Инновационная деятельность
картотека по математике (подготовительная группа)

попова марина васильевна воспитатель

развитие математических способностей детей в игровой деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

                     Аннотация:

Формирование элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Данная картотека предназначена для воспитателей подготовительной группы детского сада. В картотеке представлены различные игры на развитие внимания, воображения, логического мышления и т. д.

«Забавный счёт»

Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.

Оборудование: для игры понадобятся две таблицы, с 20. В каждом кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.

Содержание. В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 20, указывая на соответствующие цифры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

«Времена года»

Цель: закрепить знания о времени года.

Оборудование: Конверты с пазлами с изображением времени года.

Содержание. Раскладываются конверты. Играющие выбирают любой конверт и собирают картинку. Они превратились в 4 «времени года». Каждый вспоминает, что он может рассказать о себе.

«Угадайка»

Цель: упражнять детей в счёте.

Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

Содержание: В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

«Найди фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Оборудование: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах

Содержание: Задание: «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же

формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

«Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрических фигур. Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.

Содержание: Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. Оборудование:  6-8 коробок разного размера.

Содержание: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по

размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду:

«Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте,

поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой  низкой).

                                                  «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание: Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из

играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

                                          «Расскажи, что видишь»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание: У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу - солнышко, в левом нижнем углу - домик, в правом нижнем углу - дерево, в середине – птицы, и так далее.

                                            «Звёздочки»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Оборудование: карточки с нарисованными на них звездачками от 1 до 10.

Содержание: Дети выбирают карточки. Выбирается водящий. Дети бегают по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

                                      «Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Оборудование: 2 таблицы, на которых  посередине нарисована 1 фигура и   вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги,

конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Содержание: Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. «Кто хочет рассказать, как  положены фигуры?». После этого воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки.

                                     «Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток. Оборудование: модель суток, картинки.

Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток.

Примерные  вопросы: «Что изображено на картинке?» «Почему ты выбрал именно эту картинку?» «Как называется эта часть суток?»

картинку? Как называется эта часть суток?

                                                «Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Содержание: Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

                                          «Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Содержание: На доске вывешивается 7-8 карточек, парные к ним

раскладываются на столе рисунками вниз.

Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку». Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек  на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены.

Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и  поместит под ней свою».

«Игра с флажками»

Цель: знакомить с составом числа 10 из двух меньших единиц.

Оборудование: 10 флажков разного размера и цвета, набор предметных картинок разных видов птиц и цветов (по 12 штук).

Содержание: Воспитатель задаёт вопросы : «Сколько всего флажков?» «Как составлена группа из 10 флажков?»

« По сколько флажков каждого цвета?», «Который по счету последний флажок?». Затем вызывает 2 ребенка, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов птиц, а другому справа -10 разных видов цветов. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов птиц (цветов и сколько их всего). «Поровну ли картинок птиц и видов цветов? По сколько их?»

«С Мальвинами»

Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Оборудование: набор из 5 Мальвин.

Содержание. Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает: «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему?» (Количество Мальвин доводится до 5).

 Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число?

Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».

                                        «Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Оборудование: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Содержание: Воспитатель: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее пополам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем

делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной?»

 Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я  получила 2 равные части? Что больше: целая полоска или половина?» и т. д.».

Аналогичная работа проводится с кругом.

Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

                                   «Числа, встаньте по порядку»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Содержание: Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку!

Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

подвижных математических  игр.

Подготовительная группа

Число, цифры, счет

Игра «Цифропарк»

Задачи:  закрепить  образ  цифр;  развивать воображение  и  умение  управлять  своим телом.

Содержание:  дети  изображают  какую-либо цифру.  Водящий  идёт  по

«цифропарку»  и  «расколдовывает»  детей –отгадывает,  кто

какой цифрой стал.

Игра «Восстанови цифровую дорожку»

Задачи: закреплять знания о силуэтном изображении цифр; развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений; умение анализировать образец.

