список литературы.

1.Актуальность применения технологии ТРИЗ в дошкольном образовании

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно  ГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом, подготовленных  к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.  Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, системного мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

В настоящее время одной их прогрессивных инновационных технологий воспитания творческой личности  является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).  Её принципиальное отличие  от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным  положением  концепции ТРИЗ  по  отношению  к  дошкольнику

является  принцип  природосообразности  обучения. Обучая  ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том,  что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер

2. Сущность, принципы и методы ТРИЗ

Основные принципы ТРИЗ.

Чтобы лучше разобраться в технологии ТРИЗ- педагогики, следует рассмотреть принципы, на которых строится вся система, сформулированные одним из ведущих теоретиков в области ТРИЗ- педагогики - Анатолием Гином.

Принцип свободы выбора.

"В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор”
Человек с большей охотой делает то, что сам предложил.

Принцип открытости. 

“Не только давать знания, но еще и показывать их границы", “Использовать в обучении открытые задачи", то есть задачи стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем.

Принцип деятельности.

“Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности”.
Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач

Принцип обратной связи. 

"Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи"

Принцип идеальности.

 "Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования”.
Имеется в виду согласование содержания и форм обучения с интересами учеников (мотивация).

         Принцип идеальности, или принцип наибольшей полезности, или принцип «Сам» - это вообще один из основных принципов ТРИЗ. Он предполагает, что все делается само, без затрат и без расплаты – идеально! В приложении к педагогике, - это, например, подведение учеников к самостоятельному приобретению знаний, к самостоятельному открытию правил, закономерностей и законов. Говорят «учиться», то есть, учить «ся» - себя. Рассматриваемый принцип еще называют “творческая педагогика”, «творческий метод», «деятельностный метод».

Сущность ТРИЗ:

ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Любой объект существует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия) и эта система находится в постоянном развитии.

ТРИЗ предполагает рациональное организованное использование информации. Это означает, что ребенку предъявляется не сразу вся информация, а только целесообразная (т.е. соответствующая цели), в определенной дозе, последовательности и в оправданной степени сложности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

ТРИЗ предусматривает управление мышлением ребенка в процессе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует мышление (указание: думай, думай внимательнее, еще подумай и пр.) и при этом не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы, способы «думания»).

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления

ТРИЗ, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах) Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. 

Оптимальной  формой  овладения  детьми  методиками  творчества  является  система  творческих  заданий,  которые  даются  детям  через игры, алгоритмы в организованной и свободной деятельности.  Необходимое  условие – практическое  воплощение  творческой  мысли   в  рисунках,  сочинениях,  сказках,  песнях,  загадках,  поделках,  движениях. Тематика  игр, творческих заданий на занятиях  по  ознакомлению  с  окружающим  и  развитию  речи зависит  от  темы  изучаемого  материала, цель  которых – поисковая, исследовательская (новые знания добываются),     изобретательская  деятельность (новые знания создаются),  а  правила  игр, представляющие методы и приемы ТРИЗ, дают  пути  этой  работы.

Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника.

         В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ: 

Метод мозгового штурма

Метод каталога. 

Метод фокальных объектов. 

Метод морфологического анализа. 

Метод «Системный анализ». 

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». 

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). 

Мышление по аналогии. 

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). 

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами, успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста  (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.)  

С какого возраста можно начинать обучение детей приёмам ТРИЗ?

Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Есть успешный опыт занятий по ТРИЗ с детьми 2-3 летнего возраста.  

Если же использовать ТРИЗ как инструмент мышления, то не стоит задавать возраст формально, а отталкиваться от момента, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью. Это не значит, что он должен говорить развернутыми предложениями, он должен при помощи речи суметь выразить свои мысли и действия.

           В любом случае,   использование ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до подготовительной групп  даст положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!». 

3. Этапы  работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

1 ЭТАП

Цель: Научить  детей находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые их окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

Игры: «Хорошо-плохо»,  «Польза – вред», «Наоборот», «Чем может быть: листок, точка, палочка, грибок», «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего», «Аукцион», «Волшебный экран», и др.

2 ЭТАП

 Цель: Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

Задачи: «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?»  

« Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?»

«Как  собрать урожай  не повредив дерево?»

«Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?»

