Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" Раздел ФЭМП Тема "Золотой ключик" средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Баямова Юнера Музавировна

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" Раздел ФЭМП Тема "Золотой ключик" средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия44.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик – семицветик»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 по образовательной области «Познавательное развитие»

Раздел ФЭМП

для детей средней группы

Тема: «Золотой ключик!»

                                                                                          Разработала: воспитатель

                                                                                          Баямова Юнера Музавировна

г. Когалым, 2021 г.

Тема: «Золотой ключик»

Возрастная группа: средняя.

Форма проведения: игровое занятие.

Форма организации образовательной деятельности: подгрупповая,

работа в парах, индивидуальная, самостоятельная.

Формы реализации детских видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепление формирования элементарных математических представлений у детей в различных видах деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:

-Закрепить умение детей называть части суток, их последовательность;

-Закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал, цилиндр, прямоугольник;

-Закрепить умение считать на слух и обозначать количество числом кружочков;

-закрепить прямой и обратный счет в пределах 8, знание порядкового счета в пределах 8;

-Закрепить представление детей о прямоугольнике, его свойствах, умение использовать свойства сторон прямоугольника, пользоваться словами «широкий», «узкий».

Развивающие:

-Развивать мыслительные операции, умение анализировать, внимание, память;

-Развивать умение работать в парах, договариваться и приходить к единому мнению;

-Развивать детскую инициативу, познавательный интерес.

Воспитательные:

-Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, умение понимать и выполнять поставленную задачу;

- Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи;

-Воспитывать желание играть и заниматься сообща;

-Доставить детям радость, интерес.

Методы и приёмы:        

Наглядный: использование  информационно-коммуникативных технологий - аудиозапись, голубь с письмом, ковер с заплатками, иллюстрации – герои сказки «Приключения Буратино»,

Словесный: беседа с детьми в ресурсном круге, вопросы, ответы, словесные указания, пояснения, словесное поощрение, приветствие: «Улыбнись тому, кто справа, улыбнись тому, кто слева…», словесная игра: «Блиц опрос…», физкультминутка: «Два хлопка перед собой, два хлопка над головой…».

Практические: Дидактическая игра «Подбери форму», дидактическая игра: «Когда это бывает?», «Помоги цифрам найти свое место», оформление макета «Королевство математика», работа в парах.

 Игровые: Игровое упражнение: «Построй мостик», «Посчитай и назови», хороводная игра: «Мирилка», физминутка.

Словарная работа:

Активизация словаря: утро, день, вечер, ночь, части суток, квадрат, круг,

прямоугольник, цилиндр, овал.

Обогащение словаря: Почтовый, голубь.

Закрепление: Зашить, починить, поставить заплатки. 

Материал и оборудование:

-Декорации к игровому занятию – Ковер, заплатки – разной геометрической формы, Королевство математики, цифры, конверт с письмом от Буратино;

-Голубь – игрушка, золотой ключик – разрезной на части,

-Иллюстрации частей суток, магнитные цифры (1-8),картина с изображением реки.

- Аудиозапись со звуками голубя, перелет ковра - самолета.

Раздаточный материал:

Карточки с кружочками (1-8) на каждого ребенка, картинки «части суток» на каждого ребенка, карточка с изображением реки на каждого ребенка, фигуры прямоугольной формы и квадратной формы на каждого ребенка, карточки с цифрами(1-8)на каждого ребенка.

Предварительная работа:

- Дидактическая игра: «Когда это бывает?»,

Дидактическая игра: «Назови части суток»,

Дидактическая игра: «Сосчитай и назови»,

Дидактическая игра:  «Узнай и назови знакомую фигуру»

Учебно-методический комплект: основная образовательная программа МАДОУ «Цветик - семицветик», разработанная на основе примерной ОПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, с учётом ФГОС ДО.

Технологическая карта

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

I Этап

Присоединительный этап

(мотивационно-ориентировочный)

Стимулировать принятие элементов образовательнойзадачи. Создать интерес к содержанию предстоящейдеятельности. Актуализировать имеющийся опыт детей. Настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом.

