Эффективные формы работы с детьми Младшего и среднего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений
материал по математике (младшая группа)

Паршина Елизавета Александровна

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы работы с детьми Младшего и среднего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
  • овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
  • стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

Программные задачи:

  1. Первая младшая группа (два-три года):
  • обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
  • учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
  • учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
  • развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
  • дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).
  1. Вторая младшая группа (три-четыре года):
  • учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);
  • научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий);
  • познакомить с кругом, квадратом, треугольником;
  • учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);
  • познакомить с частями суток.
  1. Средняя группа (четыре-пять лет):
  • изучить цифры и порядковый счёт в пределах пяти;
  • познакомить с операциями сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
  • познакомить с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат, шар и куб, конус и цилиндр, овал и круг;
  • совершенствовать навыки ориентации на плоскости (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
  • развивать временные представления: последовательность годовых сезонов и частей суток.

Педагогические приёмы ФЭМП

  1. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций):
  • В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».
  • В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.
  1. Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии):
  • Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
  • Психоинтеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?».
  1. Практические:
  • Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов), во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с двух или трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления. В средней и старшей группе сложность и количество упражнений возрастает.
  • Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр. Со старшими дошкольниками начинают использовать комплекс игровых заданий и словесных игр, базирующихся на действии по представлению: «Где больше (меньше)?», «Кто первый назовёт?», «Скажи наоборот» и т. д. Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности.
  • Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу, измерить объём, длину, ширину, сравнить, обнаружить связи и закономерности.
  • Моделирование геометрических фигур, выстраивание числовых лесенок, создание графических моделей стимулирует познавательный интерес, помогают развить интерес к математическим знаниям.

Эффективные формы работы по математическому развитию детей дошкольного возраста.

В дидактике «форма» (устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности. Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач образовательного процесса, конечная цель которого - содействие всестороннему и в первую очередь интеллектуальному развитию детей.

Разнообразие форм обучения определяется количеством воспитанников, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства этой деятельностью со стороны педагога.

Исходя из особенностей организации обучения, определяемой количеством обучающихся, различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) формы обучения.

Индивидуальное обучение – заключается в том, что ребёнок получает новые представления, выполняет разные задания, имеет возможность получения при этом непосредственной помощи со стороны взрослого.

Коллективное обучение – предусматривает работу воспитателя с группой детей. Тут взаимная помощь и взаимное обучение. Недостатком является то, что недостаточно учитываются индивидуальные отличия.

Дифференцированное обучение в педагогической практике называют «групповым», «индивидуально-групповым», или «коллективно-групповым» обучением. Дифференцированное обучение осуществляется по следующим критериям:

  • по способностям, или не способностям к обучению;
  • по интересам;
  • по объёму материала и степени его сложности;
  • по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении.

В 40-е годы 20 века Леушина А.М. впервые предложила занятия как форму обучения математике в детском саду. Метлина Л.С. в 80-е годы разработала конспекты занятий по математике для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. До 90-х годов считалось, что основной формой обучения математике дошкольников является занятие. Для обучения детей математике проводились занятия 1 раз в неделю.

Однако надо учитывать, что те математические представления, которые формируются в дошкольном возрасте, носят для детей прикладной характер. Математические представления нужны детям для ежедневной ориентировки в окружающем мире. Поэтому они должны формироваться в разнообразных видах деятельности (общение, игровая, познавательно-практическая, художественная, трудовая).

Формы работы вне занятий

(нерегламентированная деятельность)

Индивидуальная работа с ребенком позволяет осуществить педагогическую коррекцию. Формами данной работы выступают упражнения, работа с индивидуальным материалом (тетрадями, дидактическим материалом) и др.

Игра с математическим содержанием. Планируется не менее 2—3 раз в неделю индивидуально, группой (или ее частью). Могут планироваться все виды игр. Дидактические игры. Существует много сборников с д/и по математике таких авторов, как Сай, Удальцова, Миронова, Старжинская, Новикова .

Сюжетно-дидактические игры (этот термин предложила А. Смоленцова, «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»,1985г.)

Развивающие игры. Предложены З.А. Михайловой, Б.П. Никитиным («Ступеньки творчества или развивающие игры»).

В день проведения занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» игра с математическим содержанием не планируется.

Обследование. Планируется не менее 2 раз в неделю индивидуально, группой (или ее частью) при формировании умения группировки объектов; установления взаимно однозначного соответствия практическим путем; счета на ощупь; деления целого на части; сравнения величин и упорядочивания; обследования геометрических фигур и определения формы предмета; ориентировки от себя, в окружающей обстановке.

Опыты, эксперименты. Планируются по мере необходимости, но не более 1 раза в неделю индивидуально, группой (или ее частью) при формировании понимания независимости числа от качественных и пространственных признаков; понимания зависимости результата порядкового счета от направления счета и независимости итога количественного счета от направления счета; умения трансфигурации и трансформации.

Наблюдения. Планируются ежедневно индивидуально, группой при формировании представлений о частях суток, их последовательности; представлений о временах года, их последовательности.

Рассказ, беседа. Планируются по мере необходимости индивидуально, группой при формировании временных представлений; представлений о геометрических фигурах и форме предметов; представлений о величине, об упорядочивании по величине.

Развлечения с математическим содержанием. Планируется не более 1 раза в квартал группой. Может планироваться как соревнование, театрализованное или цирковое представление, фольклорный праздник, путешествие и др. Может заменить комплексное занятие или игровой комплекс. В этот день занятие по образовательной области «Элементарные математические представления» не планируется.

Рассматривание произведений изобразительного искусства. Планируется по мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц группой (или ее частью) при формировании количественных, пространственных и временных представлений; представлений о величине и пространстве. Используются художественные иллюстрации, фотографии, репродукции картин, картины (натюрморты, бытовой, анималистический, мифологический жанры).

Чтение литературных произведений с математическим содержанием. Планируется по мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц группой (или ее частью). При чтении выделяются математические характеристики, математические действия (их необходимость, последовательность, правильность, адекватность ситуации и т. д.), которые производят герои произведений.

Самостоятельная познавательная деятельность:

  • игры с дидактическим материалом,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • ситуации трудовой и бытовой деятельности.
  • работа с книжкой (раскрашивание, вырезание, сравнение по величине): книжки типа раскрасок, книжки типа математических тетрадей – «Геометрия для малышей» и др.,
  • выполнение занимательных упражнений (головоломки, игры с палочками)

Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются: интерес к ней со стороны детей; проявление творческой инициативы; самостоятельность в выборе игры и способа реализации задуманного.

В самостоятельной познавательной деятельности уточняются, углубляются и расширяются представления детей о числах, размерах, геометрических фигурах, времени, пространстве.

Каждая из перечисленных форм планируется в разных видах деятельности с определенной частотой и имеет специфику в способе организации детей в зависимости от возрастной группы и содержания решаемой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений на год

№МероприятияТемаЦельДатаОтветственные  1Анкетирование семьиЕсть ли у вашего ребёнка математические способностиОпределить уровень компетенции родителей по данному вопросуСентябрь 5.09.во...

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Приключения с бароном Мюнхгаузеном».

ООД с детьми старшего дошкольного возраста с целью повышения уровня познавательных способностией через систему решений комбинаторных задач при использовании нестандартного дидактического материала....

Проект: Обучение детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений посредством нетрадиционных форм организации.

Проект: Обучение детей дошкольного возраста по формированию      элементарных  математических представлений посредством нетрадиционных форм организации....

План работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений на год

Планирование и помощь для родителей постепенного обучения детей  старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....