Материалы: силуэты цифр, квадраты для выкладывания дорожки.

Содержание: чтобы дойти до сказочного замка, дети должны собрать цифровую дорожку по порядку и прыжками вернуться назад, выполняя обратный счёт.

Игра «Математическая разминка»

Задачи:  развивать  быстроту  реакции,  мышление;  совершенствовать  навыки количественного и порядкового счёта.

Материалы: карточки с числами от 1 до 20.

Содержание: Задания:-Постройтесь по порядку от 1 до 20. Посчитайтесь.

-Постройтесь по порядку от 20 до1. Посчитайтесь.

-Постройтесь так, чтобы числа, которые больше 10, находились справа от этого числа, а числа, которые меньше этого числа –слева.

-Постройтесь тройками. Назовите последующие и предыдущие числа.

-Постройтесь парами. Найдите свою пару так, чтобы одно число в паре было больше другого на 1, на 2. 

Игра «Живой знак»

Задачи : развивать внимание, быстроту реакции,  мышления;  учить  сравнивать  множества с помощью знаков.

Материалы: два обруча.

Содержание: Выбирается водящий –он изображает   математический   знак «больше меньше».   Дети  свободно

двигаются по группе. По сигналу встают в обручи. Водящий считает количество детей и встаёт между образовавшимися множествами как математический знак, раскрывая углом выпрямленные перед собой руки в сторону большего количества.

Игра «Соколиная охота»

Задачи: знакомить детей с составом числа 5 (из двух меньших чисел); учить составлять числовое выражение, решать задачи.

Содержание: в эстафете участвует две команды. Быстро надев рукавицу, игрок должен «запустить сокола за дичью»: выбрать самолётик с таким примером, значение которого –5, и запустить его в маленький обруч. Если самолёт попадает в обруч –«дичь поражена», если нет –«сокол» не справился с задачей.

Игра «Десяточка»

Задачи: закрепить состав числа 10 (из двух меньших чисел).

Материалы: карточки для игры

Содержание: детям раздаются карточки для игры, по команде дети должны найти себе пару на состав числа 10 и громко крикнуть «Десяточка!»

Игра  «Птички на веточке»

Задачи: Упражнять в беге, развивать внимание, формировать навыки количественного и арифметического счета, с учетом гендерных особенностей.

Оборудование: гимнастические палки, либо косички по количеству детей.

Содержание: Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, перепрыгивая через

палочки, имитируя полет птиц. Музыка останавливается, дети встают на палочку, как скажет педагог, либо покажет карточку с цифрой:

по одному на палочку,

по двое (мальчик девочка, мальчик - мальчик, девочка – девочка),

по трое (трое мальчиков, трое девочек, мальчик – девочка – мальчик и т.д.)

Правило: Быть внимательным, быстро ориентироваться – вставать по сигналу на палочку, кто неправильно встал, не нашел себе место - тот проиграл.

Игра«Змейка»

Задачи: Упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, формировать навыки порядкового счета.

Содержание: Дети разбиваются на команды по пять человек, встают друг за другом и держат за пояс впереди стоящего ребенка. Идут в колоннах, произнося слова:

Полосатая змея

В гости к тетушке ползла.

Только хвост сопротивлялся

И за кустики цеплялся.

После этих слов все дети разбегаются, а указанный педагогом ребенок из этой цепи змейки ловит свою команду.

Правила: Педагог показывает цифру, и только ребенок под этим номером в цепи ловит свою команду, собирает змейку. Побеждает та команда,  чей ловишка быстрее поймает участников своей команды.

 

Игра «Веселые семейки»

Задачи: Развивать ловкость и быстроту в лазании, формировать навыки количественного счета.

Содержание: На полу расположены карточки с цифрами. Пока звучит музыка, дети ползают как паучки. Музыка останавливается - паучки бегут к домикам, к карточкам с изображением цифры.