Создать заинтересованность предстоящей деятельностью

(мотивационная основа

деятельности).

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы им подарим нашу улыбку и дружеское приветствие.

 Включается аудиозапись со звучанием «гуления» голубя, который приносит детям письмо от Буратино.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня зовут Буратино! Я знаю, что вы очень умные и хорошие.

Помогите мне, пожалуйста! Хитрая лиса Алиса и кот Базилио – похитили золотой ключик и спрятали его, в  Королевстве Математики.

Помогите мне его получить!

- Вот так беда. Что же делать?

-Сможем ли мы помочь Буратино отыскать золотой ключик?

-Я согласна с вами, ребята, давайте  отправимся в путешествие и поможем Буратино.

-На чем можно отправиться в путешествие? Нас так много и деревня далеко….

-Хорошая идея! Но у нас проблема – ковер прогрызли мыши. Что делать?

Молодцы! Становитесь в круг, мы отправляемся!

Включается запись летящего ковра –самолета.

Дети свободно играют в игры.

Приветствуют гостей.

В хороводе поют песенку «Мирилку» и дарят друг другу улыбку.

Разговор-диалог в круге.

Рассуждения, предложения детей. Обсуждение выходов        из        проблемных        ситуаций        героев

из проблемной ситуации.

(На самолете, поезде, на автобусе, на ковре самолете)

(показ ковра, рассматривание)

Обсуждение выходов из проблемной ситуации. Приходят к мнению, что нужно поставить заплатки.

Дидактическая игра: «Подбери заплатку»

(1,2,3,4,5 –  приготовились летать. Попадают в  «Королевство математики»

3

мин

II Этап

Основной

(практический, реализация плана)

Активная форма образовательной деятельности (АФОД).

Обращает внимание на оформление музыкального зала.

 -Вот, мы и в Королевстве математики! 

-Давайте знакомиться с жителями. Кто живет в этом домике?

-Ребята, цифры так долго готовились к встрече с нами, что перепутали свои места в числовом ряду. Поможем найти свое место?

 

-Молодцы, справились, а вот и первая деталь от ключика.

Замечает, что дорожка сворачивает.

-Ой, а в какую сторону нам идти, чтобы попасть к следующему домику?

Это задание требует внимания и тишины.

 Обращает внимание детей на стол с карточками.

-Я возьму колокольчик и буду звенеть. Вы будете считать на слух, и показывать определенную карточку с кружочками.

- Отлично, дети! Вот и вторая деталь от ключа у нас есть.

-Я вижу вы устали. Давайте отдохнем и поиграем.

-Вот беда, подойдите ребята, посмотрите, на нашем пути река. Следующий домик находится на другом берегу. Как перебраться?

-Я согласна с вами!

-Посмотрите внимательно,

-Какой формы дощечку вы взяли?

-Почему вы не взяли для строительства квадрат?

-Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?

-Умники и умницы вы мои, справились, а вот и третья деталь от ключика у нас.

-Предлагаю намного отдохнуть. Проведем разминку?

Во время выполнения детьми работы звучит музыкальное сопровождение).

Давайте, ребята, отправимся дальше, нас еще ждут испытания. Куда нам нужно свернуть, чтобы попасть к следующему домику?

 -Молодцы справились!

-Как много здесь героев! Из какой они сказки?

-Ребята, посчитайте, сколько здесь всего героев?

-Назовите – кто стоит первый справа(слева), второй, последний?

-Определите кто самый высокий, низкий?

-Кто выше лисы Алисы, ниже Буратино?

-А где стоит Карабас Барабас?

-Кто справа от лисы Алисы? А слева? -Кто стоит между Буратино и Мальвиной?

-Молодцы, ребята! Вот и последняя  часть ключа у нас есть! Давайте соберем наш ключик, и отправим его Буратино.

Совместная деятельность детей по выполнению задания в АФОД.

Рассматривают оформление зала. Эмоционально реагируют.

Становятся свободным полукругом вокруг доски с изображенным числового домика.

Дидактическая игра «Найди свое место в числовом ряду, и назови соседа числа».

