«Цвет, длина и число. Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Козырева Анна Александровна

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 «Цвет, длина и число. Путешествие в сказку»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные: учить детей составлять число 5 из двух меньших чисел; закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине.

Развивающие: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Воспитательные: поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок

Материалы:  палочки Кюизенера,  иллюстрации к сказке «Маша и медведь», домики, ручеёк, таблицы с картинками (грибок, лист, ёлка, цветок, ягода), 2 корзинки, грибы, ягоды.

Ход занятия

- Ребята, вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чём мы отправимся в путешествие сегодня:

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)

- Как вы догадались, что это поезд? Ну что ж, давайте, приготовим свои поезда – и в путь - дорогу…

Составьте поезд из палочек-вагонов от самого короткого до самого длинного.

- Составили? Поехали!

- А в пути поиграем. Сколько всего вагонов у поезда?

- Каким по порядку стоит голубой вагон?

- Вагон, какого цвета стоит четвёртым?

- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?

- Какого цвета вагон левее желтого?

- Какого цвета вагон правее красного?

Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут.
Их круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

- Поезд остановился, выходите все на полянку. Мы с вами попали в сказку. Но чтобы подойти поближе, нам нужно пройти через реку.

- Проложите через реку мосты. (Дети строят мосты жёлтого, красного, голубого, розового цвета в соответствии с шириной реки.)

- Какого цвета мостик длиннее жёлтый или голубой?

- Какого цвета мостик короче красный или розовый?

- Хотите узнать, в какую сказку мы попали?

- Тогда постарайтесь правильно составить картинку из её частей. (Это сказка «Маша и медведь»).

- Давайте вместе вспомним сюжет этой сказки. (Машенька пошла в лес...)

- Посмотрите на картинку и перечислите, что она увидела в лесу?

- Запомните расположение и выложите на своих листах точно такое же изображение.

- Машеньке всё было интересно, и она всё дальше уходила от подружек. Корзинки постепенно наполнялись.

- Посмотрите на корзины, сосчитайте, сколько грибов? Сколько ягод? (Грибов - 5, ягод - 4.)

- Чего больше? Чего меньше?

- Что нужно сделать, чтобы грибов и ягод было поровну по 5?

- Что мы теперь можем сказать о грибах и о ягодах? (Их поровну; одинаково по 5; Сколько грибов, столько и ягод).

- Заблудилась Машенька и попала в дом к медведю.

- Подберите к домику крышу, чтобы края крыши точно совпадали со сторонами домика.

- Машенька стала жить у медведя. Печку топила, кашу варила, дом прибирала и соткала коврик для медведя. Давайте и мы с вами изготовим красивые коврики. За основу мы возьмём палочку жёлтого цвета. Каждый ряд составьте из двух других палочек. Ряды не должны повторяться.

- Сколько белых палочек поместится в жёлтой палочке? (5)

- Чему равна жёлтая палочка? (Пяти)

- «Прочитайте» ковёр числами (пять это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один).

- И хотя медведь не обижал Машеньку, она скоро стала скучать по дедушке и бабушке. Испекла Маша пирожки и попросила медведя отнести их дедушке и бабушке.

- Вспомните, как закончилась сказка?

- Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться.

- Вы сегодня решали очень интересные и сложные задачи. Помогали Машеньке вернуться домой.

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Самоанализ занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Цвет, длина и число. Путешествие в сказку».

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные: учить детей составлять число 5 из двух меньших чисел; закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине.

Воспитательные: поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок

Развивающие: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Тема занятия соответствует Программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и парциальной программе Х.Кюизенера.

Занятие соответствует санитарно - гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Цель и задачи были доведены до детей.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Путешествие в сказку» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.)

Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться на поезде, построенном из палочек Кюизенера, в путешествие в сказку.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач.

В заключительной части НОД также использовала игровую проблемную ситуацию. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы: словесный (вопросы к детям, стихотворения, загадки, поощрение); наглядно-демонстрационный; практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач); игровой (сказочное путешествие, задания); методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом).

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.

Все дети в ходе занятия были активны, основная часть детей задания выполняли самостоятельно, были дети, не понимающие задания, они охотно задавали уточняющие вопросы или просили о помощи.

Выводы: занятие не отклонялось от намеченного конспекта. Все поставленные цели и задачи были достигнуты. Материал излагался в доступной для детей форме, подкреплялся дидактическими играми. Дети были заинтересованы ходом занятия, интерес сохранялся на протяжении всего занятия. Выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Дети вместе с логопедом отправляются в сказку Б.Вовк "Чьи цветы лучше".  В путешествии дети загадывают загадки о временах года, слушают сказку Б. Вовк "Чьи цветы лучше", играют в подвижную игру "...

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с ОНР "Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Коррекционно-образовательные:·         Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;·         Совершенствован...

Занимательная математика. Тема:"Число и цифра 3. Путешествие по сказкам."

План-конспект открытого занятия по математике для дошкольников в студии гуманитарного развития "Малышок"...

Число 7. Цифра 7. Путешествие по сказкам

Цель: продолжать знакомить с числом и цифро7, днями недели и музыкальными нотами; дать представление о числе как явлении окружающего мира(7 цветов радуги, 7- число в сказках, 7 нот, 7 дней в недели); ...

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в сказку». (Цвет, длина и число).

Цели: Учить детей составлять число 5 из двух меньших чисел, используя палочки Кюизенера. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке. Развивать умение мыслить, рассужд...

Сюрпризный момент к Новогоднему празднику по мотивам фильма – сказки « Варвара Краса – Длинная Коса» и « Старая, старая сказка» для детей старшего возраста.

Сюрпризный момент к празднику «Зима, прощай», по мотивам мультфильма « Домовёнок Кузя»для детей подготовительного возраста....

«Путешествие по сказкам с числом и цифрой 3»

Занятие по ФЭМП В группе компенсирующей направленности "Путешествие по сказкам с числом и цифрой 3"...