Правило: Дети должны собраться в семейки по количеству указанному на карточке.

Варианты: Дети могут двигаться по договору: как паучки, гусеницы, кошки, медведи.

Игра «Найди свое место»

Задачи: Упражнять в отбивании мяча о пол, формировать навыки счета.

Содержание: На полу, в спортивном зале лежат карточки (цветочки или снежинки, листочки) с изображением цифр (например: цифра 3 – цветок с тремя лепестками). У каждого ребенка браслет с цифрой. Дети играют с мячами, например: отбивают мяч о пол.

Ловко с мячиком играем,

Одной рукой мы отбиваем:

Один, два, три, четыре, пять –

Будем циферку искать.

Дети ищут по заданию: на одну больше, меньше, либо прибавить два.

Правила: Отбивать мяч каждое слово. Найти свою цифру на полу, кто не справился с заданием – проиграл.

Игра «Счет с мячом»

Задачи: Развивать физические качества в упражнениях с мячом, закреплять навыки счета.

Содержание:  Педагог показывает цифру, дети столько раз отбивают (подкидывают) мяч о пол (о стену).

Правило: Считать количество выполненных движений.

Игра «Состав числа»

Задачи: Упражнять в беге, закреплять знания о составе числа.

Оборудование: карточки с цифрами до десяти: браслеты по количеству детей, карточки в три раза больше браслетов.

Содержание: Раздать всем детям карточки с цифрами (лучше, если это будут браслеты). Дети бегут вокруг зала в колонне, каждый столько кругов, сколько указано на карточке. Затем, как пробежит ребенок, подходит в центр, и берет еще две карточки – из каких чисел состоит его изначальное число. Поднимает руку, ждет остальных.

Правила: Ребенку считать круги, бежать по количеству указанному в карточке (на руке). Взять из центра две карточки цифры: из чего состоит изначально полученное число.

Варианты: Детям, которые физически крепче, дать число большей значимости, чтобы больше пробежали кругов.

 

Игра «Больше – меньше»

Задачи: Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

Правила: Педагог называет предметы и объекты. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают.

Например:

Стоял компот, шагал Федот,

В машину сел, колбаску съел.

Бежала собачка, за нею соли пачка.

Гора стоит, а кот сидит:

Автобус ждет, жвачку жует.

Солнце высоко, коршун далеко.

Мышку не поймает, с нами поиграет.

Правила: Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Вариант: Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

Например: шире – уже (шире – руки в стороны, наклоны вперед, уже –руки вверх, встать на носочки).

Геометрические представления

Игра «Волшебные палочки»

Задачи:   развивать   сообразительность, внимательность;  умение  работать  с  играми -головоломками.

Материалы: гимнастические палки, карточки с изображением  на  них  геометрическими фигурами.

Содержание: дети должны с помощью гимнастических палок образовать фигуру согласно карточке –из двух треугольников в виде ромба, соединяя концы палок и другие.

 Игра «Волшебный мешочек»

Задачи: развивать внимание, быстроту реакции и мышления, продолжать знакомить детей с геометрическими телами.

Материалы: мешочек, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус)

Содержание: Дети сидят в кругу, передают по кругу мешочек, по окончании стихотворной формы достать любой предмет (фигуру), не заглядывая в мешок, назвать его, поставить на середину круга. В конце игры сравнить объёмные геометрические формы.

 Игра «Построй фигуру» 

Задачи: учить создавать геометрические фигуры из ленточки, резинки.

Содержание:  Детям  при  помощи  ленты или  резинки, необходимо  построить фигуру, отгадав загадку про эту фигуру.

 

Временные представления

Игра «Неделька, соберись»

Задачи:  упражнять детей в обратном порядковом счёте в пределах 7, умении составлять число 7 из двух  меньших  чисел,  правильно  решать

арифметические  выражения;  закреплять  знание названий дней недели и их последовательности

Содержание:  Вспомнить:  сколько  дней  в  недели, посчитать от 1 до 7 и обратно.