(Один ребенок работает на доске, остальные индивидуально)

 (На подносе деталь от золотого ключика)

Оформление дорожки к домикам (столам, доске)

Рассуждения, предложения детей.  Свернуть налево.

Дидактическая игра: «Сосчитай на слух и покажи карточку»

Практическая деятельность.

Находят нужную цифру и выставляют числовой ряд, оценивают результат.

Физминутка

Предполагается 3-4 индивидуальных ответа.

Нужно построить мост.

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные самостоятельно.

Дети по очереди перечисляют свойства квадрата и прямоугольника, говорят полным предложением.

Вывод: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие.

Словесная игра «Блиц опрос…

Мы завтракаем утром, ужинаем….., обедаем…..?

Ночь, а что за нею….?

-Что следует за днем…?

-Какие части суток вы знаете?

-Когда просыпается солнце?

Подбирают существительные:

утром, днем, вечером, день, ночь и т.д.

Рассуждения, предложения детей. (Свернуть еще раз направо)

Отвечают, рассуждают, опираясь на позитивный настрой.

Диалоговое общение.

Дети считают, определяют место, где стоит герой, сколько всего героев, определяют, что это сказка «Приключения Буратино»

20 мин

Физминутка.

2 хлопка над головой

2 хлопка перед собой

2 руки за спину спрячем

И на 2-х ногах поскачем

Мы руками все помашем

Руку правую покажем

Руку левую покажем

2 руки и 2 ноги – сколько вместе?

Подскажи?  (Хором: «Четыре!»

Ресурсный круг.

-Молодцы, ребята! Вот и последняя четвертая часть ключа у нас есть! Давайте соберем наш ключик, и отправим его Буратино.

Ребята, Буратино рад, что получит свой ключик и в награду он приготовил нам подарки – интересные раскраски.

 

Звучит аудиозапись звуки «Полет ковра-самолета».

-Слышите, ребята, пришло время возвращаться в детский сад!

Выслушивает ответы детей.

(Становятся на коврик)

Рассуждения, предложения детей.

Отвечают, рассуждают, опираясь на позитивный опыт.

Диалоговое общение.

Хороводная игра «Мирилка»

Вместе мы одна семья

Ты и я!

Руку дай тому, кто слева,

Руку дай тому, кто справа,

Мы одна семья.

Тому, кто справа улыбнись,

Тому, кто слева улыбнись.

Теперь по кругу ты шагай,

с друзьями весело шагай…

Ресурсный круг.

/стоят в кругу на ковре/

III

Этап

Заключительный

(Рефлексия)

Подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями

-Ребята! Где мы сегодня побывали?

Кому мы помогли?

Вам понравилось наше путешествие?

-Что было самым интересным?

-Какие были затруднения при выполнении заданий?

-Какое задание вам больше всего понравилось?

 Ребята, Буратино рад, что получит свой ключик и в награду он приготовил нам подарки – интересные раскраски, а сейчас пора нам отправляться в группу.

 Высказывают свои мысли, рассуждения.

 

Предполагается 3-4 индивидуальных ответов.

Возвращаются в группу.

2

мин

Самоанализ

 непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

раздел «ФЭМП» на тему «Золотой ключик» 

для детей средней группы

             НОД на тему: «Золотой ключик» построено и проведено по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел ФЭМП в соответствии с тематическим планированием.

На занятии присутствовало 18 детей.

 Учебный материал соответствует требованиям основной образовательной программы дошкольного учреждения. Структура занятия отвечает задачам обучения, воспитания и возрастным особенностям данной группы.

 Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то организованная образовательная деятельность была построена по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения.

 Мой опыт работы в детском саду показывает – что одно из важных условий успешного развития детского мышления – это разнообразие в работе с детьми. Так как игра в дошкольном возрасте – это один из основных и любимых видов деятельности детей, то я строю воспитательно-образовательную деятельность в группе в игровой форме.

В чем это заключается?

Для начала я создала в группе все условия для проведения занятия. Я организовала развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Данное занятие было построено от начала и до конца в игровой форме.

Разрабатывая конспект НОД, я прежде всего учитывала особенности развития детей средней группы, индивидуальные возможности каждого ребенка. Для этого я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения мероприятия, методы, приемы и средства, необходимые для получения  положительного результата.