Методы:  Метод фокальных объектов, Метод морфологического анализа.

3 ЭТАП

Цель: Научить решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

Игры: «Сказка наоборот», «Салат из сказок», «Сказка с другим концом», «Сказка-калька», «Бином фантазии», «Карты Проппа» и др.

4 ЭТАП

Цель: Научить детей применять полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.

Занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться правил:

1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа»; «Я и предметы»; «Я и другие люди», «Я и Я».

2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.

4. Особенность проведения занятий с элементами ТРИЗ.

Одной из самых распространённых форм обучения в детском саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу детей.

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ - технологий:

-построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи)

-использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Принципы ведения занятий по технологии ТРИЗ:

От простого к сложному.

От сказочного фантазирования к абстрактному мышлению.

От малой нагрузки (одна - две задачи за занятие) к большой нагрузке ( 10 – 20 задач и упражнений), продолжительность от 10 минут до 1 часа, но в любом случае заканчивать занятие раньше, чем пропадет интерес у детей.

От преодоления стереотипов (лиса всегда хитрая, колобка всегда жалко…) и копирования к творчеству.

От разрозненных фактов к поиску закономерностей.

От бессистемности к системности.

От поверхностного знания к глубинному, от изучения следствий к анализу причин. От «узкого»  предметного мышления к «широкому» диалектическому и системному.

От инертности к интересу и, далее, к одержимости.

От информации к знаниям и умению их использовать.

От однофункциональности к многофункциональности.

От «хочу»  к «надо». От детского эгоцентризма к ответственности.

От неуверенности к уверенности. От включения элементов ТРИЗ в занятия к систематическим занятиям по изучению ТРИЗ.

Занятия будут интересней, эффективнее, если следовать рекомендациям

опытных преподавателей  и разработчиков ТРИЗ-педагогики (А.А. Нестеренко, А.А. Гин,  Г. И. Иванов, Сидорчук Т.А.и др.)  по ведению занятий.

1. Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно

проигрывая весь его ход.

2. Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей. Известно, что активные люди выносят из занятий больше, чем пассивные.

3. Желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.

4. Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.

5. Необходимо воспитывать мысль о бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития.

6. При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс, Приёмы.

7. Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.

8. Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. «Ум рождается в борьбе».

9. Необходимо поддерживать довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.

10. Целесообразно включение «разрядочных вставок» и «сеансов» общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия!

11. За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.

12. На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление.

13. Дети должны радоваться общению с педагогом, человеком незаурядным, в которого они влюблены без памяти.

14. Наверно, никто не будет возражать против утверждения, что, если человек не может использовать законы и правила на практике, то он и не знает этих законов и правил. Он может их процитировать, но не более. Поэтому, для освоения правил ТРИЗ надо самостоятельно решить много задач. Это важный принцип обучения.

5. Работа с родителями.

Необходимым  условием  успешного  внедрения  технологии ТРИЗ в процесс развития детей является компетентность и информированность  родителей. Взаимодействие с семьями воспитанников предполагает ведение

разъяснительной работы среди родителей, привлечение их к  развитию творческих способностей детей в процессе совместной творческой деятельности в условиях семьи, знакомство их с основами приемов творческой педагогики. Одной из форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего выполняются всей семьей. Минуты творчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. Без взаимодействия с семьей невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребенка. Тесные контакты с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное проведение занятий, домашнее задания расширят возможности развития дошкольников.

6. Рекомендации педагогам по самообразованию.

Но прежде, чтобы начать работу по овладению технологией, самому педагогу требуется избавиться от психологической инерции и стереотипов, поработать над развитием своего собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. И если педагог не овладеет данным багажом  качеств, он никогда  не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая помогает человеку по- новому взглянуть и на себя, и на свою деятельность, и на окружающий его мир.

Сегодня перед педагогами, желающими повысить свою компетентность, открыты  возможности  обучения технологией творчества через Интернет. В информационном пространстве есть сайты, созданные разработчиками ТРИЗ из Ангарска, Минска, Москвы, Новосибирска, Норильска, Петрозаводска и других городов,  которые организуют  дистанционное обучение,  курсы, конференции часто с бесплатным или условно-платным участием. Информацию о таких мероприятиях регулярно публикуют на сайтах и сопутствующих ресурсах в социальных сетях.