Педагог  выбирает  игрока  и  даёт  ему  карточку  с цифрой 3. Затем объявляет, что это середина недели, и спрашивает: какой это день?

(Среда.) Остальным игрокам даются карточки с примерами

(3-1; 3+2; 3-2; 3+4; 3+3; 3+1), решив которые, определяет, под каким номером стоит его день в неделе. Играющие называют свой день и занимают место либо слева, либо справа от ребёнка с числом 3. 

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Задачи: познакомить детей с временными понятиями  «вчера, сегодня, завтра»;  учить понимать временной интервал между днями, определять события во времени.

Содержание: дети стоят в кругу, педагог предлагает детям придумать событие, которое произойдёт в будущем, уже произошло или происходит сейчас. Дети передают мяч по кругу поднятыми вверх руками. Кто не удержал мяч, называет, что произошло вчера. Затем передают через плечо и произносят слово «сегодня», под коленями и произносят слово «завтра».

Игра «День –ночь» 

Задачи: развивать внимание, координацию, ловкость и быстроту движений, мышление.

Материалы: две верёвки.

Содержание: перед детьми выкладывают две верёвки на расстоянии друг от друга. У первой линии выстраиваются все мальчики, у другой -все девочки. Команда мальчиков – «ночь», команда девочек –«день». На сигнал –команду «Ночь!» -мальчики ловят девочек и наоборот. Пойманные дети переходят в команду соперника. Пространственные представления

Игра «Преодолей лабиринт»

Задачи:  развивать  память,  внимание,  быстроту,  координацию  движений,

пространственную ориентировку; закреплять умение понимать направление движения.

Материалы: карточки с цифрами, карточки с точками, обручи, скакалки, куб, вырезанные из картона круги.

Содержание: дети строятся в две колонны. Педагог сообщает, что им нужно преодолеть препятствия, которые встречаются у них на пути, чтобы добраться до форта, показывая им карту. Но для того, чтобы быстро пройти лабиринт, надо расставить точки с цифрами последовательно,  согласно  карте.  На  них  они  будут  ориентироваться,  выполняя упражнения:

-обежать озеро (большой обруч) с правой стороны;

-выполнить прыжки правым боком через ручейки (скакалки);

-проползти тоннель;

-обежать слева гору (конус);

-перейти болото, прыгая по кочкам с правой стороны (круги);

-обежать могучий дуб с левой стороны (куб).

Педагог определяет время по песочным часам, еслидети уложились в 3 минуты, вручаем им приз (золотой ключ).

Игра «Далеко –близко»

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве разными способами, определяя своё место  по  заданному  условию;  закреплять  знание  парных противоположных пространственных понятий: «далеко-близко», «вверху-

внизу», «спереди-сзади», «слева-справа.

 Содержание: педагог предлагает детям представить себя сыщиками. Все встают в круг. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Дети поочерёдно подходят тихо к  водящему,  поднимая  руки,  и  отходят, опуская  руки.  Водящий  определяет местоположение  подошедшего  ребёнка  (близко,  далеко),  используя свои  ощущения.

Педагог, поощряя детей, напоминает: «Чтобы стать сыщиками, надо уметь чувствовать, слышать даже с закрытыми глазами»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Математика в повседневной жизни ребенка»

Математика в повседневной жизни ребенка

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д, не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения«Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д, ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет»«Величина»«Форма»«Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем попарного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых, сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на»«за»«между»«в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов, сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 г.Челябинска»

Познавательный проект:

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ»

(подготовительная к школе группа)

Актуальность.

Учить        детей математике задача не из легких. Чтобы занятия для дошкольников стали интересны, их надо проводить весело, чтобы такая строгая наука, как математика, стала интересней    игры.    Дети    очень

любят сказки, забавные рассказы. А ведь именно через чтение таких произведений      ребенок      может

легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение.