Выбранные мною методы и приемы так заинтересовали детей, что они погрузились в мир игры с первых минут. Новизна обстановки, необычное начало, красивые разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора – все это помогло не допустить в детскую образовательную деятельность однообразия и скуки. Обеспечило живость и непосредственность детского восприятия.

Например:

1.Встречая почтового голубя и читая письмо от Буратино, беседуя с детьми, использую художественное слово. Художественное слово (песенка-приветствие «Улыбнись тому, кто справа, улыбнись тому, кто слева», физминутка, словесная разминка «Блиц-опрос») объединило структурные части занятия, побуждало детей к активной речевой и мыслительной деятельности.

2.Сочетаю речевые ответы с практическими действиями (побуждаю детей рассказать и показать выполнения заданий – подобрать геометрическую форму для заплатки ковра самолета, расстановку цифр в числовом ряду, построить мостик через реку, закрепляя при этом свойства прямоугольника).

3.Чередую индивидуальные и хоровые ответы (Кто стоит справа (слева) от Карабаса Барабаса? Кто стоит между Буратино и Мальвиной? Кто выше(ниже) папы Карло, и т.д).

4.Каждый раз создаю новую ситуацию так, чтобы дети могли применить ранее полученные знания, сами искали новые решения.

Я использую  игровые примы – обыгрывание предметов («Построй мостик»), «Посчитай на слух», ставлю перед детьми проблемную ситуацию: «Как можно помочь Буратино вернуть ключ?» Включаясь в предполагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровую задачу: «Выполним задания и найдем золотой ключик».

5.Динамическая пауза «Два хлопка перед собой, два хлопка над головой» органично вписывается и соответствует структуре занятия.

6.Напоминание детям о проделанной работе, в конце занятия, способствовало обучению подводить итог. (Где мы сегодня побывали? Кому помогали?) В целом занятие воспринимается как маленький сценарий на одну тему.

Большую роль на занятии я отвожу поощрению, даю положительную оценку выполнения заданий, подбадриваю, если что-то не получается, не скуплюсь на похвалу, обнимаю детей.

Во время занятия я старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над ними. Содержание словесных, дидактических и малоподвижных игр, заданий соответствовало цели и задачам НОД. Степень сложности соответствовала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были организованы, внимательны, и заинтересованы. Обучение и закрепление знаний осуществлялось  незаметно для детей.

На данном занятии, как и на всех своих занятиях, я активно использую здоровье сберегающие технологии: смену статичных и динамичных поз, физминутку.

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленной цели.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные мною методы обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания, навыки.

Программные задачи занятия выполнены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в образовательной области "Познание" (ФЭМП) в старшей группе №10 "Непоседы"

Занятие организовано в игровой форме, программа содержания соответствует возрасту детей. На занятии формируется у детей умение  устанавливать соответствие между совокупностью предметов (числом) и...

Конспект НОД по образовательной области "познание" (ФЭМП) в саршей группе №10 Интеграция образовательных областей по программе "Детский сад 2100" тема "Путешествие с Незнайкой"

Цель: Обобщение и закрепление элементарных математических представлений и конструктивных способностей у детей старшего возраста. Образовательные задачи: Закрепить умения детей объединять предметы ...

Конспект НОД в образовательной области «Познание» (ФЭМП) в средней группе.

Программные задачи: Познакомить детей с прямоугольником ,  учить различать прямоугольник  и  квадрат .Формировать умение соотносить  количество предметов  с числом.Соверш...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Скоро в школу»

Цели и задачи:Образовательные: Формировать навыки прямого и обратного счета в пределах первого десятка, продолжать формировать представление о школеРазвивающие: развивать логическое мышление, память, ...

Конспект НОД в образовательной области«Познание» (ФЭМП) в средней группе.

Программные задачи:Познакомить детей с прямоугольником , учить различать прямоугольник и квадрат .Формировать умение соотносить количество предметов с числом.Совершенствовать навыки счета в пределах 4...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «В космос дружно полетим»

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «В космос дружно полетим»...