Важно разобраться в существующих  образовательных ресурсах по ТРИЗ, ведь  сейчас  существует несколько основных ТРИЗ- педагогических направлений.

Основных Российских ТРИЗ-школ можно выделить три:

«Классическая» ТРИЗ-педагогика (Ленинградская школа ТРИЗ)

Основные представители:А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина М.Н. Шустерман и др.

Особенности: программы «классической» школы наиболее близки к «взрослой» ТРИЗ. Дети постепенно знакомятся с понятиями: приемы фантазирования, функция, система, системный оператор, идеальный конечный результат, конфликтующая пара, ресурсы, физическое и техническое противоречие, закономерности развития технических систем и пр. Ребята учатся решать задачи по алгоритму на примере социальных и бытовых ситуаций. Нельзя не отметить методичность и системность подходов, кроме того, для учеников и преподавателей ежегодно проводятся всероссийские дистанционные конкурсы и олимпиады. А еще авторы разрабатывают методики развития памяти и внимания у детей средствами эйдетики.

Сайт Российской Ассоциации ТРИЗ, раздел для педагогов.

ОТМС (Общая Теория Сильного Мышления)-ТРИЗ (Ульяновская школа ТРИЗ)

Основные представители: Н.Н. Хоменко, И.Я. Гуткович,  И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук  и др.  

Особенности: ОТСМ является более обширным направлением, поскольку рассматривает инструменты для решения проблем не только в технических системах, но и в социальных, организационных и других. Если говорить про ОТСМ в педагогике, то здесь мы видим большой опыт интеграции элементов из РТВ и ТРИЗ в другие учебные предметы. Это, в первую очередь, важно для формирования у детей объективной картины мира. У ОТСМ-ТРИЗ множество методических площадок на базе детских садов и школ, в своих программах они учитывают требования ФГОС, проводят очные и заочные конкурсы исследовательских проектов, организуют выездные конференции.

Библиотеки:

Один из старейших сайтов с литературой по ОТСМ-ТРИЗ  — trizminsk.org

Сайт А.А. Нестеренко и проекта Jonathan Livingston 

Сайты дошкольных («Волга-ТРИЗ»)  и школьных методических площадок.

 «Популярная» ТРИЗ-педагогика (Московская школа ТРИЗ)

Основные представители: А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская, С.А. Гин, А.Ф. Кавтрев и др.

Особенности: «Популярная» ТРИЗ ориентирована как на педагогов, так и на родителей, предоставляя обзорные знания о воспитании и развитии креативности. Доступно объясняет и популяризирует необходимость развития творческого мышления и воображения (это дает хорошую вводную начинающему педагогу, чтобы затем решить, насколько далеко и глубоко идти). Основные понятия-фишки — это открытые задачи (есть материалы по  сказкам и различным школьным предметам) и креатив-бои (командные соревнования по решению таких задач).

Сайт проекта Creatime

Есть сайты тех ТРИЗ-педагогов, кто комбинирует в своей работе подходы перечисленных школ и делится результатами:

Ксения НесютинаЕлена Рябинина, Екатерина Зорина-Лавровская.

Итак, суть применения технологии ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешение противоречии и взаимосвязях всем компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы, будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.  

Именно в ТРИЗ - педагогике сделан акцент на развитии: навыков системного, критического мышления, творческого воображения, умения решать нестандартные задачи, интереса к обучению и самообучениию.

Бонус – общее направление на воспитание качеств нравственной творческой личности. 

Эффективность применения технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении будет зависеть от условий:

1. если  технология ТРИЗ будет использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в  работе с родителями;

2. если система отношений  педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;

3. если  педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением;

4. если  педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

7. Список литературы.

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.

2. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2

3. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

4. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000.

5. Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995.

6. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми  младшего возраста

 // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.

7. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.

8. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы - весны гонцы" с применением технологии ТРИЗ

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы ...

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...

Семинар- практикум "Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников."

Материал адресован старшим воспитателям для повышения профессиональной компетентности воспитателей в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Дидактические игры по ТРИЗ (для Программы по применению технологии ТРИЗ в ДОО).

В этом документе собраны и представлены дидактические игры и пособия, изготовленные мной для применения технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОО (старший дошкольный возраст)....