Новизна: Используя любовь ребенка к героям сказок и мультфильмов можно придумывать задачки – сказки с их участием. Ребенок будет с удовольствием решать такие сказочные задачи. Математическое развитие детей будет более  эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Вид проекта: познавательно – игровой, краткосрочный

Срок  реализации: декабрь

Руководитель проекта: Попова Марина Васильевна

Состав участников: воспитатель, дети подготовительной группы и их родители.

Цель проекта:        формирование

элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного        возраста        через занимательный        материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений.

Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Способствовать        закреплению        умения        узнавать        и        называть геометрические фигуры.

Способствовать        воспитанию        самостоятельности,        умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Побуждать родителей к участию в реализации проекта.

Предполагаемые результаты:

Повышение        уровня математических представлений        у        детей старшего дошкольного возраста.

Дети        самостоятельно        находят        способы        решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют  переносить  усвоенный опыт в новые ситуации.

Активизация интереса родителей к сочинению и использованию математических сказок.

Осознание        родителями        важности                формирования элементарных математических представлений        у                детей        с помощью занимательного материала.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной   литературы   по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.
  • Привлечение родителей к   совместной   работе   с   детьми над проектом: творческое задание - сочинить математические сказки и красочно оформить этот материал.
  • Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Основной этап:

-ООД,  согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группы;

-ООД «Путешествие        на        планету «Математика» с  использованием ИКТ;

  • рисование «Забавные фигуры»,
  • лепка «Веселые цифры»;

-знакомство с абакусом;

-чтение математических        сказок,        а        также        с элементами счета: «Три        медведя», «Два        медвежонка», «Двенадцать

месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

  • заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах;
  • просмотр  презентаций «Жили,  были  цифры», «Геометрические фигуры»;
  • раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр;

-дидактические        игры        с математическим содержанием: «Крестики        –        нолики», «Домино», «Какие        цифры потерялись», «Веселые     цифры», «Математические     домики», «Чудо крестики», «Волшебные круги», «Чудесный мешочек» и т.  д.

-подвижные        игры: «Море        волнуется», «Построй фигуру». «Твистер»

Заключительный этап:

Выставка книжек с математическими сказками Использование математических сказок на ООД.

Итоговое мероприятие – интеллектуальное развлечение «Думай, считай, размышляй»

Обработка        и        оформление материала        проекта        в        виде презентации.

Результаты проекта.

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению        в        образовательный        процесс  сказок        с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного                                возраста.

Формирование математических представлений        и        элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Математические сказки способствуют успешному обучению основам математики. Формирует математическое мышление, стимулирует развитие творческого воображения, воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность, способствует речевому развитию детей.



Предварительный просмотр:

Семинар «Современные подходы к организации ФЭМП дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Попова Марина Васильевна – воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС №12 г.Челябинска»

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания  чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

        Различные математические понятия ребёнок слышит практически с самого рождения: это и пословицы, поговорки, крылатые слова, названия сказок («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»), слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения каждых величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и т.д.

       Мы с вами живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, интернете. Прогресс остановить невозможно, он сильнее нас, и мы можем его только догонять. Поэтому современные родители  стремятся  как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различные задачи, чтобы  вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

      О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди.

       - «Математика – это гимнастика ума» (А.В.Суворов).

       - «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич, советский педагог-математик)

       Исходя из целей, в ФГОС ДО определены целевые ориентиры которыми обладает ребёнок по формированию элементарных математических представлений:

  • Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности,
  • Считает, вычисляет, измеряет, моделирует
  • Владеет математической терминологией
  • Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
  • Владеет простейшими графическими навыками и умениями
  • Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)

      Мы сегодня будем  говорить о современных подходах к ФЭМП. Но, общеизвестно, что всё «новое» – это хорошо забытое «старое»

       Несколько лет назад модель успешного занятия представляла  пирамидку, колечки у которой – это:

  • Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
  • Готовность воспитателя к занятию.
  • Выбор оптимальных методов и приёмов.
  • Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Грамотная речь педагога.

     Сейчас эта модель строится иначе.  Например, в виде круга, внутри которого эти же «колечки от пирамидки» переплетены между собой. Ведь каждый из названных компонентов очень важен и тесно взаимосвязан со всеми остальными.

      Давайте вспомним содержание всех компонентов успешного занятия по ФЭМП.

          -Компетентность  - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, т.е. хорошо владеть математической терминологией.

          -Готовность к занятию - следующий компонент 

     К занятиям необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, продумать варианты его РАЗМЕЩЕНИЕ
- продумать формы организации  деятельности детей ( индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.)
- продумать формулировку вопросов и инструкций! Вопросы и инструкции  должны быть краткими, конкретными, понятными детям!!!

      А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.

                            Вопрос: как это сделать?

  • При умывании – кто впереди? Кто сзади?
  • П/игры «Двойки-тройки- и т.д.) – строиться в круги по заданному кол-ву.
  • Прогулка: что выше/ ниже? А если сравнить с другими объектами?
  • Дежурство: разложить на столах одинаковое количество тарелок, ложек и т.д.

     На занятиях по ФЭМП решается ряд  программных задач: образовательные; развивающие; воспитательные; речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане, грамотная формулировка задач на современном этапе звучит так: создать условия для формирования… закрепления……; способствовать усвоению…; помочь детям…; дать детям возможность… и т.д.

      Дидактический наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям.

  • Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал
  • Материал должен быть различным на каждом занятии.
  • Демонстрационный и раздаточный материал должны быть идентичными
  • Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).
  • Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
  • И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.

       Один из компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор оптимальных методов и приёмов.

                                                  Какие это методы и приёмы?

    -Наглядные. ВЕСЬ материал (и раздаточный, и демонстрационный) должен быть ярким, красивым, качественным, привлекательным.     Всё занятие строится на наглядности!

      -Практические. МНОГО раздаточного материала для самостоятельной деятельности, + 1 ребёнок у доски; разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуально, в парах, подгруппой и т.д.)

А.Нивен говорил: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Ребёнок постоянно должен ДЕЙСТВОВАТЬ!

      -Игровые методы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. На помощь воспитателям приходят инновационные технологии

      -Словесные методы

    На занятиях по ФЭМП решается ряд  программных задач: образовательные; развивающие; воспитательные; речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане. Математика способствует развитию логического мышления. А какова взаимосвязь логики и речи?

    Главная цель словарной работы с детьми по математическому развитию - уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.

       Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь - это основное средство формирования мысли и форма её выражения

     Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. И формирование математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи - точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.

    Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

   Так же используются:

- разъяснения (как выполнить данную задачу),

- указания воспитателя (в основном с детьми),

- план действий старшего дошкольного возраста.

    Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Образец речи воспитателя – основной приём.

Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком.

Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя.

Многократное упражнение детей.

    Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной. В этом случае занятие проходит быстро и интересно. По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний.

    Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия. Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

  Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.

  Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.

  Отсюда следует, что грамотная речь педагога - один из важнейших компонентов успешного занятия по ФЭМП.

                                        Практические упражнения.

              Упражнение «Рассмотри картинку» (изображение петуха)

       Про что можно сказать:

- У петуха ОДНА….. (голова, борода)

- ОДИН…. (клюв, хвост, гребешок)

- ДВА… (крыла, глаза)

- ДВЕ… (ноги, шпоры)

- МНОГО…. (перьев)

Для выполнения следующих заданий предлагаем разделиться на 3 команды.

    Следующее задание будет таким:

1. Придумать словосочетания (прилагательное + существительное) по одной из тем недели (раздаём заготовки с надписями «Урожай», «Одежда», «Мебель» или любыми другими)

2Согласовать одно из словосочетаний с числительными 3, 5, 8.

3. Просклонять одно словосочетание, используя числительное 2.

                                          Инновационные технологии:

     - Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменения среды из одного состояния в другое.

       -Технология это инструмент профессиональной деятельности педагога.

        - Инновационные технологии это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

                                     Развивающие технологии:

   -Технология «ТРИЗ»

Методика «ТРИЗ» была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.  

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию.

    -Игровая технология Никитина

Данная технология состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными способностями.

Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

     -Логические блоки ДЬЁНЕША

Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьёнеша. Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Логические блоки Дьёнеша - абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например: создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие, цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение).

       -Цветные палочки КЮИЗЕНЕРА

    Это набор цветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представление о числе, основы счета, умение измерять предметы. Каждая палочка – это число, отображаемая цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах

                                     Развивающие технологии:

     Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

                      Развивающие головоломки (колумбово яйцо, листик, танграм)

     Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата

                                                                                       

                      Информационно-коммуникативные технологии:

    Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

    Компьютер обладает огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей. Он оказывает значимое воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия воспитателя, ребёнка и компьютера можно достичь значительного результата.

                            Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

- и позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

                                                        К ИКТ относятся:

         -Мультимедийные презентации.

   Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности, Презентации выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.  Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике.

          -Интерактивный экран

   Ни для кого не секрет что, математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. А как понять предмет, если он кажется ребёнку скучным и однообразным? В этот момент на помощь приходит интерактивный экран.

   Интерактивная поверхность управляется при помощи касаний. В игровой форме обучает детей посредством компьютерных развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т. д. 

   При помощи интерактивного экрана можно объяснять новый материал, закреплять пройденный материал, играть в игры, делать физкультминутку. Интерактивный экран несёт в себе образовательные функции и  поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников. В ходе использования интерактивного экрана дети играют индивидуально, в парах, подгруппой. Они действуют, общаясь друг с другом, тем самым развивая свои коммуникативные качества.

             Следующий современный подход – интеграция всех видов деятельности.

Интеграция –это процесс связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса.

    Интеграцию ФЭМП с развитием речи вы сегодня увидели на практике.

А как можно объединить ФЭМП и художественно-эстетическое развитие? (Нарисовать цифру, вылепить её, вырезать геометрические фигуры и выложить какой-либо орнамент.

   А интеграция ФЭМП с музыкальными занятиями? А с физкультурными? (ответы педагогов)

                                                       Физминутка «Хитрый счёт».

     Считаем до 10, но:

- цифру 3 не произносим, а говорим 3 раза слово «мяу»,

- вместо 5 – 5 раз хлопаем;

- вместо 8 – 8 раз топаем;

- вместо 10 – поднимаем руки вверх и кричим «Ура!» (можно 2-3 раза с ускорением).

     Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер .Одни дети лучше считают, другие – лучше ориентируются на листе бумаги, третьи – преуспевают в нахождении и преобразовании геометрических фигур….. То есть успех может быть обеспечен только при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. А это как раз - наличие РАЗНООБРАЗНОГО материала в группе (т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды).

        Одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой всегда актуально участие родителей.       Использование проектной  деятельности  и в целом, и, в частности,  для развития математических представлений детей, способствует активизации познавательного и творческого развития ребенка, а также формированию его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

                                                      Взаимодействие с родителями

     Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Активное участие родителей в образовательном процессе детей прописано и в ФЗ 273 «Об образовании», и во ФГОС ДО.

     Предполагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели – не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнёры, у которых общая цель – воспитание ребёнка.

     Какие формы взаимодействия с родителями можно использовать? Консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов, приглашение на занятия по ФЭМП, изготовление вместе с детьми мини-книжек, сочинение сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.

Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей.  Ведь кроме общей безликой оценки «молодцы» есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный, молодец.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...